Реализация потенциала экспорта технологий в России: принципы и приоритеты



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2010


Малеев Г.В.,
аспирант СКАГС


В статье предлагаются способы реализации потенциала экспорта технологий за счет использования налоговых, финансовых и институциональных механизмов. Рассматриваются меры, направленные на создание инфраструктуры коммерциализации инноваций за счет интеграции в инвестиционное пространство наукоемких предприятий при российских вузах с помощью института саморегулируемых организаций.


По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, на долю наиболее быстро развивающихся экономик мира (Китай, Индия и Россия) приходится около 400 млрд долл. мирового рынка высокотехнологичной продукции. Соотношение внутри этой группы далеко не в пользу России: на долю Китая приходится около 300 млрд долл., Индии – 50 млрд долл., а России – всего 5 млрд долл. При таком существенном отставании по объему экспортированной  высокотехнологичной продукции Россия является лидером среди стран этой группы по уровню образования и по компоненту интеллектуальной собственности в продуктах научно-технической сферы.


Однако при наличии такого потенциала Россия остается импорто ориентированным государством.


Отрицательное сальдо во внешней торговле высокотехнологичной продукцией в 2000 г. составляло 1,5 млрд долл., а в 2007 г. чистый импорт составил 82 млрд долл. [5].


Постоянное повышение доли импортируемых технологий на национальном рынке приводит к оттоку капитала и снижению конкурентоспособности товаров национальной промышленности на мировых рынках.


Среди проблем, препятствующих реализации потенциала экспорта технологий, следует выделить неадекватность налоговой системы, недофинансирование и отсутствие институциональной поддержки.


Больше половины российского экспорта высокотехнологичных продуктов приходится на экспорт программного обеспечения (ПО) и IТ-услуг (около 2,6 млрд долл.) [5]. Отсюда анализ возможных путей решения стоящих перед высокотехнологичными экспорто ориентированными компаниями проблем целесообразно начать с отраслевых особенностей.


Одна из особенностей и преимуществ высокотехнологичного бизнеса состоит в том, что он не имеет жесткой страновой привязки в отличие, например, от сырьевого сектора. Индустрия высоких технологий в силу особенностей производимого продукта обладает специфичной структурой себестоимости.


Для этой отрасли затраты, связанные с персоналом компании (зарплатоемкость), могут составлять до 83% полной себестоимости. Для сравнения: в секторе розничной торговли или в машиностроении доля расходов на оплату труда составляет примерно 10% совокупных затрат [3].


Поэтому если окажется, что российский инженер стоит дороже, чем индийский, китайский или вьетнамский, то очевидно, что предприниматель предпочтет финансировать более дешевые трудовые ресурсы. В данном случае при размещении производства цена на высококвалифицированный труд имеет определяющее значение в сравнении с ценой на другие факторы производства.


В результате подобной ситуации происходит мигрирование разработческой базы и фактически теряется возможность создания на ее основе инновационных технологий.


Что формирует дороговизну трудовых ресурсов одной юрисдикции относительно другой помимо уровня развития отрасли и ситуации на рынке труда? Для компаний, создающих продукты с высокой долей интеллектуальной собственности в их стоимости, цена оплаченных трудовых ресурсов в значительной степени определяется налоговой нагрузкой на фонд оплаты труда (ФОТ).


В России это единый социальный налог (ЕСН).


С 1 января 2010 г. ЕСН как термин перестал существовать, уплата ЕСН заменена страховыми взносами. Изменения коснулись ставок, порядка начисления и уплаты. 2010 г. будет переходным периодом – ставка налога останется на уровне максимальной ставки 2009 г. – 26%. Новый закон, вступивший в силу с 01.01.2010, не предусматривает льгот для компаний, занятых в сфере  экспорта высоких технологий.


В дальнейшем, по расчетам, это приведет к тому, что компания-экспортер, занимающаяся разработкой программного обеспечения с годовой выручкой 40 млн долл. и нормой прибыли 10%, к 2011 г. при сохранении уровня зарплат и других затрат на уровне 2009 г. опустится ниже точки безубыточности и фактически станет убыточной.


Компании, основной статьей расходов которых является оплата трудовых ресурсов, формируют платежеспособное население, создающее внутренний спрос. Поэтому уход с рынка подобных игроков приведет не только к сокращению высокотехнологичного сектора экономики, но и к падению внутреннего потребления – одного из драйверов экономического развития.


Сравнивая российский налоговый режим для высокотехнологичного сектора с налогообложением в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), можно заметить, что компании, занимающиеся экспортом высоких технологий, в этих странах пользуются большей поддержкой.


В Индии для компаний, работающих в сфере высоких технологий, средний процент социального налога составляет 6% по году, а в Китае такие компании пользуются режимом технопарков.


Бразильским экспортерам высоких технологий предоставлена льготная ставка 10%.


Учитывая структуру российской налоговой системы, целесообразно использовать опыт Китая, предоставив компаниям-экспортерам высокотехнологичного сектора право пользоваться режимом особых экономических зон (ОЭЗ). Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрены особенности исчисления и уплаты ЕСН для ОЭЗ технико-внедренческого типа.


При этом работа на принципах ОЭЗ позволяет уплачивать ЕСН по эффективной ставке, не превышающей 18%.


Второй мерой налогового характера для поддержки экспорта сектора высоких технологий, прежде всего ПО и IT-услуг, должна быть мера, адаптированная к интересам инвесторов, готовых вкладывать средства в проекты с высокой долей риска.


Основная проблема оценки налоговой нагрузки с точки зрения инвестирования в инновации в том, что налоговый режим не позволяет учитывать повышенный риск, присущий инновационной деятельности. Механизм венчурного (рискового) финансирования заключается в рисковой схеме, которая предполагает, что лишь часть из финансируемых проектов будет иметь столь высокую доходность, которая покроет убытки от остальных неудачно реализованных проектов. «Утяжеление» налогами инвестиционных проектов снижает их доходность, удлиняет срок окупаемости и уменьшает инвестиционный интерес к прорывным технологиям.


Конструкция налоговой системы должна позволять осуществлять инвестиции в стартапы, накапливать убытки, а потом компенсировать эти убытки прибылью и только после этого платить налоги. Государство, «инвестируя» в высокие технологии путем предоставления налоговых каникул на закрепленный законом срок, выигрывает, получая дополнительные налоговые доходы за счет ускоренного развития данного сектора.


В Индии компании-экспортеры, разрабатывающие ПО, освобождены от налогов на 100% первые пять лет своей деятельности. Следовательно, налогоемкость продукции этого сектора в период освоения и адаптации к рыночным условиям равна нулю.


Предоставление адресной инвестиционной налоговой льготы компаниям – экспортерам высокотехнологичной продукции в виде освобождения от уплаты одного или нескольких налогов в первые 3–5 лет своего существования может являться действенным инструментом по стимулированию инвесторов к рисковому финансированию в высокотехнологичный сектор.


Процесс интернационализации технологий несет как операционные, так и финансовые риски, недофинансирование которых также ограничивает экспортный потенциал. Чтобы пройти экспертизу мировой конкуренцией, высокотехнологичный продукт требует государственной поддержки в виде правовых и финансовых гарантий, покрывающих риски экспортеров. Определяя приоритетную отрасль, в которой государство распределит риск с инвестором, оно фактически формирует предпосылки для привлечения в нее внешнего финансирования, отсутствие которого является препятствием для реализации потенциала экспорта технологий в России.


Показателен опыт немецкой компании «Гермес», пользующейся государственной поддержкой и занимающейся страхованием экспорта с 1917 г. Для немецкого правительства участие в страховании экспорта технологий является зарекомендовавшим инструментом и механизмом инвестиционного и экономического сотрудничества с другими странами. Правительство Германии ежегодно закладывает в федеральный бюджет определенный объем экспортных гарантий, который в 2009 г. составлял 117 млрд евро [1].


Другой пример распределения рисков характеризует, как государство снимает часть рыночного риска с производителей, ориентируя их сосредоточивать ресурсы на производстве. В Китае производитель экспорто ориентированной высокотехнологичной продукции при соответствии определенным критериям заключает контракт с агентством поддержки экспорта и передает агентству коммерческие риски, оставляя за собой операционные риски. Производитель,  выполнивший свои обязательства по параметрам времени, качества и стоимости произведенной продукции, не имеет проблем с дальнейшей контрактацией, так как риск реализации передается агентству.


Целесообразно использовать опыт поддержки финансирования высокотехнологичных экспорто-ориентированных предприятий путем создания подобного агентства в России. Это будет способствовать снижению рисков для высокотехнологичных компаний при выходе на мировой рынок.


Реализация потенциала высокотехнологичного экспорта предполагает формирование внутренней среды для создания инноваций и дальнейшей коммерциализации их до стадии технологий с экспортным потенциалом.


С недавнего времени вузам и академическим институтам разрешается создавать хозяйственные общества, наделяя их правоспособностью и дееспособностью путем внесения в их уставный капитал результатов интеллектуальной деятельности (РИД) по закрытому перечню. Предметом деятельности таких компаний должно стать практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат соответствующим образовательным учреждениям. Закон направлен на создание на базе образовательных учреждений современных наукоемких предприятий с возможностью привлечения инвестиций.


К сожалению, в законе отсутствуют решения, которые способствовали бы привлечению  инвесторов в такие предприятия. Такими решениями могли бы стать меры, уменьшающие стоимость капитала для таких компаний или снижающие налоговую нагрузку. В то же время этим нельзя ограничиваться.


Для того чтобы превратить научные разработки в коммерческую продукцию с возможностью ее дальнейшего экспорта, необходима инфраструктура коммерциализации инноваций с возможностью дальнейшего экспорта наиболее успешных из них. Для научно ориентированной компании, сформированной в рамках образовательного учреждения, важно сориентироваться на рынок и построить бизнес-модель: оценить рыночные возможности и конкурентную ситуацию, разработать маркетинговую программу, правильно оценить затраты и выгоды во временной перспективе. Начальный этап традиционно характеризуется наивысшим уровнем делового риска из-за множества неопределенностей.


Еще более сложной задачей, которая потенциально будет стоять перед вузом при создании наукоемкого предприятия, является идентификация целевого инвестора (инвесторов). Наукоемким предприятиям важно обеспечить доступ к нужному инвестору. Не стоит стучаться в двери всех потенциальных инвесторов в надежде найти благодетеля. Все бизнесмены конкурируют за капитал, поэтому должны выходить на рынок с сильными аргументами и умением убеждать.


Необходимо четко понимать, какая категория инве сторов оптимально соответствует нуждам наукоемкого предприятия, что они хотят и какие инвестиционные возможности ищут. Задача выбора наиболее подходящего инвестора заключается в поиске инвесторов с подходящей специализацией, опытом и навыками. Сегодня у инвесторов широкий выбор альтернатив по вложению капитала, и, если рынки капитала не поверят в стратегию наукоемкой компании или ее команду, хорошего результата ей не видать.


Оценка верна в случае, если в нее верят рынки капитала. Отсюда становится очевидной центральная роль коммуникации в формировании правильного восприятия рынками стоимости и рисков, присущих инновационному бизнесу.


Возникает необходимость создания такой социальной технологии, которая была бы способна создавать динамичную и активную предпринимательскую экосистему, формирующую  инвестиционный спрос на инновации, и в то же время развивала научно-техническую ответственность субъектов инновационной деятельности перед инвесторами. Для этой цели целесообразно использовать институт саморегулируемых организаций на принципах коллективной ответственности финансового и репутационного характера [6].


Образовательная (университетская) среда может выступать естественным источником идей инновационных проектов, претендующих в будущем на коммерциализацию до стадии экспорта.


Но эту задачу не решить без адекватного построения институтов корпоративного управления, связанных с качественным распределением и контролем ресурсов внутри таких компаний, а также с правильной системой мотивации. Смогут ли вновь созданные наукоемкие предприятия, на которых будут работать молодые специалисты – вчерашние студенты, самостоятельно выстраивать бизнес-модели, ориентированные на рынок, и взаимодействовать с инвесторами? И, что не менее важно, кто и как будет регулировать этот процесс?


Ассоциации наукоемких предприятий при вузах по отраслевым специализациям на принципах саморегулирования могли бы эффективно справиться с этой задачей. Цель такого саморегулирования – повышение эффективности взаимодействия наукоемких предприятий с инвесторами, предсказуемость и стабильность появления инновационного продукта, ориентированного на рынок.


Саморегулируемые организации (СРО), создаваемые вузами в форме некоммерческих партнерств, смогли бы идентифицировать лучших поставщиков капитала для наукоемких университетских предприятий, выходить к ним от имени вуза с правильным предложением, налаживать эффективную коммуникацию с инвесторами, регулярно сообщать им о результатах деятельности, чтобы сохранить доверие, направлять усилия на те группы инвесторов, которые скорее других положительно отреагируют на ценностное предложение научно ориентированного предприятия.


Сняв эти функции с вузов, СРО позволят снизить уровень издержек вузов и сконцентрировать усилия наукоемких предприятий на научно-практической деятельности, в результатах которой заинтересован инвестор. С целью улучшения контакта с инвесторами и повышения производительности наукоемких предприятий подобным саморегулируемым структурам необходимо будет создать отдельные стандарты, например стандарты работы с инвесторами, стандарты соответствия продуктов потребностям рынка. Соответствие стандартам будет означать для вуза тот или иной этап взаимодействия с инвестором: начальный, продвинутый или готовый к финансированию. Согласовывая свое поведение, вузы смогли бы лучше учитывать интересы поставщиков капитала, подтягиваться к лучшим примерам, к лучшей практике. Стандарты должны будут появиться как результат дискуссии производителей – наукоемких предприятий и дискуссии потребителей – инвесторов, готовых финансировать инновационные проекты на различных стадиях жизненного цикла. Деятельность СРО будет осуществляться за счет отчислений вузов и комиссионных от успешных инвестиционных проектов.


Таким образом, разовьется саморегулируемый рынок, который установит правила расчетов для своих участников.


По мере роста и созревания университетской компании до стадии экспорто-ориентированной и изменения ее профиля риска будут меняться и способы привлечения капитала и требования, предъявляемые к ней инвесторами. «Бизнес-ангелы», как правило, выступают первыми профессиональными инвесторами для новаторских проектов. Венчурные фонды перекупают успешные проекты уже позднее. И только затем в дело вступают фонды прямых инвестиций.


Стратегия, ориентированная на экспорт технологий, должна обеспечивать наукоемким предприятиям, образованным в рамках российских вузов, возможность доступа к источникам финансирования на всех стадиях своего развития с целью максимальной реализации экспортного потенциала.


Начальный этап финансирования связан с информационной неэффективностью, которая довлеет над рынком. Масса перспективных начинающих компаний не получают финансирования лишь из-за отсутствия связи между предпринимателем и подходящим «бизнес-ангелом» [2]. В настоящее время в России уже существует несколько региональных сетей «бизнес-ангелов».


И в данном случае роль СРО будет заключаться в получения заявок от инвесторов, осуществлении бизнес-экспертизы университетских проектов, построении эффективного позиционирования наукоемких предприятий в глазах инвесторов с целью взаимовыгодной коммуникации. Это заметно сократит трансакционные издержки участников этого процесса, а также повысит привлекательность данного сегмента среди других инвестиционных альтернатив, способствовав тем самым реализации потенциала экспорта технологий в России.


Когда выросший бизнес потребует участия венчурного капиталиста, определяющим станет необходимость правильной оценки перспектив роста и момента выхода инвестора из бизнеса.


Стоимость выхода, то есть ожидаемая стоимость бизнеса через три-четыре года, рассчитывается на основе дисконтированных денежных потоков. Отталкиваясь от стоимости выхода,  устанавливается стоимость входа – цена, которую инвестор готов заплатить за долю целевой компании. Цена рассчитывается, исходя из времени до выхода и требуемой доходности. Чем выше риск, тем выше требуемая доходность [7]. Венчурный капиталист получает доход при выходе из инвестиционного проекта. Поэтому стратегия выхода (публичное предложение акций или продажа компании другому инвестору) является критическим фактором при принятии решения о финансировании. Очевидно, что наличие в саморегулируемых ассоциациях университетских компаний компетенций в области реинвестирования будет способствовать развитию высокотехнологичного экспорта.


Реализовать стратегию, направленную на экспорт высоких технологий, в России невозможно без совместного поиска форм взаимодействия образовательного сообщества, индустрии высоких технологий и государства. Успешная экспорто ориентированная экономика требует развитой научно-технической и социально-технологической базы с высокими инвестиционными возможностями. В этих условиях только согласованная системная политика в области налоговой финансовой и институциональной поддержки будет способствовать реализации экспорта технологий.


Литература
1. Зверев А.В. Страхование экспортных кредитов в Германии: система «Гермес» // Деньги и кредит. – 2009. – № 10.
2. Каширин А., Семенов А. В поисках бизнес-ангела. Российский опыт привлечения стартовых инвестиций. – М.: Вершина, 2007.
3. Тропаревская Л.Е., Ремезова М.Ю. Некоторые особенности развития российских промышленных отраслей, диктуемые современными финансово-экономическими условиями // Вопросы экономических наук. – 2008. – № 3.
4. Ричард Брейли, Стюарт Майерс. Принципы корпоративных финансов. – М.: Олимп-Бизнес, 2007.
5. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб.: [Электронная версия]. – Режим доступа: gks.ru/
6. Тосунян Г.А. Теория саморегулирования рынка. – М.: Юристь, 2004.
7. Филип Котлер, Хермаван Картаджайя, Дэвид Янг. Привлечение инвесторов. Маркетинговый подход к поиску источников финансирования. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.


25.09.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста