Особенности формирования себестоимости аудиторских услуг в современных российских условиях



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2006


Активное развитие аудиторской деятельности в России за последние 15 лет ставит новые задачи для исследований в области учета. Среди целей бухгалтерского управленческого учета установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение. В условиях рыночной экономики подход к ценообразованию коренным образом изменился по сравнению с ценообразованием в плановой экономике. Процесс ценообразования становится скорее искусством, чем наукой.

Особенностью управления аудиторской деятельностью является необходимость в определении цены до начала работ. Лишь после подписания договора аудитор приступает к работе. Заранее определить себестоимость работ достаточно сложно. Это зависит от ряда факторов:
— различия в ведении бухгалтерского учета на разных предприятиях (автоматизированный, «вручную», смешанный);
— разнообразие организационно-правовых форм проверяемых предприятий, а также видов деятельности, которыми они занимаются;
— различия систем налогообложения, применяемых предприятиями (раздельный учет при нескольких видах деятельности, специальные режимы и т.п.);
— различие квалификации главных бухгалтеров, а соответственно и качества ведения бухгалтерии предприятий;
— невозможность точно учесть затраты времени аудитора на проведение проверки данной организации;
— зависимость заработной платы аудитора от стоимости проверки, так как в себестоимость данной проверки входит в том числе и зарплата аудитора.

Но несмотря на все эти сложности, руководителю необходимо своевременно рассчитать цену работы, чтобы выйти на запланированный объем прибыли. Можно указать лишь вехи, на которые опираются аудиторы при определении стоимости проведения аудита:
объем работ;
специфика деятельности предприятия;
период, за который должен проводиться аудит;
местонахождение фирмы;
качество учета;
среднее количество операций;
численность работников предприятия.

Именно поэтому в солидных аудиторских фирмах не бывает стандартных тарифов на услуги. Для их определения, как правило, необходимо предпринять некоторые действия.

С другой стороны, не исключено, что в договоре будут зафиксированы лишь количество специалистов и стоимость «человеко-часа». Окончательная же стоимость услуги будет известна лишь после проведения аудита. Таким образом, аудиторам будет оплачено реально затраченное на проверку время. Это может быть выгодно как аудиторам, так и заказчику. Но подобный способ уместен, если есть достаточные основания для доверия: клиент должен быть уверен, что каждый оплаченный им час аудиторы используют по назначению.

Альтернативой является заключение договора сразу на определенную сумму. В этом случае аудиторская фирма должна будет достаточно точно оценить время, которое могут затратить ее специалисты на выполнение заказа. А значит, стоит ожидать, что исполнитель подстрахуется, зафиксировав в договоре завышенный объем трудозатрат. В таком случае заказчик заплатит большую сумму за гарантию неизменности цены.

Несмотря на высокий уровень подготовки аудиторов и большое количество исследовательских статей, выпускаемых ими, данная проблема очень узко освещена. Это связано в первую очередь с тем, что данная информация в большинстве своем востребована непосредственно аудиторскими организациями, которые неохотно консультируют своих коллег в условиях высокой конкуренции на рынке аудиторских услуг.

В результате проведенного на материалах ООО «Аудитор» исследования было установлено, что ни один из разработанных ранее классических методов калькулирования себестоимости в полном объеме не удовлетворяет потребности современных малых предприятий, доля которых на рынке аудиторских услуг достаточна велика. Это происходит в первую очередь из-за того, что для применения традиционных методов необходима четкая классификация затрат, что на малых предприятиях, использующих специальные налоговые режимы, невозможно. Отсутствие информации о плановой себестоимости очередной проверки не позволяет быстро и эффективно решать управленческие вопросы, возникающие перед руководителем фирмы. Поэтому была предпринята попытка скомбинировать методы для достижения желаемого результата.

В данной статье мы проанализируем лишь результаты проведенного по материалам ООО «Аудитор» исследования, указав основные этапы анализа.
1. На основе данных организации за 2004–2005 годы все фирмы — клиенты организации — были условно разделены на 3 категории (табл. 1).

Таблица 1

Зависимость стоимости услуг аудиторской организации от категории фирмы-клиента

Категория фирмы-клиента

Годовые обороты фирмы

Объем документов

Дополнительные критерии

Стоимость проверки за год

Крупные

Более 5 млн руб.

Большой – несколько расч. счетов, большое количество поставщиков и покупателей

Фирма находится на общем режиме налогообложения

90 000

Средние

От 1 до 5 млн руб.

1—2 расчетных счета, объем кассы средний

Автоматизированная система учета, ЕНВД или УСНО

60 000

Малые

До 1 млн руб.

Бухгалтерский учет ведется не в полном объеме

Специальный налоговый режим

30 000

 

Данная таблица не учитывает таких факторов, как:
является ли фирма постоянным клиентом;
уровень квалификации главного бухгалтера;
платежеспособность фирмы на данном этапе.

Каждый из вышеперечисленных критериев способен на 10—15 % повлиять на стоимость производимой аудиторской проверки.

Таблица 1 не содержит официальных цен на услуги организации. Она составлена на основе анализа стоимости работ, произведенных фирмой за 2004—2005 годы.

2. Были сформулированы следующие управленческие вопросы:
1) какой объем аудиторских проверок необходимо выполнять в месяц, чтобы деятельность фирмы была безубыточна?
2) какое число аудиторов достаточно для эффективной деятельности компании?
3) соответствуют ли установленный уровень цен норме, при которой потребности фирмы удовлетворены полностью?

Ответы на данные вопросы позволят руководителю, на наш взгляд, построить эффективную политику управления фирмой.

Определение фактической себестоимости услуг, оказываемых фирмой, не дает ответов на поставленные вопросы. Этих данных достаточно лишь для анализа уже совершенных этапов деятельности.

3. С использованием возможностей программы Excel попытаемся решить эту задачу, преобразовав ее в задачу линейного программирования и использовав специальную надстройку программы Excel — «Поиск решения». В качестве исходных данных возьмем следующие:
1) заработная плата аудитора составляет 30% от стоимости выполненных работ, что зафиксировано в трудовых договорах, и, соответственно, данная пропорция постоянна;
2) выплаты в Пенсионный фонд на страховую и накопительную часть составляют 14% от дохода работника;
30% х 14% = 4,2 % — от общей суммы дохода составляют выплаты в ПФ;
3) за исследуемый период сумма единого налога, уплачиваемого фирмой, всегда уменьшалась на 50% за счет сумм, уплаченных в ПФ, в соответствии с законодательством, а следовательно, единый налог составлял 3% от доходов;
4) арендная плата и прочие расходы являются постоянной величиной:
13 500 руб. – ежеквартальная арендная плата;
14 268, 23 – прочие расходы в 1-м квартале 2005 г.;
9577, 7 – прочие расходы во 2-м квартале 2005 г.;
8777,05 – прочие расходы в 3-м квартале 2005 г.

Как мы видим, значительное увеличение суммы доходов организации в 3-м квартале не оказало влияния на прочие расходы. Следовательно, можно считать их величину условно-постоянной и использовать в расчетах среднее значение:
(14 268,23 + 9577,7 + 8777,05)/3 = 10 874,33;
в результате округления мы получаем сумму постоянных расходов ООО «Аудитор» за один квартал – 24500 руб.;

5) в полной степени загружены непосредственно проверками в данной организации 3 аудитора (остальные отвечают за консультации и прочее), следовательно, в качестве ограничения по максимальной загруженности аудиторов за месяц возьмем 600 часов (25 раб. дн. х 8 ч х 3);

6) прибыль по плану от одной организации взята на основе анализа цен на рынке аудиторских услуг в Орловской области: в среднем 90 000 — за проверку крупной компании; 60 000 — за проверку организации среднего масштаба (имеет право на использование специального налогового режима); 30 000 руб. — за проверку малой фирмы;

7) в результате анализа проведенных ООО «Аудитор» проверок стало ясно, что на проверку малой организации необходимо 100 нормо-часов; средней — 200 нормо-часов; крупной — 400 нормо-часов.

Задав все необходимые параметры и использовав в качестве основной функции в Excel формулу расчета максимальной суммы выручки, были получены следующие результаты.

Для краткосрочного прогноза (на 1 месяц) оптимальный результат деятельности фирмы – проверка 2 «средних» компаний и 2 «малых» фирм. В данном случае достигается максимальная загрузка времени аудиторов (100%), общий объем чистой прибыли составляет 180 000 руб., из них чистая прибыль – 88 540 руб. (табл. 2).

Таблица 2

Расчет оптимального плана аудиторских проверок на 1 месяц

 

«Крупная» фирма

«Средняя» фирма

«Малая» фирма

Стоимость проверки плановая

90000

60000

30000

Заработная плата аудитора

0

36000

18000

Отчисления в ПФР

0

5040

2520

Единый налог по УСНО

0

3600

1800

Условно-постоянные расходы:

за 1 месяц

 

 

Арендная плата

13500

 

 

Прочие расходы

11000

 

 

Использование рабочего времени

0

400

200

Трудовые ресурсы

600

нормо-часов

(600 х 1 = 600)

Выручка

0

120000

60000

Общий объем выручки

180000

 

 

Чистая прибыль

88540

 

 

Расчетное число проверок

0

2

2

 

Для среднесрочного прогноза (на 3 месяца) оптимальный результат достигается при проверке 7 «средних» и 4 «малых» компаний.

Долгосрочный прогноз (на год) показывает, что проверка крупных организаций по-прежнему оказывается нерентабельной. Оптимальный вариант — проверка 29 «средних» и 14 «малых» организаций.

Изменяя условия данной задачи для каждой конкретной ситуации, можно быстро получать ответ на вопрос о цене договора на проверку. При этом можно изменять ряд параметров (количество аудиторов, используемых для проверок; длительность прогнозного периода, объем постоянных материальных затрат, сумма налогов, процент заработной платы аудиторов и т.д.) и моментально получить ответ на поставленный вопрос.

Предложенная методика может применяться не только аудиторской фирмой, но и любой другой организации, оказывающей услуги. Простота составления и решения данной задачи делает ее доступной широкому кругу пользователей, так как аналогичные сложные программы расчета, построенные на основе диаграммы Гантта, предлагаемые специализированными организациями, не всегда приветствуются руководителями малых организаций вследствие высоких цен.

Решение управленческих задач организации с помощью данной модели и программы Microsoft Excel представляется нам оптимальным вариантом предварительного расчета стоимости аудиторских проверок в малых аудиторских фирмах.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИФК Омега-Л; Высш. шк., 2002.

2.

Крюкова Е. Сколько платят аудиторам (информационная выборка) // Exclusive Personnel. № 3.  30 января 2001 г. С сайта: http://www.metropolis.ru/lib/prices/p30.htm.

3.

http://zaudit.narod.ru/interview.htm.

4.

Пасевич В. Когда урок не впрок // Аудит, консалтинг, ревизия.  №69. 17.09.2002. С сайта: http://www.neg.by/2002/01/25/165.html .

5.

Почем фунт аудита? (Блиц интервью с аудиторами) / Украина http://www.business.kiev.ua/i472/a9920/

6.

Рекламный сайт компьютерных программ для аудит. деятельности http://www.docaudit.ru/programms/auditnet/modules/m6/

7.

Родионов В. Ценообразование на аудиторские услуги http://www.zodchiy.ru/s-info/archive/17.98/page5.html

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста