Исследование потребителей внутреннего туризма в Республике Башкортостан



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2016


Лимарева Ю.А.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и маркетинга
Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова


Развитие внутреннего туризма на сегодняшний день является одним из самых приоритетных направлений в туристической отрасли. Южный Урал по своим параметрам представляет собой практически идеальное место для туризма – в регионе имеется множество привлекательных с туристической точки зрения факторов. Однако из-за отсутствия инфраструктуры основными потребителями туристических услуг являются именно южноуральцы. В статье описано исследование потребителей туристических услуг в Республике Башкортостан.


Основной целью стратегического развития региона является обеспечение устойчивого развития территории. По результатам исследований [1], в современных социально-экономических условиях происходит замещение ценностей потребительского отношения на предпочтения, касающиеся перехода к здоровому образу жизни, экологизации окружающей среды, отдыху на территории России, а не за ее пределами. Таким образом, назревает необходимость развивать внутренний рынок и относительно туристической отрасли – необходимость расширить линейку туристических маршрутов российских регионов.


Южный Урал, к которому относится и Республика Башкортостан, – одно из самых красивых мест на планете. Природные условия Южного Урала – это горные и лесные массивы с множеством чистейших озер, а также лесостепная и степная зоны, имеющие особую ценность для любителей конного туризма. Помимо уникальной природы Башкирия славится спортивными объектами (горнолыжные центры мирового уровня в Абзаково и на озере Банном), историческими памятниками и знаменитыми промыслами, например бортничеством – башкирский мед известен во всем мире.


Несмотря на множество привлекательных факторов, туризм на Южном Урале распространен гораздо меньше, чем этого можно ожидать: основные виды туризма, развитые на Южном Урале, связаны с наличием физической подготовки: пеший, водный, горный и конный туризм. Эти виды туризма имеют давнюю историю, полезны для здоровья и являются привлекательными для определенного круга любителей, но не могут быть рекомендованы людям, у которых не имеется соответствующей подготовки, как физической, так и организационной. Развитие туристической отрасли, ориентированной на массового потребителя, затрудняется из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, а основными потребителями туристических услуг являются сами южноуральцы. Исключением являются спортивные объекты – башкирские горнолыжные центры привлекают любителей горных лыж не только со всей России, но и из иных стран, в том числе и из Западной Европы. Однако и этот вид туризма рассчитан на людей, имеющих соответствующую физическую подготовку. Таким образом, туристические услуги, предлагаемые туроператорами на территории Башкирии, не рассчитаны на массового потребителя, а большая их часть остается малодоступной для всех, кто живет за пределами Уральского региона.


Основные популярные и менее популярные, а также малоопробованные туристические маршруты Башкирии, предлагаемые турагентствами Уфы, представлены в приложении А. Поскольку основными их потребителями являются жители региона, мы провели исследование с целью определить востребованность разных видов туристических услуг среди южноуральцев. Анкета представлена в приложении Б.


Опрос проводился путем создания группы на интернет-ресурсе «Вконтакте», в опросе участвовало 340 чел.


Частота поездок по Уралу для потребителей туристических услуг представлена на рис. 1.




Требования потребителей к продолжительности тура представлены на рис. 6.



К позиции «другое» относятся конные туры и смешанные виды передвижения, к позиции «водные средства» потребители отнесли средства для сплавов: катамараны, лодки и надувные плоты.


Предпочтения туристов в туристических объектах представлены на рис. 8.



Социально-демографический портрет респондентов отражен в ответах на вопросы 9–11 анкеты.


9. Ваш пол:
а) женский – 186 чел.
b) мужской – 154 чел.


10. Ваш возраст:
a) от 18 до 25 лет – 181 чел.
b) от 25 до 32 лет – 112 чел.
c) от 32 до 40 лет – 47 чел.


11. Семейное положение:
а) женат/замужем – 286 чел.
b) холост/не замужем – 54 чел.


Различие в гендерной составляющей обеспечивается за счет более высокой активности женской части респондентов.


Основными потребителями туристических услуг на Южном Урале являются состоящие в браке молодые люди от 18 до 32 лет, которые пользуются услугами туристических агентств один раз в год. Интересен летний семейный отдых на автобусе на 2–3 дня, предпочтение отдают посещению исторических мест. Однако разница между такими пунктами, как посещение природных достопримечательностей и посещение уникальных культурных объектов, очень мала, поэтому эти виды туристической деятельности также можно отнести к востребованным. В соответствии с составленным портретом потребителя и необходимо проектировать маршруты по Республике Башкортостан. Учитывая пожелания южноуральцев, можно составить отличные экскурсионные походы и поездки, которые, возможно, привлекут и тех, кто вовсе никуда не выбирается.


Используемые источники
1. Лимарев П.В. Маркетинговые исследования: конспект лекций [Текст]: учеб. пособие / П.В. Лимарев, Ю. А. Лимарева. – Магнитогорск: МДП, 2012. – 72 с.
2. По тропам Южного Урала [Электронный ресурс]. URL: southural.ru/
3. Савина Д., Лимарев П.В. Актуальные направления развития внутреннего туризма на территории Южного Урала // Социально-экономические и правовые основы развития экономики / коллективная монография / под ред. И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2015. – С. 184–187.
4. Таран С. Может ли внутренний туризм на Южном Урале стать локомотивом экономики? [Электронный ресурс]. URL: vecherka.su/articles/economic/118486/
5. Хисаметдинов И.Н., Лимарев П.В. Понимание сущности маркетинга как философии бизнес-идеи // Актуальные проблемы экономического развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 308–311.




 

Приложение Б.


Анкета для опроса потребителей туристических услуг, проживающих на Южном Урале


1. Как часто Вы совершаете туристические поездки по Башкортостану?
а) реже 1 раза в год;
б) 2–3 раза в год;
в) 1 раз в год;
г) 4 и более раз в год.


2. Какой туризм по Башкортостану Вам интересен?
a) семейный;
б) для пожилых людей;
в) культурно-познавательный, этнографический;
г) лечебно-оздоровительный;
д) религиозный, паломнический;
е) экологический, сельский, агротуризм;
ж) спортивный, водный, горный;
з) молодежный, приключенческий (квесты);
и) охотничий.


3. Что для Вас важнее при выборе турагентства/туроператора?
a) удобное расположение;
б) приветливое и вежливое отношение;
в) известность, бренд;
г) ценовая политика;
д) время работы в туриндустрии;
е) скорость и оперативность;
ж) у них есть то, что мне нужно;
з) свой вариант (в комментариях).


4. Что Вы представляете, когда слышите слово «Урал»?
a) Уральские горы;
б) Уральский федеральный округ;
в) эпос «Урал батыр»;
г) марка машины, мотоцикла, велосипеда;
д) волейбольный клуб «Урал»;
е) благотворительный фонд «Урал»;
ж) впервые слышу это слово;
з) другое.


5. В какое время года Вы планируете свой отдых?
a) зима;
б) лето;
в) весна;
г) осень.


6. Какие по продолжительности туры для Вас более удобны?
а) 3–4 недели;
б) 1–2 недели;
в) 4–6 дней;
г) 2–3 дня.


7. Какой способ передвижения Вы предпочитаете во время туристической поездки?
а) автобус;
б) ж/д транспорт;
в) речной транспорт;
г) пешеходные прогулки;
д) другое.


8. Какие виды туристической деятельности Вас могут заинтересовать?
а) посещение природных достопримечательностей и объектов;
б) посещение уникальных культурных мест и объектов;
в) посещение исторических мест;
г) участие в интерактивно-развлекательных программах.


9. Ваш пол?
а) женский;
б) мужской.


10. Ваш возраст
a) от 18 до 25 лет;
б) от 25 до 32 лет;
в) от 32 до 40 лет.


11. Семейное положение:
а) женат/замужем;
б) холост/не замужем.


Спасибо за внимание!


10.06.2024

Также по этой теме: