Международные маркетинговые стратегии развития туризма в странах – участницах Союза для Средиземноморья (на примере Алжира)



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2016


Ярош О.Б.,
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, торгового
и таможенного дела Института экономики и управления (структурное подразделение
ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского)


Митина Э.А.,
ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела
Института экономики и управления (структурное подразделение ФГАОУ ВО
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского)

Изучено современное состояние и проанализированы проблемы формирования туристической отрасли Алжира с учетом стратегических маркетинговых планов развития этой сферы.


Исследованы перспективные маркетинговые стратегии развития туризма. Рассчитан экономический эффект от реализации государственной программы развития туризма в Алжире. Определены пять перспективных маркетинговых стратегий для развития рекреационной активности в ближайшей перспективе.


Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется активным развитием сферы услуг как в структуре национального хозяйства стран Северной Африки, так и в системе экономических отношений стран Средиземноморья с ЕС.


В апреле 2008 г. в Марокко (г. Фез) было проведено первое Евро-Средиземноморское заседание министров по туризму. По результатам данной встречи была высказана политическая воля к содействию туристической активности в регионе, созданию новых государственных программ; определены инвестиционные возможности стран-участниц. 13 июля 2008 г. в Париже были учреждены Союз для Средиземноморья (в Сююз вошли 43 страны), а также Лига арабских государств. Создание данной международной организации позволило усилить процесс европейского и средиземноморского сотрудничества в сфере торговли, развития демократии, безопасности и т.д.


Исследованию особенностей развития международного рынка услуг посвящены труды отечественных ученых В. Карпа [10], А. Коротаева и Г. Малинецкого [11], О. Ярош [12; 13] и др. Вопросами развития африканского макрорегиона занимались и зарубежные исследователи: А. Аисауи [1], Л. Андерсон [2], В. Андрефф [3], Ж. Качомо, Б. Солонандрасан [4]. Подобных работ среди отечественных ученых крайне мало, и данная тема является одной из малоизученных, тем не менее необходимо отметить труды: С. Гасима [9], А. Зимы [8]. Несмотря на значительные научные достижения перечисленных ученых недостаточно освещенными остаются вопросы развития международного туризма в рамках интеграционных объединений, их влияние на экономику стран Северной Африки, что обусловило актуальность выбранной темы.


Целью данной статьи является изучение современного состояния рынка туризма Алжира как составной части туристической сферы стран Союза для Средиземноморья, а также перспективы развития данной отрасли.


C начала ХХІ в. большинство стран Северной Африки в той или иной степени оказались охвачены социально-политическими потрясениями, вплоть до революций и гражданских войн [11]. Данная группа государств определяется достаточно условным понятием «исламский мир». Весной 2011 г. в ряде стран «исламского мира» прокатилась волна революций. Результаты «арабской весны» пока не вполне очевидны, однако несомненным является тот факт, что в ряде стран наблюдается смещение геоэкономического политического вектора развития. В результате революции и последующих выборов осенью 2011 г. в Тунисе и Марокко пришли к власти радикальные исламисты. Летом 2012 г. на выборах в Египте также приходят к власти «братья-мусульмане», а это означает, что Египет, вероятно, поменяет курс своего развития со светского государства на исламское, что приведет к изменению всех сфер экономики страны. Так, в результате революций в ряде стран в ближайшее время могут измениться экономические курсы, а это, в свою очередь, будет влиять на социально-политические процессы в регионе, динамику международного туризма. Это объясняется тем фактом, что именно туристическая сфера является наиболее чувствительной к политической нестабильности. Значительное переформатирование политических сил в регионе привело к изменениям в экономических курсах стран, их целевых ориентирах развития. Данные перемены коснулись и Демократической Республики Алжир.


В настоящее время Алжир активно экспортирует углеводородное сырье. Продажа нефти и газа дает Алжиру до 95% валютных поступлений. Однако ресурсы страны резко сокращаются. Прогнозные сроки эксплуатации ресурсов Алжира по нефти составляют 20 лет, а по газу – 50 лет. Поэтому возникает необходимость поиска путей диверсификации экономики страны и снижения ее зависимости от экспорта углеводородов. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации видится необходимость развития сферы услуг, в частности туризма [1]. Примечателен тот факт, что туристический сектор находился под пристальным вниманием властей с самого истока формирования независимого алжирского государства, однако, несмотря на это, из-за стремительного развития нефтегазовой отрасли как преобладающей в экономике страны и важнейшего поставщика иностранной валюты к предоставлению туристических услуг и разработке маркетинговых стратегий интерес ослабевал [5].


Алжир, как и соседние страны – участницы Союза для Средиземноморья (Марокко, Тунис, Ливия), обладает значительным потенциалом для развития туризма по природным и историческим объектам. Разница между соседями заключается в том, что в таких странах, как Марокко или Тунис, существующий потенциал давно используется и туризм является важной статьей поступления доходов, а в Демократической Республике Алжир данная отрасль только начитает формироваться [8]. Это свидетельствует, с одной стороны, о становлении экономики нового типа в нефтедобывающих странах, а с другой – о переходе к следующей ступени развития мирового сообщества – постиндустриальному обществу, которое характеризуется превалированием сферы услуг и информационных технологий в структуре валового национального продукта.


В настоящее время статистические данные показывают, что основную прибыль бюджет Алжира получает за счет продажи сырья (нефти и газа) – на них приходится 70 млрд долл. США, а за счет туризма поступает только 400 млн долл. США [7].


Исследование динамики туристических потоков Алжира за последние 26 лет показывает, что данная сфера очень сильно зависит от политической ситуации (рис. 1).



Начиная с 1989 г. правительство страны начало рассматривать туризм в качестве потенциального источника доходов, были предприняты шаги по децентрализации туристических компаний, предоставлена самостоятельность многим государственным гостиницам, предприняты меры по привлечению иностранных инвестиций [12]. Результатом данной маркетинговой политики явилось резкое увеличение числа иностранных туристов – до 722 682 чел. В результате гражданской войны, начавшейся с 1992 г., и введенного в стране военного положения в течение многих лет данная сфера практически не развивалась.


Несмотря на определенный интерес к алжирским проектам со стороны известных зарубежных компаний, иностранные инвесторы вплоть до подписания Евро-Средиземноморских соглашений в 2008 г. не проявляли особой активности на алжирском рынке туристических услуг. Причиной такой ситуации послужила и прогрессирующая нестабильность в стране, несмотря на принятый закон о гражданском согласии и проводимую правительством политику примирения [4; 5; 13].


В результате «арабской весны» в 2011 г. был отменен режим чрезвычайного положения и политика страны начала реформироваться в направлении создания новых рабочих мест; была принята государственная программа развития туризма в Алжире, что позволило начать формирование комплексной маркетинговой стратегии развития туризма.


Исследование спектра распределения иностранных туристов в 2014 г. из стран – участниц Союза для Средиземноморья показывает, что значительная их часть представлена гражданами Туниса (рис. 2).



Сегментация основных мотивов пребывания показывает, что преобладает отдых – 69%, деловой туризм – 29,7%, другое – 0,44%. Большая часть туристической активности формируется за счет внутреннего туризма. В 2014 г. из общего числа туристов – 2 394 887 чел. количество граждан Алжира составляло 1 493 245 чел., а иностранцев – 901 642 чел. [6]. В 2008 г. министерством туризма Алжира по результатам Евро-Средиземноморских соглашений также был предложен маркетинговый стратегический план до 2015 г. по содействию развитию туристической инфраструктуры. В рамках данной программы были выделены средства в размере 3,5 млрд долл. США, из которых 15% выделялось за счет средств частных инвесторов, остальные – при поддержке государства [7]. Около 1 млрд долл. США предназначены для строительства небольших и средних туристических отелей в общей сложности на 55 тыс. мест. Кроме того, в 2014 г. дополнительно вложено 2,2 млрд долл. США в строительство гостиниц общим объемом 60 тыс. мест. Изначально планировалось увеличить поток иностранных туристов к 2015 г. до 3,5 млн. В реальности эта цифра доведена до уровня около 3 млн человек за счет увеличения числа мест в гостиницах Алжира с 90 тыс. до 160 тыс. и улучшения туристической инфраструктуры. Несмотря на явные успехи в этой сфере подавляющее количество гостиниц по-прежнему принадлежит государству и является наследием социалистической эпохи, поскольку лишь часть из них прошла модернизацию. В частных руках находятся только новые отели, построенные в последние годы, такие как Хилтон и Шератон. В ближайшей перспективе в Алжире планируется активное развитие туристического сектора страны. В рамках программы по развитию туризма до 2025 г. в Алжире будет построено порядка семисот новых трех-, четырех и пятизвездочных гостиниц, а также гостевых домов [7].


При этом можно отметить, что самой существенной проблемой последних лет являются отсутствие эффективных действующих маркетинговых механизмов, политическая напряженность и нестабильность, что оказывает сдерживающее воздействие на развитие международного туризма, поскольку на туристическую ситуацию в стране влияют любая неопределенность и турбулентность. Причины данных явлений могут иметь разную этимологию: экономические (рецессии, валютно-финансовые кризисы), медицинские (эпидемии, пандемии, санитарное состояние курортов и уровень медицинского обслуживания) причины; безопасность (конфликты, войны, политическая напряженность, терроризм и т.д.). При успешной реализации разработанной правительством Алжира Программы развития туризма туристический сектор страны имеет все шансы на прогрессивное развитие, и на него приходится пусть не основная, но существенная доля в общей статье доходов Республики [5]. Исследование доходов от туристической индустрии за последние 11 лет показывают, что средние расходы туристов, приезжающих в страну, составляют 520 долл. США и имеют тенденцию к увеличению на 3% ежегодно. В результате получаемый страной доход от туристической деятельности растет достаточно стремительно, так, в 2013 г. он вышел на уровень в 133 млн долл. США (табл. 1).



В целом реальная динамика доходов от туризма близка к планируемым показателям, которые заложены были в Программу развития туризма [7]. В агрегированном виде они приведены в табл. 2.



Согласно плановым документам [7] запланированные высокие результаты достигались за счет активного развития маркетинговой инфраструктуры страны. Согласно Программе развития туризма до 2025 г. на перспективу предусматриваются:
1. Создание новых рабочих мест в сфере туризма для 400 тыс. чел.
2. Увеличение и модернизация гостиничного хозяйства на 40 тыс. мест.
3. Строительство 23 туристических деревень и развитие зеленого туризма:
– туристическая деревня (Messida, El Tarf);
– туристическая деревня (Hennaya, El Tarf);
– туристическая деревня (Sidi Salem, Annaba);
– туристическая деревня (Agrioun, Bejaia);
– туристическая деревня (Boudouaou El Bahri, Boumerdиs);
– туристическая деревня (Sghirat, Boumerdиs);
– туристическая деревня (Corso, Boumerdиs);
– туристическая деревня (Zeralda-Ouest);
– туристическая деревня (Sidi Fredj,Alger);
– туристическая деревня (Sahel, Alger);
– туристическая деревня (Forum El Djazair, Moretti 1, Alger);
– туристическая деревня (Moretti 2, Alger);
– туристическая деревня (Aпn Chorb, Aпn Taya, Alger);
– туристическая деревня (La Marsa, Alger);
– туристическая деревня (Bouharoun, Tipasa)
– туристическая деревня (Oued Bellah CESAREE, Tipasa);
– туристическая деревня (Colonel Abbas, Tipasa);
– туристическая деревня (Tipasa);
– туристическая деревня (Hйlios Kristel, Oran);
– туристическая деревня (Maddagh, Oran);
– туристическая деревня (Moscarda, Tlemcen);
– туристическая деревня (Timimoun, Adrar).
4. Создание пяти экологических парков: Аннаба, Константин, Алжир, Оран и парк Оазисов.
5. Создание трех крупных центров отдыха и лечения: хамам Гиергу (Guergour), хамам Мелуан (Melouane), хамам Чреа (Chrйa).
6. Расширение туристической инфраструктуры: увеличение числа аэропортов, портов и вокзалов [6].


Поддержаны министерством туризма Алжира в общей сложности 80 туристических объектов в семи регионах страны (табл. 3).



С учетом природных богатств в Алжире туризм в ближайшее время будет развиваться по пяти крупным направлениям [6; 7].
1. Активное развитие туризма на Средиземноморском побережье: Аннаба, Беджаия, Бумердес, Алжир, Типаса, Тамушанат, Тлемсена.
2. Развитие туризма в Сахаре: Бискра, Эль-Уэд, Джанет, Таманрассете, Туат, Наама.
3. Развитие делового туризма в районе крупных деловых центров: Аннаба, Константин, Алжир, Оран.
4. Развитие бальнеологических курортов и здравоохранения: Гуелма, Бискра, Блида, Дафлах, Саида.
5. Развитие культового и событийного туризма: Тебесса, Сук-Ахраш, Эль Тарф, Батна, Сетиф Типаса, Иллизи.


Уникальное географическое и климатическое положение страны, ее доступность, общий язык с многими близлежащими странами позволяют осуществить сегментацию потенциальных туристов по четырем основным типам:
1) внутренний туризм, представленный гражданами страны;
2) алжирская диаспора, проживающая за рубежом и приезжающая на каникулы и в отпуска в свою страну;
3) евро-средиземноморские туристы, посещающие страну из-за близости культуры, языка и инфраструктурной доступности;
4) более отдаленные потенциальные туристы из Северной Америки, в первую очередь из Канады, и быстрорастущий рынок стран Азии.


Очевидно, что большинство проектов будут реализовываться на побережье, на Севере страны [8]. Это объясняется более развитой инфраструктурой и более высокими рекреационными возможностями по сравнению с Югом, где располагается пустыня Сахара.


Новая маркетинговая политика Алжира в ближайшей перспективе с учетом существующих тенденций будет направлена на:
– улучшение экономики страны (достижение положительного сальдо торгового баланса, финансового роста и инвестиционной стабильности);
– активное развитие торговли и максимальную ее открытость как на национальном, так и на международном уровне;
– популяризацию туризма и защиту окружающей среды путем постепенной переориентации экономики, уход от ресурсной модели развития;
– переоценку исторического и культурного наследия, выявление новых факторов привлечения иностранных туристов;
– развитие приоритетных направлений для развития туризма Алжира. К ним относятся: бальнеологическое, развлекательное (парки и аттракционы), медицинское, культурно- историческое, зеленое и экологическое направления.


На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что благодаря созданию Союза для Средиземноморья появились новые политические стимулы для развития туризма, при осуществлении которых в ближайшем будущем возможно динамичное развитие данной отрасли.


Используемые источники
1. Аисауи А. Алжир. – Лондон: Издательство Оксфордского университета, 2001. – С. 345.
2. Андерсон Л. Государство на Ближнем Востоке и в Северной Африке // Сравнительная политика. – 1987. – Вып. 20. – № 1. – С. 45–55.
3. Андрефф В. Реформы, либерализация, приватизация в Алжире: точка зрения аутсайдера в 1988–1994 // Слияние Средиземноморья. – 2009. – С. 23–30.
4. Качомо Ж. Инновации в индустрии туризма / Ж. Качомо, Б. Солонандрасана // Проблемы и стратегии [Электронный ресурс]. URL: univperp.fr/dse/rch/jerem/atelier_en_economie_du_tourisme.htm__
5. Министерство туризма в Алжире [Электронный ресурс]. URL: mta.gov.dz
6. Национальная стратегия развития туризма в Алжире: проблемы, возможности и ограничения [Электронный ресурс]. URL: ideas.repec.orgarsewpaperv1y2011i2p23-37.html
7. Барометр международного туризма [Электронный ресурс]. URL: un-wto.org/факты / RUS / barometer.htm
8. Гасим С. Африканские страны в системе мирового хозяйства и их экономическое сотрудничество со странами Европейского союза: монография / С. Гасим, М. Рубцова. –Харьков: Экограф, 2009. – 140 с.
9. Зима А.Г. Африканский макрорегион как объект туристического путешествия / А.Г. Зима, П.И. Каркалева // Бізнес-інформ. – 2011. – № 9. – С. 88–93.
10. Карп В.С. Диверсификация торговли международными туристическими услугами в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. – КНУ им. Т. Шевченко. – Киев, 2007. – 20 с.
11. Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития / под ред. А.А. Акаева, А.В. Коротаева, Г.Г. Малинецкого, С.Ю. Малкова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 488 с.
12. Ярош О.Б. Перспективы развития туризма в Алжире в рамках Союза для Средиземноморья / О.Б. Ярош, Х. Муссауи; Международная конференция «Организационно-экономические проблемы регионального развития». – Симферополь, 2013. – С. 183–186.
13. Ярош О.Б. Маркетинговые стратегии развития туризма в Алжире / О.Б. Ярош; Межд. научно-практическая конференция «Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки», 2015. – С. 78–79.

02.10.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста