Налоговое стимулирование предприятий, осуществляющих инновационную деятельность



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2014


Саакян А.М.,
к. э. н, доцент кафедры финансов и кредита Сибирского
государственного аэрокосмического университета
имени академика М.Ф. Решетнева


Обоснована необходимость государственного налогового стимулирования предприятий различных отраслей и форм собственности в целях обеспечения их конкурентоспособности, устойчивого развития и эффективной реализации инновационной деятельности. Определены особенности каждой из форм налогового стимулирования, предоставляемых государством. Сделан вывод о том, что предоставляемые формы налогового стимулирования различными уровнями государственного управления способствуют инновационной активности предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, обеспечивают их стабильное развитие.


В настоящее время развитие инновационной деятельности предприятий обеспечивает их устойчивость и конкурентоспособность. С помощью различных форм стимулирования государство обеспечивает инновационное развитие предприятий различных отраслей и форм собственности.


Для эффективной реализации предприятиями инновационной деятельности (инновационного процесса) необходима соответствующая государственная поддержка.


Государство формирует концепции, стратегии, реализует конкретные мероприятия посредством стимулов – экономических, финансовых, налоговых, правовых [1; 2; 3; 4; 5].


Одним из направлений стимулирования инновационной деятельности является налоговое стимулирование. Налоговые льготы выступают как важнейший инструмент политики, способствующий формированию благоприятных условий для инновационной деятельности.


На сегодняшний день налоговое законодательство определяет различные налоговые льготы, предоставляемые предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, такие как:
– льготы по видам налогов;
– отсрочка и рассрочка по уплате налогов;
– инвестиционный налоговый кредит [6; 7; 8; 9].


С целью выявления отличительных особенностей проведен анализ перечисленных форм налогового стимулирования, позволивший выявить специфику каждой из форм в зависимости от: основы предоставления (возвратная и безвозвратная); периода, на который предоставляется форма стимулирования; условий предоставления (табл. 1).




Рассмотрим более подробно каждый из видов налоговых льгот.


Льготы по видам налогов в сфере инновационной деятельности могут быть разделены на две группы: применяющиеся ко всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность, и специально предусмотренные в отношении компаний, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (технопарков). Особенности таких льгот для указанных категорий налогоплательщиков указаны в табл. 2 [6; 10].


В соответствии с ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в ред. от 23.07.2013 № 231-ФЗ с изменениями от 23.07.2013 технико-внедренческая особая экономическая зона (ТВОЭЗ) является одним из четырех видов особых экономических зон, предусмотренных законодательством. В России существует четыре TВОЭЗ: в Зеленограде (Москва), Дубне (Московская область), Санкт-Петербурге и Томске. Резиденты ТВОЭЗ могут получать налоговые льготы, предоставляемые как федеральным, так и региональными уровнями государственного управления. Использование региональных налоговых льгот резидентами обусловлено направлением высвобожденных в результате средств на развитие компаний. Помимо этого налоговым законодательством предусмотрены гарантии резидентам ТВОЭЗ в случае неблагоприятного изменения налогового законодательства [10].


Льготы по видам налогов предоставляются на безвозвратной основе на основании нормативных актов федерального, региональных и местных уровней государственного управления, в которых указаны порядок предоставления льгот, право на их применение.


Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных на срок, не превышающий один год, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности [6].


Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам на срок более одного года, но не превышающий три года, а в отдельных случаях на срок, не превышающий пяти лет. Одним из оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога является непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований в объеме, достаточном для своевременного исполнения предприятием обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг для государственных потребностей. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по указанному основанию, на сумму задолженности проценты не начисляются. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по иным основаниям, предусмотренным налоговым законодательством, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки или рассрочки. Таким образом, такая форма налогового стимулирования может предоставляться как на возвратной, так и на безвозвратной основе [6; 12].


Инвестиционный налоговый кредит считается наиболее перспективной формой налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности. Целью предоставления инвестиционных налоговых кредитов является стимулирование развития производства, позволяющего обеспечить государственную поддержку предприятий приоритетных отраслей, нацеленность на конечный результат и гарантированность возврата бюджетных средств в будущем. Инвестиционный налоговый кредит предусматривает уплату всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих начисленных процентов.


Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период [13; 14; 15].


Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по видам налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:


1. Проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства. В этом случае инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования.


2. Осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.


3. Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.


Во втором и третьем случаях кредит может быть предоставлен на суммы, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. Предприятие, получившее инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.


Проведенный анализ существующих форм налогового стимулирования показал, что все они отличаются друг от друга характером, целями предоставления. Формы налогового стимулирования могут быть использованы в совокупности. Предоставляемые государством формы налогового стимулирования как федеральным, так и региональными уровнями управления способствуют инновационной активности предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.




Литература
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12. 2011 г. № 2227-р. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444 (дата обращения: 30.06.2014).
2. Киселева В.В., Колосницын М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: учеб. пособие для вузов / В.В. Киселева, М.Г. Колосницына; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом – 2008. – 402 с. – С. 30.
3. Лизун В.Н. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса: законодательные аспекты / В.И. Лизун. – М.: Издание Государственной Думы, 2008. – 176 с. – 500 экз.
4. Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Роль субъектов Федерации в формировании инновационной модели развития экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 232 с.
5. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект / С.Н. Шишкин. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 256 с.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая [Электронный ресурс]: от 21.07.2014 № 244-ФЗ, с изменениями, вступающими в силу с 22.08.2014]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi/ (дата обращения: 05.07.2014).
7. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности/ С.В. Васильев // Налоговед. –2009. –№4.
8. Зобнина С.В., Балта Е.Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности / С.В. Зобнина, Е.Ю. Балта // Налоговый вестник. – 2010. – № 6. – С. 72–80.
9. Щепетильникова С. Налоговые льготы. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит. URL: audit-it.ru./ (дата обращения: 14.08.2014).
10. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ [в ред. от 23.07.2013 № 231ФЗ]. URL: audit-it.ru./ (дата обращения: 10.07.2014).
11. Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 562. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116847/ (дата обращения: 20.07.2014).
13. Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами [Электронный ресурс]: приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469.URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi/ (дата обращения: 22.07.2014).
14. Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите [Электронный ресурс]: приказ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@, в ред. Приказов ФНС России от 01.04.2011 № ММВ-7-8/247@, от 20.02.2014 № ММВ-7-8/60@].URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160224/ (дата обращения: 30.07.2014).
15. О заключении договора об инвестиционном налоговом кредите [Электронный ресурс]: письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 07.07.2011 № 03-02-07/1-228. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW =160224/ (дата обращения: 30.07.2014).


25.01.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста