Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2016
Борталевич С.И.,
доктор экономических наук, доцент, заведующая Центром
исследования проблем развития энергетических рынков
и энергетической инфраструктуры, Институт проблем рынка РАН
В статье рассматриваются проблемы развития в научно-технической сфере стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях нестабильной финансово-экономической ситуации и на основе этого сформулированы основные черты формирования перспективной модели для создания интегрированной союзной инновационной системы нового типа в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС.
Разработка мер оптимизации управления при удовлетворении спроса и предложения в рамках группы ключевых корпораций стран ЕАЭС с переходом от обеспечения ресурсами к обеспечению высокотехнологичной продукцией на межрегиональном, национальном и союзном уровнях в рамках государственного и корпоративного управления базируется на реформировании науки и техники как системообразующей сферы стран – участниц ЕАЭС.
Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-03014 а).
Изменения в российской экономике предъявляют новые требования к организационной структуре, координации работы информационных систем управления на базе современных программно-технических средств [1]. Условия создания и функционирования ЕАЭС направлены на стимулирование открытой конкуренции на общем рынке [2].
Решение поставленных задач обеспечивается за счёт использования распределённых инновационных кластеров и связанных с ними предприятий (организаций) с опорой на крупные корпоративные группы хозяйствующих субъектов всех форм собственности (в первую очередь с государственным участием). Так возможно сформировать системное ядро организационных структур. Данные меры реализуются применительно к различным уровням реализации инновационных, финансовых, научно-технических связей на основе обеспечения союзного импортозамещающего товарного взаимообеспечения. Евразийским инновационным агентам достаётся системно-распределённый доступ по требованию к единому пулу настраиваемых информационно-вычислительных ресурсов в рамках региональных и (или) корпоративных центров с выходом на эффекты мультифункциональной оптимизации процессов государственного планирования, мониторинга и координирования группы научно-технических проектов (программ) в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС и зон ответственности в научно-технической сфере и технологически связанных отраслях и секторах национальных экономических систем стран ЕАЭС.
Структурные закономерности и модернизационные особенности нуждаются в дальнейших исследованиях с учётом потребности развития наиболее эффективных векторов государственной экономической политики и корпоративных стратегий развития, позволяющих частично сохранить сформированную в России и странах ЕАЭС народнохозяйственную добавленную стоимость.
Принцип выделения системообразующих кластеров и экономических сегментов применим к территориально обособленным, но экономически связанным национальным системам и облегчает возможность их последующего включения в состав экономических союзов с участием России, в том числе ЕАЭС.
Требуется создание специализированных информационных систем в рамках системообразующей информационно-вычислительной инфраструктуры. Такая инфраструктура должна позволять регистрировать, передавать, собирать и обрабатывать данные в центры управления распределённых конвергентных инновационных кластеров. Данные меры определяют выход на сервисы информационных систем управления, услуги многомерного моделирования, вычислительное обслуживание научных исследований как инструмента системной оптимизации развития национальной науки и техники, как основы формирования единой научной и производственной системы ЕАЭС, других отраслей и секторов национального хозяйства.
Развитие экономических и технологических мер оптимизации объёмов и структуры перетоков в товарообеспечении региона создаёт возможность внедрения инновационных технологических решений в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС с учётом критериев экономической целесообразности в рамках приоритетов союзного (в рамках ЕАЭС) импортозамещания с опорой на технологические решения информационных систем управления, многомерного моделирования, на вычислительное обслуживание научных исследований. Конвергенция(1) систем и процедур управления необходима для совершенствования управления территориально распределёнными инновационными кластерами при преобразовании сложившихся форм организации процессов развития научно-технической сферы стран – участниц ЕАЭС на основе проектирования и отладки информационной инфраструктуры и средств многоуровневой аналитики.
(1) Конвергенция – (от лат. cоnvergo – «сближаю») – процесс сближения, схождения (в разном смысле) компромиссов; противоположна дивергенции.
Это обеспечивается через автоматизацию стратегического управления процессами модернизации при построении распределённых систем управления, координации и планирования в органах государственного управления и хозяйствующих субъектах в экономике России, важность чего обусловлена необходимостью преодоления вилки роста цен на высокотехнологичную продукцию в ближайшие годы.
На этой базе достигнута возможность оптимизации отношений между взаимосвязанными союзными суперсистемами на основе сквозной интеграции на межрегиональном, национальном и союзном уровнях организационно-экономического управления всем научно-производственным базисом при организации импортозамещения путём удовлетворения встречных векторов спроса и предложения в отношении товарных поставок и инвестиций в рамках ЕАЭС. Обмены отражают технические, экономические и инфраструктурные характеристики. Одновременно происходит активизация модернизации группы научно-технически взаимосвязанных конвергентных инновационных кластеров гражданского и оборонного характера на новой организационной, информационной и технологической основе. Эти меры структурированы в рамках консолидации различных научно-технических звеньев инновационной цепочки и оптимизации организационного взаимодействия при реализации комплексной союзной научно-технической политики на основе критериев эффективности, устойчивости и сбалансированности товарообеспечения при построении единой научной и производственной системы ЕАЭС. Необходима выработка системных мер повышения конкурентоспособности в научно-технической сфере на основе технологических, информационных и организационных факторов с опорой на сквозное координированное управление локализованными сегментами инновационных систем стран ЕАЭС.
Управление основывается на интеграции их экономик и на росте в рамках ЕАЭС внутреннего научно-технического оборота, сосредоточивающего ресурсы, необходимые для генерирования новых идей, создания новых образцов высокотехнологичного оборудования, продвижения фундаментальных и прикладных исследований при преобразовании сложившихся форм организации процессов развития научно-технической сферы стран – участниц ЕАЭС.
Субъекты российского научно-технического рынка нуждаются в стимулировании процессов интеграции в союзную суперсистему больших объёмов распределённой генерации и повышении управляемости потоками инноваций и сложной высокотехнологичной продукции с ориентацией на повышение эффективности процесса наращивания добавленной стоимости при регулировании экспортных товарных и финансовых потоков с ориентацией на приоритеты импортозамещения [3; 4].
Существует острая потребность в принятии и реализации решений, оптимизированных по критерию повышения эффективности и устойчивости на основе средств автоматизации, связи и вычислительной техники, которые координированно функционируют на разных уровнях иерархии: в центрах управления с выходом на региональные эффекты процесса наращивания добавленной стоимости при регулировании экспортных товарных и финансовых потоков с ориентацией на приоритеты импортозамещения. Данные управленческие мероприятия необходимы для ликвидации критических диспропорций в процессах обеспечения союзного импортозамещающего товарного взаимообеспечения с внедрением новых информационно-аналитических сервисов на основе пакета информационно-технологических решений, обеспечивающих переход к формированию нового технологического каркаса евразийской индустриальной системы, который сформирует в мировой экономике новые рынки (и новые формы научно-технического и финансового доминирования), в том числе включение в управленческий оборот новых динамично изменяющихся сверхбольших объёмов данных, характеризующих неоднородные и нелинейные процессы колебаний спроса на результаты научно-технической деятельности. Поставленные цели могут быть осуществлены с опорой на союзные научно-технические политики, выработанные на основе критериев эффективности, устойчивости и сбалансированности товарообеспечения стран–участниц ЕАЭС. Эти действия необходимо выполнять через формирование инвестиционных программ, нацеленных на конвергенцию управления союзной системой и её научно-технического комплекса для балансирования по спросу и предложению товарной продукции и инноваций, оптимизации российских, евразийско-союзных и далее международных научных, производственных, экономических связей с учётом расширения спектра кризисных и санкционных рисков и угроз. Требуется держаться парадигмы внедрения в рамках ЕАЭС общего информационно-технологического контура, позволяющего обеспечить форматирование информационного поля прежде всего в интересующих научно-технических пространствах.
Такая ситуация поставила структуры управления территориально распределёнными инновационными кластерами при инновационном преобразовании сложившихся форм организации процессов развития научно-технической сферы стран – участниц ЕАЭС перед необходимостью внедрения новых, адаптивных механизмов, интегрированных с научно-технической и телекоммуникационной инфраструктурами.
Ими обеспечивается возможность создания собственной модели проектов обеспечения союзного импортозамещающего товарного взаимообеспечения с использованием принципов интеграции корпоративных информационных систем управления, услуги многомерного моделирования, вычислительного обслуживания научных исследований и развития единой союзной интеллектуальной системы управления для каждого отдельного компонента. В особенности это важно для модернизации, технологического развития и создания координирующей системы управления реализацией экономических и технологических мер оптимизации структуры пакета кооперированных товарных поставок и инвестиций по ключевым направлениям развития науки и техники, внедрения инновационных технологических решений в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС с использованием принципов союзного импортозамещающего товарного взаимообеспечения в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС.
Должна быть заложена новая, интеллектуальная идеология обеспечения выяснения сигналов участников рынков стран ЕАЭС для определения конфигурации встречных векторов платёжеспособного спроса и предложения с выходом на создание реальных возможностей для группы ключевых корпораций стран ЕАЭС осуществлять в кризисных условиях хотя бы модернизационную деятельность и развитие с учётом усложняющихся условий вследствие применения санкций к России и ЕАЭС, с внедрением новых информационно-аналитических сервисов. Конечной целью является преобразование информационно-организационной структуры взаимодействия хозяйствующих субъектов, виртуально локализуемого в общих интересах ЕАЭС, для удовлетворения встречных векторов спроса и предложения на уровне мировых стандартов [5].
Требуется переход к методам управления с опорой на конвергенцию управленческих систем для повышения координации, синхронной работы и сохранения результирующей устойчивости всех участников постсоветских товаропроизводителей с использованием принципов союзного импортозамещающего товарного взаимообеспечения в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС. Здесь открывается широкий спектр новых путей оперирования товарными поставками и инвестициями, оптимизации параметров эксплуатации инновационно-генерирующих систем, основанной на концепции сдерживания нагрузки системы до критического уровня с выходом на различные варианты реализации. Необходимый результат достигается с опорой на устранение «узких мест» в различных распределённых постиндустриальных схемах на основе организации распределённого информационно-технологического пространства с синхронизированным обменом данными и оптимизацией взаимодействия между различными подсистемами в рамках технологической платформы «Интеллектуальная научно-техническая система России».
Модернизация науки и техники как системообразующей сферы стран – участниц ЕАЭС может быть реализована через переход к автоматизированным системам управления, сбора и обработки данных, связи и информационного обеспечения. Она должна осуществляться одновременно с внедрением новых комплексных механизмов поддержания системной эффективности процессов обеспечения технологического суверенитета стран – участниц ЕАЭС, с использованием мультиагентных принципов новых управленческих сервисов, предоставляемых системами интегрированной поддержки жизненного цикла научно-технической продукции, с помощью информационно-вычислительной среды нового поколения с выходом на эффекты стратегического планирования процессов реализации фундаментальных исследований и прикладных разработок, опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, патентования результатов этих работ в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС. Результат достигается на основе повышения эффективности балансирования по спросу и предложению товарной продукции и инноваций. Требуется интегрировать функции управления, контроля и распределения информации в единой системе заказов и технического обеспечения для повышения устойчивости, непрерывности и оперативности управления [5].
Аналогична ситуация в отношении направлений обеспечения сбалансированности интересов производителей результатов научно-технической деятельности (и потребителей инноваций и наукоёмкой продукции), формирующих через оптимизацию цен и тарифов на ресурсы возможность сокращения нерациональных финансовых издержек.
Эффективность может быть достигнута путём:
1) реализации комплексной союзной научно-технической политики на основе критериев эффективности, устойчивости и сбалансированности товарообеспечения региона, которая реализуется через формирование инвестиционных программ, нацеленных на конвергенцию взаимодействия персонала хозяйствующих субъектов с сетецентрическими и полицентрическими комплексами управления для балансирования по спросу и предложению товарной продукции и инноваций, оптимизации международных научных, производственных, экономических связей;
2) консолидации на этой базе группы технически связанных решений в рамках унифицированных на межрегиональном и региональном уровнях мер консолидации различных научно-технических звеньев инновационной цепочки и оптимизации организационного взаимодействия на всех технологических и информационных пространствах союзной суперсистемы, внедрения гибкой системы управления (сочетание централизованного и локального управления). Такие цели могут быть достигнуты на базе комплексирования соответствующих экономических и технологических мер оптимизации структуры пакета кооперированных товарных поставок и инвестиций по ключевым направлениям развития науки и техники и формирования единой научной и производственной системы ЕАЭС путём формирования распределённого, территориально разнесённого макроконкурентного контура организации импортозамещения;
3) мультиагентной оптимизации объёмов, структуры и каналов движения результатов научно-технической деятельности и повышения эффективности балансирования по спросу и предложению товарной продукции и инноваций, оптимизации сложных процессов управления большим количеством инновационных агентов на новом качественном уровне.
Предлагаемый механизм реализуется с опорой на структуру распределённых конвергентных инновационных кластеров производящего и потребляющего уровней при реализации кооперированных товарных поставок и инвестиций, формирование научно-производственных альянсов с опорой на решения использования новых аппаратных средств, позволяющих изменять параметры сетей в зависимости от ситуации в союзной суперсистеме, применения облачных информационно-вычислительных сервисов (в том числе с использованием искусственного интеллекта) и информационных технологий в сочетании с управлением спросом потребителей инноваций и наукоёмкой продукции. Это позволяет резко расширить применение современных средств автоматизации процессов управления и расширить возможности постсоветских товаропроизводителей с использованием принципов союзного импортозамещающего товарного взаимообеспечения в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС на базе создания интегрированной системы мониторинга и управления объектами, телекоммуникационной системы, информационно-вычислительных систем субъектов индустриальной инфраструктуры, а также информационно-расчётных систем оптового и розничных рынков инноваций и сложной высокотехнологичной продукции. Здесь необходима целенаправленная региональная политика концентрации инвестиций в программах формирования распределённой иерархической многоуровневой структуры управления процессами организации кооперированных товарных поставок и инвестиций для удовлетворения спроса и предложения по ключевым направлениям развития науки и техники. Она реализуется на базе современных программно-технических средств, сетевых и информационных технологий, отвечающих приоритетам формирования новых типов отраслей на научно-технологической базе инноваций путём развития методологии и основных технологических решений в рамках парадигмы внедрения в рамках ЕАЭС общего информационно-технологического контура, позволяющего обеспечить форматирование информационного поля прежде всего в интересующих научно-технических пространствах.
Важным условием успешности таких действий является модернизация различных уровней управления. Сформулированные мероприятия необходимы для обеспечения устойчивого и эффективного функционирования союзной суперсистемы путём обеспечения организационно-технологической эффективности перехода от существующей технологической базы группы научно и технически связанных инновационных кластеров гражданского и оборонного характера с минимально возможными издержками в рамках технологической платформы «Интеллектуальная научно-техническая система России».
Требуются анализ и учёт особенностей сложившегося механизма управления технологических векторов управления – от проектов функционирования экономик стран ЕАЭС до уровня управления качеством и эффективностью снабжения потребителей инноваций и наукоёмкой продукции в инновационные программы, ориентированные на снижение операционных затрат и объёмов строительства новых объектов с опорой на сквозное координированное управление локализованными сегментами инновационных систем стран ЕАЭС, основанного на интеграции их экономик и на росте в рамках ЕАЭС внутреннего научно-технического оборота, продвижения фундаментальных и прикладных исследований. Такие меры необходимы для повышения эффективности процессов выхода постсоветских товаропроизводителей на новое качество управления при удовлетворении спроса и предложения в рамках группы ключевых корпораций стран ЕАЭС с переходом от обеспечения ресурсами к обеспечению высокотехнологичной продукцией, в том числе управления процессами нового строительства и модернизации, а также капитального ремонта и придания на этой основе инновационного импульса всему научно-техническому комплексу стран.
Задачи развития расширенного спектра моделей взаимодействия хозяйствующих субъектов, виртуально локализуемого в общих интересах ЕАЭС, объединят конвергентные инновационные кластеры, сбалансированные по спросу и предложению товарной продукции и инноваций. В результате осуществляется выход на долгосрочное прогнозирование, планирование и анализ корпоративных и отраслевых балансов, графиков поставок и кратко- и долгосрочно-конъюнктурных ситуаций для всех составляющих в научно-технической сфере с учётом приоритетов налаживания взаимодействия при организации импортозамещения в отношении деятельности группы ключевых корпораций, институциональных структур, финансовых и инфраструктурных систем ЕАЭС, которые, завися друг от друга, участвуют в осуществлении международного экономического сотрудничества при реализации кооперированных товарных поставок и инвестиций. Ситуацию необходимо учитывать в инвестиционных проектах распределённых инновационных кластеров и программах региональных властей для наращивания технических возможностей существующих систем технологического и экономического управления при оптимизационной компоновке перспективной структуры функциональных и управленческих связей с вариативным применением различных форм государственно-частного партнёрства в научно-технической сфере стран – участниц ЕАЭС.
Необходим выход на реальную динамическую управляемость в цепочке взаимосвязанных инвестиционных и научно-технических циклов и преобразовании сложившихся форм организации процессов развития научно-технической сферы стран – участниц ЕАЭС. Нужна переоценка реальной управляемости науки и техники как системообразующей сферы стран – участниц ЕАЭС. В итоге будет обеспечен выход на новые показатели эффективности балансирования по спросу и предложению товарной продукции и инноваций, оптимизации дифференцированной господдержки инновационных компаний в зависимости от различных характеристик их научно-технической эффективности для выбора наиболее эффективных вариантов замещения устаревших решений.
Литература
1. Борталевич С.И. Сетецентрическая оптимизация схем управления технологическими и экономическими процессами в энергетике ЕАЭС // Экономические науки. – 2015. – № 3.
2. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М., 2014.
3. Евразийский экономический союз (ЕАЭС): финансовая и промышленная политика. – М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2015.
4. Современное состояние и перспективы экономической интеграции на евразийском пространстве. – М.: Эдитус, 2015.
5. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы. – 2-е изд., доп. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 2015.