Проблемы и направления совершенствования патентной системы налогообложения (ПСН) на федеральном и региональном уровнях



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2019


Кожанчиков О.И.,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики
и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Среднерусский институт
управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ»


СвиридоноваЮ.А.,
студентка 3-го курса специальности «Экономическая безопасность» ФГБОУ ВО
«Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ»


Данная статья посвящена изучению основных положений механизма патентной системы налогообложения (ПСН) в Российской Федерации. В процессе изучения и рассмотрения основных аспектов функционирования данного специального налогового режима внимание уделялось как аспектам федерального регулирования и регламентирования, так и особенностям регионального регулирования. Основное внимание в статье нацелено на рассмотрение и выявление особенностей функционирования данного специального налогового режима в субъектах РФ, выявление аспектов, требующих концентрации внимания, а также на поиск возможных путей совершенствования патентной системы налогообложения. Причем сформулированные варианты совершенствования данного механизма направлены как на внесение изменений в федеральное законодательство – Налоговый кодекс РФ, так и на регламентирование нововведений на региональном уровне.


Одним из основополагающих элементов экономики любого государства является налоговая система, обеспечивающая формирование бюджета и реализацию функций государства. Для поддержания стабильности налоговой системы необходимо уделять внимание совершенствованию налогового механизма, обеспечению правильности использования налоговых платежей и рычагов воздействия.


Налоговый механизм РФ предполагает наличие двух налоговых режимов: общего и специального. Общий режим предполагает уплату закрепленных налогов по умолчанию всеми налогоплательщиками. Для организаций к числу закрепленных налогов относятся НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели в соответствии с общим режимом уплачивают: НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц, если он используется при осуществлении предпринимательской деятельности.


Специальный режим предполагает наличие возможности для организаций и индивидуальных предпринимателей заменять стандартные налоги другими.


Специальный налоговый режим включает в себя:
- упрощенную систему налогообложения;
- патентную систему налогообложения;
- единый сельскохозяйственный налог;
- единый налог на вмененный доход.


Патентная система налогообложения представляет собой один из специальных налоговых режимов, возможность применения которого имеют индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, закрепленные в ст. 346.43 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).


Сущность применения патентной системы налогообложения заключается в освобождении от обязанности по уплате следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц (НДФЛ): в части тех доходов, которые были получены при осуществлении видов предпринимательской деятельности, входящих в закрепленный перечень;
- налога на имущество физических лиц: в отношении имущества, которое используется при осуществлении видов деятельности, для которых предусмотрена патентная система налогообложения;
- налога на добавленную стоимость (НДС). Кроме НДС, подлежащего к уплате в результате осуществления предпринимательской деятельности, не входящей в установленный перечень; при ввозе товаров на территорию РФ.


Данный специальный налоговый режим применяется в отношении ограниченного перечня видов предпринимательской деятельности, закрепленного в ст. 346.43 НК РФ.


Регламентированные виды деятельности можно отнести к определенным группам, к числу которых относятся:


бытовые виды деятельности:
- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов; ремонт и изготовление металлоизделий;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
- ремонт мебели;
- ремонт жилья и других построек;
- услуги по обучению населения на курсах и услуги репетиторов и др.;


торговля:
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли;
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;


общественное питание:
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.


Помимо вышеперечисленных видов деятельности можно отметить виды деятельности, связанные с перевозкой грузов и пассажиров автомобильным транспортом, а также водным транспортом. Также в ст. 346.43 НК РФ закреплены виды деятельности социального характера: деятельность по уходу за престарелыми и больными; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; проведение занятий по физической культуре и спорту и другие виды деятельности.


Налогоплательщиками патентной системы налогообложения выступают индивидуальные предприниматели, перешедшие на ее применение в соответствии с установленным порядком.


Стоит отметить, что переход на специальный режим налогообложения и возврат к общему режиму осуществляются в добровольном порядке.


Объектом налогообложения, в соответствии с НК РФ, признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.


При этом важно учесть, что размер потенциально возможного дохода не должен превышать 1 млн руб.


В патентной системе налогообложения налоговая база представляет собой денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода по виду деятельности, в отношении которого может применяться данный специальный налоговый режим [1].


Налоговая ставка, применяемая в патентной системе налогообложения, составляет 6%, однако важно отметить, что законами субъектов РФ возможно закрепление ставки в размере 0%, причем применение такой ставки возможно только при соблюдении определенных критериев.


Исчисление данного налога выражается в качестве соответствующей налоговой ставки процентной доли налоговой базы. Стоит учесть, что если применение данного специального налогового режима осуществляется не весь год, то потенциально возможный к получению годовой доход делится на 12 месяцев, а после умножается на количество месяцев, в течение которых применяется патентная система налогообложения.


Важнейшим условием применения патентной системы налогообложения является наличие документа, удостоверяющего право на применение данного специального режима. Таким документом является патент на осуществление одного из видов деятельности, регламентированных в НК РФ.


Уплата налога производится в размере полной суммы налога не позднее даты окончания срока действия патента, если патент был получен на срок не более шести месяцев. Если же патент получен на срок более шести месяцев до начала календарного года, то налог уплачивается:
- в размере одной трети суммы налога, при этом в срок не позднее 90 календарных дней после окончания срока действия патента;
- в размере двух третей суммы налога при условии, что уплата производится не позднее срока окончания действия патента.


Отметив основные положения, закрепленные в Налоговом кодексе РФ, стоит выделить аспекты, связанные с региональным регулированием применения патентной системы налогообложения. Во-первых, субъекты РФ вправе регулировать и устанавливать критерии дифференциации потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Во-вторых, субъекты РФ вправе устанавливать дифференциацию потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от территории действия патента по муниципальным образованиям. Исключение данного права составляют виды предпринимательской деятельности в сфере развозной и разносной розничной торговли. Также региональные органы власти могут дополнять перечень видов предпринимательской деятельности, принадлежащих к сфере бытовых услуг.


Отдельно стоит отметить, что субъекты РФ имеют право устанавливать размер потенциально возможного дохода, исходя из:
- средней численности наемных работников;
- количества транспортных средств, количества мест в транспортном средстве, а также в зависимости от грузоподъемности транспортного средства;
- территориального фактора действия патента.


Помимо этого субъекты РФ имеют право увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода не более чем в 3, 5 и 10 раз, в зависимости от видов предпринимательской деятельности, установленных в ст. 346.43 НК РФ.


После освещения основных характеристик и положений патентной системы налогообложения стоит перейти непосредственно к рассмотрению проблемы и формированию возможных вариантов совершенствования патентной системы налогообложения.


Стоит отметить, что, помимо закрепления основных положений механизма патентной системы налогообложения на федеральном уровне, у субъектов РФ есть возможность регионального регулирования. Самостоятельность регионов выражается в возможности регулирования и установления критериев дифференциации потенциально возможного к получению годового дохода, а также вправе определять размеры доходов, исходя из территориального признака. В целом субъекты РФ имеют право дифференцировать размеры потенциально возможного к получению годового дохода, исходя из:
- средней численности наемных работников;
- количества транспортных средств, количества посадочных мест в транспортном средстве и в зависимости от грузоподъемности транспортного средства;
- территориального фактора.


Одним из критериев дифференциации размера потенциально возможного годового дохода является средняя численность наемных работников. Несмотря на установление единого максимального предела численности для всех, равного 15 работникам, деление на группы по количеству человек во всех регионах различно. Применение такого подхода приводит к неравномерному установлению размера потенциально возможного дохода.


В табл. 1 представлены данные о дифференциации средней численности наемных работников в Курской и Белгородской областях [2; 4].



Применение различных вариантов дифференциации дохода по средней численности наемных работников характеризует наличие значительных различий между регионами при установлении размеров доходов, что приводит к формированию неравных условий применения патентной системы налогообложения.


В качестве возможного варианта совершенствования данного аспекта можно выделить законодательное закрепление единого порядка применения данного критерия дифференциации потенциально возможного к получению годового дохода. Возможным способом оптимизации действия патентной системы налогообложения может быть установление размера потенциально возможного к получению годового дохода при закреплении его размеров относительно каждого работника, т.е. значения доходов будут устанавливать по каждому работнику.


Следующим критерием дифференциации является количество транспортных средств, принадлежащих индивидуальному предпринимателю. Помимо этого субъекты РФ могут регламентировать возможность дифференциации в зависимости от количества посадочных мест в транспортном средстве, а также в зависимости от грузоподъемности транспортных средств. Однако далеко не все регионы применяют эти критерии.


В большинстве регионов Центрального федерального округа используется дифференциация, касающаяся только количества транспортных средств индивидуального предпринимателя. При этом стоит отметить, что даже относительно данного критерия в регионах прослеживаются различия при его применении. Прежде всего, количество транспортных средств в ряде регионов ранжируется в зависимости от целей их использования. Учитывая значительные различия в применении данных способов ранжирования, необходимым является установление единых рамок для дифференциации в зависимости от количества транспортных средств, но с учетом вида деятельности, в котором они применяются. Возможным вариантом является определение размера потенциально возможного дохода на основании учета относительно одного транспортного средства.


Помимо вышеуказанных критериев ранжирования возможного дохода есть еще один критерий, который подразумевает установление размеров потенциально возможного годового дохода, основываясь на грузоподъемности транспортного средства.


Несмотря на наличие у субъектов РФ права на применение этого критерия дифференциации, практически ни один регион им не воспользовался. Исключение в Центральном федеральном округе составляют г. Москва и Воронежская и Рязанская области.


Помимо дифференциации потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от грузоподъемности транспортного средства, стоит акцентировать внимание на возможности установления размеров потенциально возможного к получению дохода на основании количества посадочных мест. Несмотря на закрепление данного критерия в ст. 346.43 НК РФ, только малая часть регионов применяют данный критерий дифференциации, что также приводит к расхождениям при установлении размера потенциально возможного к получению дохода.


В табл. 2 представлены данные, отражающие применение критерия дифференциации потенциально возможного к получению дохода в зависимости от количества посадочных мест в г. Москве и Воронежской области [3; 5].



В соответствии с данными табл. 5 можно отметить, что в регионах, применяющих данный критерий дифференциации потенциально возможного к получению годового дохода, есть различия при реализации данного критерия, выраженные в разных способах его интерпретации.


Кроме того, как было указано ранее, лишь малая часть регионов Центрального федерального округа применяют этот критерий, что порождает различия в использовании механизма патентной системы налогообложения.


Поэтому в качестве дополнительного аспекта совершенствования механизма данного специального налогового режима следует законодательно закрепить на региональном уровне применение дифференциации потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от количества посадочных мест. Также стоит уделить внимание непосредственному установлению единого порядка реализации данного критерия.


В качестве еще одного аспекта совершенствования механизма налогообложения можно выделить возможность расширения зоны действия патентной системы налогообложения, выражающейся в возможности применения данного специального режима юридическими лицами. В результате возможного совершенствования механизма патентной системы налогообложения данный специальный режим могли бы применять организации, соответствующие установленным критериям, т.е. организации, осуществляющие те виды деятельности, которые закреплены в ст. 346.43 НК РФ.


Таким образом, организации, численность наемных работников в которых не превышает 15 человек и доход которых не превышает установленных пределов, получили бы право перехода на патентную систему налогообложения.


Также стоит отметить, что для формирования эффективного механизма налогообложения необходимо уделять внимание уровню экономического развития регионов, в том числе и при использовании патентной системы налогообложения. Данный аспект предполагает установление конкретных значений доходов, исходя из уровня экономического развития регионов и конкретного вида предпринимательской деятельности.


Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на важность функционирования механизма патентной системы налогообложения, необходимо уделять внимание постоянному совершенствованию законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне. 


Стоит отметить, что возникновение возможности применения данного специального налогового режима позволило бы упростить процесс налогообложения для большого числа малых организаций. Также при закреплении тех или иных критериев дифференциации регионами необходимо исходить из особенностей экономического положения регионов и отдельных видов предпринимательской деятельности. Поэтому одним из направлений совершенствования патентной системы налогообложения является регламентирование единого комплекса критериев дифференциации.


Литература
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): офиц. текст (с изм. и доп. от 11.10.2018) // Собр. законодательства РФ. – 2018. – Ст. 4340.
2. Закон Белгородской области от 06.11.2012 № 145 (ред. от 28.11.2016) «О патентной системе налогообложения на территории Белгородской области» [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru/document/469021677 (дата обращения: 01.11.2018).
3. Закон Воронежской области от 28.11.2012 № 127-ОЗ (ред. от 25.11.2016) «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Воронежской области» [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru/document/453123774 (дата обращения: 26.11.2018).
4. Закон Курской области от 23.11.2012 № 104-ЗКО (ред. от 26.11.2015) «О введении на территории Курской области патентной системы налогообложения» [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru/document/463600113 (дата обращения: 16.11.2018).
5. Закон г. Москвы от 31.10.2012 № 53 (ред. от 23.11.2016) «О патентной системе налогообложения» [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru/document/537926670 (дата обращения: 25.12.2018).

04.06.2024

Также по этой теме: