Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2018
Петров А.Н.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового контроля,
анализа и аудита Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова
В статье рассмотрена проблема оценки эффекта от использования инвестиционного налогового кредита в процессе деятельности коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации.
Главной задачей статьи является исследование возможности применения инструментария финансового анализа в управлении налогами организации.
В процессе хозяйственной деятельности может сложиться такая ситуация, когда у коммерческой организации появляется право на получение инвестиционного налогового кредита (далее по тексту – ИНК). Сущность ИНК сводится к такому изменению срока уплаты налога, когда у организаций имеются основания, перечисленные в ст. 67 Налогового кодекса РФ [1] (далее по тексту – НК РФ), и им предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).
По федеральным налогам ИНК может быть предоставлен только по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. ИНК может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. Организации, которым предоставлен ИНК, могут уменьшать платежи по соответствующему налогу в течение всего срока действия такого договора. Сумма налога, по которому предоставлен ИНК, уменьшается в каждом отчетном периоде. Это продолжается до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех этих уменьшений (так называемая накопленная сумма кредита), не сравняется с суммой кредита, предусмотренного соответствующим договором.
Независимо от числа договоров об ИНК суммы уменьшения платежей по налогу в каждом отчетном периоде не должны превышать половины размера обычных налоговых платежей.
Если по итогам отчетных периодов или по итогам всего налогового периода организация понесла убытки, то соответствующая сумма ИНК будет перенесена на следующий налоговый период.
Для того чтобы ИНК мог быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, достаточно выполнения хотя бы одного из следующих оснований:
1) организация занимается научно-исследовательскими или опытно-конструкторскими работами либо проводит техническое перевооружение собственного производства. Эти мероприятия направлены на создание рабочих мест для инвалидов, на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, а также на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
2) организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, создает новые или совершенствует уже применяемые технологии, создает новые виды сырья или материалов;
3) организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению;
4) организация привлечена к выполнению государственного оборонного заказа;
5) организация инвестирует в создание объектов, которые имеют наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) объектов, которые относятся к возобновляемым источникам энергии, и (или) объектов по производству тепловой и электрической энергии, имеющих коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов и технологий, которые имеют высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации [3];
6) организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации» [2].
Если для предоставления ИНК имеются основания, предусмотренные п. 1 и 5, то ИНК предоставляется на сумму, равную стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования и используемого исключительно на указанные в этих пунктах цели.
Если же по основаниям, указанным в п. 2–4, то суммы кредита определяются соглашением между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, а по основанию, указанному в п. 6, – на сумму кредита, не превышающего расходы на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов.
Проценты на сумму кредита должны находиться в интервале от 1/2 до ¾ ставки Банка России.
Эффективность привлечения ИНК определяется, во-первых, значительной надежностью, а во-вторых, стоимость этого источника финансирования достаточно низкая. Также необходимо отметить, что создать искусственно условия предоставления ИНК практически невозможно, и это обстоятельство, с одной стороны, осложняет, а с другой стороны – гарантирует его предоставление.
С точки зрения экономического содержания и выполняемых функций ИНК является разновидностью обычного кредита. Это означает, что анализировать эффективность его привлечения необходимо с помощью общей методики оценки кредитных ресурсов, т.е. в основу оценки эффективности привлечения ИНК должно быть положено сравнение дисконтированных налоговых платежей с общей суммой налога.
Процесс оценки экономического эффекта от привлечения ИНК целесообразно разбить на следующие этапы:
1) расчет платежей по ИНК в i-м периоде:
где ПЛi – платеж по ИНК в i-м периоде; ВОСДi – возврат основной суммы долга в i-м периоде; ОСТДi – остаток долга по ИНК, на который начисляется процент; СТП – ставка процента по ИНК (в долях единицы);
2) расчет дисконта для каждого из i-х периодов:
где Дi – дисконт для каждого из i-х периодов; r1; r2; ri – уровень инфляции (в долях единицы) в первом… и i-м периодах;
где ДИСКП – дисконтированная сумма платежей за весь период пользования ИНК, состоящий из n периодов, за которые рассчитываются платежи и инфляция;
где ДЭ – дисконтированный эффект от использования ИНК; ИНК – сумма предоставленного инвестиционного налогового кредита; ДИСКП – дисконтированная сумма платежей за весь период пользования ИНК.
Проиллюстрируем предлагаемую методику оценки практическим примером расчета.
Предположим, что организация имеет основание для получения ИНК.
Ранее упоминалось, что ставка процента за пользование ИНК лежит в интервале от 1/2 до 3/4 ставки ЦБ РФ. Поэтому расчет сделаем для минимальной и максимальной ставок. Также предположим, что ставка ЦБ РФ в первом году использования ИНК – 10% годовых, во втором – 9% годовых, в третьем – 8% годовых. По условиям договора кредит погашается равными долями.
Прогнозный уровень инфляции составляет соответственно в первом году пользования ИНК 7%, во втором году – 6% и в третьем году – 5%. Сумма предоставляемого ИНК – 900 тыс. руб.
Сделаем расчет для минимальной ставки ИНК.
Используя теорию дисконтирования, проанализируем экономический эффект от использования данной организацией ИНК. Для этого выполним следующие вычисления:
1) сначала определим величину ежегодного погашения основной суммы долга. Она составит 900 тыс. руб. : 3 года = 300 тыс. руб.;
2) затем рассчитаем платежи по ИНК по годам с процентами за пользование кредитом: 300 тыс. руб. + 900 тыс. руб. × 0,10 : 2 = 345 тыс. руб. – за первый год;
3) 300 тыс. руб. + (900 тыс. руб. – 300 тыс. руб.) × 0,09 : 2 = 327 тыс. руб. – за второй год;
4) 300 тыс. руб. + (900 тыс. руб. – 600 тыс. руб.) × 0,08 : 2 = 312 тыс. руб. – за третий год;
5) продисконтируем платежи: 345 тыс. руб. : (1 + 0,07) = 322,4 тыс. руб. – дисконтированные платежи первого года;
6) 327 тыс. руб. : (1 + 0,07) × (1 + 0,06) = 288,3 тыс. руб. – дисконтированные платежи второго года;
7) 312 тыс. руб. : (1 + 0,07) × (1 + 0,06) × (1 + 0,05) = 262,0 тыс. руб. – дисконтированные платежи третьего года;
8) рассчитаем сумму дисконтированных платежей за три года. Она составит 322,4 + 283,3 + 262,0 = 867,7 тыс. руб.;
9) определяем наличие (отсутствие) дисконтированного эффекта за весь период действия договора об ИНК: 900 – 867,7 = 32,3 тыс. руб.
Полученный результат означает благоприятное изменение будущей стоимости денег во времени с учетом инфляционных факторов; следовательно, использование ИНК в рассматриваемом случае целесообразно. Наличие дисконтированного экономического эффекта подтверждается расчетом, и он составил 32,3 тыс. руб.
Теперь для чистоты эксперимента сделаем те же расчеты, но для максимальной ставки ИНК.
1) сначала определим величину ежегодного погашения основной суммы долга. Она составит 900 тыс. руб. : 3 года = 300 тыс. руб.;
2) затем рассчитаем платежи по ИНК по годам с процентами за пользование кредитом: 300 тыс. руб. + 900 тыс. руб. × 0,10 : 0,75 = 367,5 тыс. руб. – за первый год;
3) 300 тыс. руб. + (900 тыс. руб. – 300 тыс. руб.) × 0,09 : 0,75 = 340,5 тыс. руб. – за второй год;
4) 300 тыс. руб. + (900 тыс. руб. – 600 тыс. руб.) × 0,08 : 0,75 = 318 тыс. руб. – за третий год;
5) продисконтируем платежи: 367,5 тыс. руб. : (1 + 0,07) = 343,5 тыс. руб. – дисконтированные платежи первого года;
6) 340,5 тыс. руб. : (1 + 0,07) × (1 + 0,06) = 300,2 тыс. руб. – дисконтированные платежи второго года;
7) 318 тыс. руб. : (1 + 0,07) × (1 + 0,06) × (1 + 0,05) = 267,0 тыс. руб. – дисконтированные платежи третьего года;
8) рассчитаем сумму дисконтированных платежей за три года. Она составит 343,5 + 300,2 + 267,0 = 910,7 тыс. руб.;
9) определяем наличие (отсутствие) дисконтированного эффекта за весь период действия договора об ИНК: 900 – 910,7 = –10,7 тыс. руб.
Полученный результат неблагоприятен для организации, имеющей право воспользоваться ИНК, дисконтированный эффект отрицателен; следовательно, привлечение ИНК нецелесообразно. Расчеты показали, что при прочих равных условиях результат зависит от ставки, по которой предоставляется кредит, что необходимо учитывать при принятии решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методика оценки эффективности может использоваться для принятия управленческого решения о целесообразности привлечения ИНК. Рассмотренный в приведенном примере способ исследования экономической эффективности, в основе которого лежит теория дисконтирования, может быть использован в отношении не только ИНК, но и других способов переноса сроков уплаты налогов на будущее, таких как отсрочка или рассрочка по уплате налога. Для тех из них, использование которых не подразумевает уплаты процентных платежей, также может применяться предложенная методика с применением нулевой ставки.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.08.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 03.12.2011 (ред. от 28.12.2013) № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 600 (ред. от 25.08.2017) «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения: 14.04.2018).
4. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: практикум – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2015.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. – М.: Омега-Л, 2013.
6. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник / А.Н. Жилкина. – М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2015.
7. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. Практическое руководство. – М.: Инфра-М, 2014.
8. Официальный сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru