Рынок замороженных и охлажденных куриных полуфабрикатов в Тамбовской области



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2015


Дюженкова Н.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и бизнес-информатики
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»


Денисова А.Л.,
доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
директор Института делового администрирования и бизнеса
Финансового университета при Правительстве РФ


Молоткова Н.В.,
доктор педагогических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО
«Тамбовский государственный технический университет»


Михеева О.А.,
магистрант кафедры коммерции и бизнес-информатики ФГБОУ ВПО
«Тамбовский государственный технический университет»


В работе приведены результаты исследования рынка замороженных и охлажденных куриных полуфабрикатов в Тамбовской области. Оценена сезонность спроса на куриную продукцию. Проанализировано распределение торговых марок куриной продукции по сетевым потребителям, показаны основные сегменты рынка куриной продукции Тамбовской области, по данным предприятия-производителя.


Современный потребитель задумывается о правильном питании и о происхождении продуктов питания. Врачи-диетологи считают, что организму необходимы белок и витамины для поддержания иммунитета, но в то же время лучше не нагружать организм тяжелой пищей. Как нельзя лучше этим условиям соответствует куриное мясо. Известно, что куриное мясо очень полезно. В отличие от других сортов мяса куриное обогащено фосфором и калием, оно считается диетическим продуктом. Белое мясо содержит большое количество белков и много других питательных веществ. Поэтому к куриному мясу у потребителей особый спрос.


На рынке Тамбовской области замороженные куриные полуфабрикаты появились очень давно. А вот охлажденные – всего лишь 10 лет назад, тогда как в других городах в это время продажа охлажденного мяса намного превышала продажу замороженного мяса. Охлаждение продукции происходит воздушно-капельным путем. Этот метод является абсолютно безопасным, так как исключается использование хлора. В охлажденном мясе птицы сохраняются все витамины, микроэлементы, белки, фосфор. Его структура более плотная, и блюда получаются сочными, вкусными и ароматными.


Еще 10 лет назад потребителей куриного мяса приходилось «заставлять» покупать его в охлажденном виде. Люди не доверяли тому, что в охлажденном виде мясо будет более свежим, чем замороженное, в то время ходил стереотип о том, что охлажденное мясо проходит специальную термическую обработку, которое уничтожает его полезные свойства. Со временем этот стереотип рассеялся, и потребители стали отдавать предпочтение охлажденным полуфабрикатам.


Как показал проведенный анализ рынка, в настоящее время на рынке Тамбовской области представлено много производителей и торговых марок как замороженного, так и охлажденного мяса птицы (табл. 1).



Как видим, большинство фирм, предлагающих замороженные и охлажденные полуфабрикаты в Тамбовской области, находятся в г. Липецке – это «Правильный цыпленок», «Куриное царство», «Экоптица», одна фирма из г. Пенза – «Ясные зори» и одна Тамбовско-Белгородская – торговые марки «Тамбовский бройлер» и «Приосколье».


Первое предприятие, которое начало продажу охлажденной птицы на рынке Тамбовской области, – это ООО «Инжавинская птицефабрика», которое является торговым дистрибьютором ЗАО «ТД «Приосколье». ООО «Инжавинская птицефабрика» поставляет продукцию в сетевые и розничные магазины, оптовикам, переработчикам, также реализует куриное мясо через собственную торговую розничную сеть «Тамбовский бройлер». ООО «Инжавинская птицефабрика» занимается продажей двух торговых марок куриной продукции – это ТМ «Приосколье» и ТМ «Тамбовский бройлер».


Следом за торговыми марками «Тамбовский бройлер» и «Приосколье» нарынке Тамбовской области появилась ТМ «Куриное царство» (г. Липецк), а сравнительно недавно (2009 г.) на рынок вышли ТМ «Ясные зори», «Экоптица» и «Правильный цыпленок». Данные торговые марки присутствуют практически во всех магазинах г. Тамбова и Тамбовской области, конкурируя друг с другом.


По данным ООО «Инжавинская птицефабрика», продажа куриной продукции имеет ярко выраженный сезонный характер (рис. 1). Самые большие продажи куриной продукции – с мая по сентябрь и в декабре. Спад продаж отмечается в январе, феврале, марте, апреле, октябре и ноябре. Пик продаж в период с мая по сентябрь объясняется сезоном шашлыков, выезда отдыхающих на природу.


Увеличение продаж во второй половине декабря объясняется новогодними праздниками. Кроме того, на продажу куриной продукции сильно влияют культурные факторы – православные посты, которые могут изменять спрос потребителей.


Предприятия-производители поставляют охлажденную куриную продукцию в следующие каналы сбыта: крупные розничные торговые сети, оптовые предприятия, фирмы-производители (переработчики), небольшие розничные магазины, а также в собственную фирменную торговую сеть.



Сетевые клиенты являются объемообразующими, так как сетевые магазины очень популярны и удобны для конечного потребителя. Через сетевые магазины в среднем реализуется около 40% всей куриной продукции производителя (табл. 2).


В магазинах обычно представлен следующий ассортимент куриной продукции: тушка (целая потрошеная курица), разделка (бедро, голень, грудка, крыло, окорочок, полуфабрикат для чахохбили и шашлыка, филе), субпродукты (желудки, печень и сердце). Сетевые магазины предпочитают закупать охлажденную, а не замороженную курицу по нескольким причинам, во-первых, спрос на нее больше, во-вторых, ее удобно использовать для продуктов собственного производства, так как она обеспечивает экономию времени на размораживании.




В сетевых магазинах г. Тамбова ассортимент куриной продукции представлен очень разнообразно. Практически каждая торговая сеть реализует несколько торговых марок куриной продукции. Кроме того, крупные сетевые покупатели куриную продукцию используют для собственного производства: шашлыки, горячие блюда, куры-гриль и т.д. Наибольшее количество торговых марок представлено в таких сетевых магазинах, как «Эконом» и «Бегемот», а наименьшее – в сетях «Линия» и «Росинка». Ни один сетевой магазин не включил в свой ассортимент все торговые марки куриной продукции. Это объясняется, во-первых, конкуренцией: фирмы-производители не стремятся попасть сразу во все сети города, а стараются попасть в ту сеть, где конкурентов на полочном пространстве магазина минимальное количество, что дает большую гарантию на выгодное сотрудничество.


Во-вторых, некоторые сетевые магазины берут большую плату за полочное место и взимают значительные штрафы за нарушение договорных обязательств, что не оставляет желания у производителя сотрудничать с многими сетевыми магазинами.


Торговая марка «Правильный цыпленок» не представлена в сетевых магазинах, так как эта торговая марка реализуется только через собственную торговую сеть.


Оптовики и предприятия-переработчики также являются объемообразующими клиентами (в среднем 15% от общего количества продаж куриной продукции), но в отличие от сетевых клиентов спрос у них нестабильный и прибыль от них небольшая. В основном оптовики и переработчики не отдают предпочтение тем или иным торговым маркам, а выбирают продукцию, которая в настоящее время дешевле. Они закупают за один раз большую партию товара, а в следующий раз могут обратиться только через большой промежуток времени. Куриную продукцию для переработки используют местные производители колбас и копченостей (МПК «Максимовский», ИП «Жупиков» и др.). Переработчики закупают ограниченный ассортимент куриной продукции, в основном это фарш, грудка, окорочок, тушка. Фарш удобен для переработки, так как его не нужно предварительно обрабатывать, а грудка, окорочок и тушка удобны для копчения.


Самый широкий ассортиментный перечень куриной продукции представлен в собственных торговых сетях предприятий–производителей куриной продукции, так как они стараются через свою сеть максимально удовлетворить все запросы покупателя, а самый узкий закупаемый ассортимент куриной продукции – у предприятий-переработчиков, так как у них совсем иная цель – обеспечить свое производство сырьем для выработки конечного продукта.


Также куриная продукция местного производителя реализуется через несетевые магазины шаговой доступности в г. Тамбове и Тамбовской области – в среднем 8 и 11% оборота соответственно. Небольшая часть куриной продукции поставляется и в близлежащие области (Рязанская, Пензенская и др.) – это около 15% всей куриной продукции.


Через собственные фирменные торговые точки реализуется наименьший объем куриной продукции местного производителя: всего лишь 10% от общего объема реализации (рис. 2). Однако для фирм-производителей собственная торговая сеть является самым прибыльным сегментом рынка. Проводя постоянный мониторинг цен, фирмы имеют представление о ценах в других сегментах рынка и могут приблизить свои цены к действующим на рынке путем увеличения наценки в своих торговых точках.



Фирменная розница в г. Тамбове представлена сетью магазинов «Правильный цыпленок» (стационарные торговые точки) и сетью «Тамбовский бройлер» (стационарные торговые точки и тонары). Торговая сеть «Правильный цыпленок» имеет гораздо больший охват рынка. Ассортимент данных фирменных магазинов представлен в табл. 3.




На этапе открытия торговых точек и в сети «Правильный цыпленок», и в сети «Тамбовский бройлер» в ассортименте была представлена только куриная продукция. В дальнейшем ассортимент данных торговых сетей сильно расширился.


Сеть «Правильный цыпленок» реализует куриную продукцию липецкого производителя: продукцию из мяса птицы, различные полуфабрикаты, а также сопутствующие товары (специи, майонез, кетчуп) и молочную продукцию липецкого производства. Сеть «Тамбовский бройлер» реализует помимо куриной продукции и полуфабрикатов из мяса птицы мясо свинины, индейки, яйцо куриное, минеральную воду и сопутствующие товары (специи, майонез, кетчуп). Основное отличие ассортимента фирменных торговых сетей в том, что «Правильный цыпленок» реализует куриную продукцию вразвес, а «Тамбовский бройлер» – в основном заранее расфасованную продукцию в лотках. Данные сети фирменных магазинов начали расти с центра города, сейчас большинство торговых точек расположены в северной и центральной части города, по количеству точек на данном этапе лидирует сеть «Правильный цыпленок». Рассмотренные торговые сети, торгующие куриной продукцией на рынке г. Тамбова, находятся на стадии развития, они расширяются и начинают выходить за пределы города и распространяются по Тамбовской области в целом.


Рынок охлажденных куриных полуфабрикатов в г. Тамбове стремительно развивается, вытесняя собой замороженные куриные полуфабрикаты. Так, проведенный за последние 5 лет анализ продаж на ООО «Инжавинская птицефабрика» показал, что продажа замороженных полуфабрикатов сократилась на 40%, а продажа охлажденной продукции выросла на 55%. Спрос населения возрастает, а предложение фирм-производителей не заставляет себя долго ждать.


Используемые источники
1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие для вузов / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 320 с.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга / Филип Котлер, Гари Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг. – СПб.: Вильямс, 2006. – 944 с.

17.10.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста