Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2016
Турсунов Ш.А.,
заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга
Ташкентского университета информационных технологий
В статье рассматривается современное состояние рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Республике Узбекистан по различным направлениям. Представлены основные конкуренты на рынке информационно-коммуникационных технологий. Показаны важность инвестиционных вложений и примеры сотрудничества с различными странами. В статье также приводятся перспективы развития ИКТ на ближайший период.
Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в жизни современного общества велика. Автоматизация различных процессов происходит во всех сферах деятельности человека, с каждым днем появляются и внедряются новые информационные проекты.
Развитие информационно-коммуникационных технологий требует огромных вложений. В связи с этим все развитые и развивающиеся страны мира вкладывают огромные средства в развитие ИКТ. Мероприятия, которые проводятся для этого: принимаются новые программы и концепции; улучшается нормативно-правовая база; обеспечивается доступность пользования для населения информационно-коммуникационной инфраструктурой; повышается уровень компьютерной грамотности и образования специалистов в области ИКТ; разрабатываются программные комплексы самого различного назначения и проводятся другие мероприятия.
Узбекистан – молодое, развивающееся государство. За период независимости в сфере информационно-коммуникационных технологий была проделана огромная работа. Первостепенной задачей для нашего государства является вхождение в глобальное информационное общество. Эта задача прописывается во всех программах и концепциях, принимаемых Правительством Республики Узбекистан. Несмотря на то что в последние годы этот сектор нашей экономики развивается опережающими темпами, надо признать, что мы находимся только на начальной стадии – на долю ИКТ приходится лишь около 2% ВВП [1].
Таким образом, рынок ИКТ – молодой и развивающийся рынок Узбекистана.
Наблюдается тенденция увеличения объема рынка телекоммуникаций в стране, ведутся работы по привлечению инвестиций для развития инфраструктуры, расширению базы клиентов и повышению дохода.
Но можно смело заявить, что с каждым годом современные высокотехнологичные виды услуг становятся более популярными. Здесь можно выделить мобильную связь, высокоскоростный Интернет, телевизионную кабельную связь, дистанционные банковские услуги.
За последние пять лет доля традиционных видов бытовых и коммунальных услуг снизилась с 16 до 9,5%, а доля высокотехнологичных услуг возросла до 21,2%.
В числе высокотехнологичных услуг наиболее интенсивно в последние годы развиваются услуги связи и информатизации, которые за последние пять лет возросли в 3,3 раза, а за отчетный год – на 24,5%. Осознавая особую и важную роль ИКТ в экономике и обществе, в 2013 г. была принята Комплексная программа развития национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013–2020 годы. Реализуемые в рамках этой Программы проекты позволили в 2014 г. завершить перевод всех АТС республики с аналоговой системы на использование цифрового сигнала, что значительно повысило скорость пользования международными информационными сетями. За счет установки в истекшем году более 500 новых базовых станций мобильной связи количество абонентов этой современной высокотехнологичной системы связи составляет почти 20 млн человек, а объем оказываемых им услуг связи увеличился почти на 26% [1].
Регулированием рынка ИКТ занимается Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
Основными задачами и направлениями деятельности этого министерства являются [2]:
• обеспечение реализации единой государственной политики в области информационных технологий и коммуникаций, внедрения «электронного правительства», разработка и осуществление комплексных программ по внедрению и развитию национальной информационно-коммуникационной системы;
• дальнейшее развитие и модернизация телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе расширение широкополосного доступа к сети Интернет, обеспечение полного перехода на цифровые системы телефонной связи, телевидения и радиовещания, осуществление функций по государственному регулированию, лицензированию и контролю деятельности в сфере связи
и телекоммуникаций, а также использования радиочастотного спектра;
• создание единой системы формирования, хранения и использования государственных информационных ресурсов и баз данных, создание и управление межведомственными информационными системами;
• обеспечение дальнейшего формирования национального сегмента сети Интернет, создание необходимых технических и благоприятных условий для развития современных отечественных веб-ресурсов различной направленности, в том числе сетевых ресурсов для удовлетворения информационных и интеллектуальных потребностей населения, особенно молодого поколения;
• обеспечение координации и оказание содействия развитию отечественного производства и внутреннего рынка конкурентоспособных программных продуктов и услуг, внедрению современных программных продуктов, информационных систем и информационных ресурсов в отраслях реального сектора экономики и у потребителей;
• реализация мер по обеспечению информационной безопасности и внедрению современных технологий защиты коммуникационных сетей, программных продуктов, информационных систем и ресурсов; дальнейшее развитие технической инфраструктуры по защите информационных ресурсов.
Основную долю рынка занимает государственный национальный телекоммуникационный оператор АК «Узбектелеком», который также несет ответственность за предоставление фиксированной связи и услуг по всей стране. В этой сфере оператор АК «Узбектелеком» является монополистом рынка. Но, так как рынок требует новых услуг связи, АК «Узбектелеком» сегодня имеет лицензии на все виды телекоммуникационной деятельности, включая мобильную, междугородную и международную связь сроком до 15 лет, а также предоставляет услуги сети Интернет. АК «Узбектелеком» охватывает своей сетью почти всю территорию Республики Узбекистан.
В настоящее время в Республике Узбекистан действует пять мобильных операторов: UzMobile (филиал АК «Узбектелеком»), Ucell, Beeline, UMS, Perfectum Mobile. Среди данных операторов ведется борьба за абонентов. По данным исследования рынка сотовой связи, общее число пользователей сотовой связи в Узбекистане по итогам I квартала 2015 г. превысило 20 млн. Из них число абонентов Beeline в Узбекистане составило 10 млн 356 тыс. Другой крупнейший оператор отечественного рынка – Ucell – обслуживал по итогам I квартала 2015 г. 8,574 млн абонентов. Абонентская база оператора UMS по итогам I квартала составляла 423 тыс. человек. Кроме того, CDMA-операторы Uzmobile и Perfectum Mobile в конце 2014 г. обслуживали по 500 тыс. абонентов.
Необходимо учитывать, что открытие сотовых операторов Республики Узбекистан происходило в разное время. Самым молодым оператором на рынке является ООО UMS (ООО Universal Mobile Systems), которое с 1 декабря 2014 г. запустило в коммерческую эксплуатацию сеть мобильной связи на всей территории Узбекистана на основе закрытого ренее оператора MTC. C 2004 г. на рынке телекоммуникаций Республики Узбекистан существует сотовый оператор UzMobile, который является специализированным филиалом АК «Узбектелеком». Первооткрывателями рынка сотовой связи были Perfectum Mobile, Beeline и Ucell (в то время COSCOM), которые начали свою коммерческую деятельность в 1996–1997 гг.
Быстро развивающейся сферой является предоставление Интернета. Количество интернет-пользователей в Узбекистане в 2015 г. превысило 12 млн. Об этом было объявлено на саммите по информационно-коммуникационным технологиям «ICTSUMMIT 2015». Хочу отметить, что общее население страны в 2015 г. составляло 30 млн человек. То есть интернет-пользователи составили 40% населения Республики Узбекистан.
Сейчас на рынке предоставления Интернета можно отметить активную конкуренцию со стороны провайдеров. В Узбекистане около 30 организаций являются интернет-провайдерами. Наиболее популярными из них можно выделить всего шесть (табл. 1).
В банковской сфере также внедряются информационно-коммуникационные технологии. То есть ИКТ проникают в социально-экономическую сферу. Основное проявление – это банковские карты. По данным на первое октября 2015 г., количество выпущенных в обращение пластиковых карт составило 15 215 тыс., что на 4147 тыс. больше, чем в 2014 г., и фактически в 3 раза больше, чем в 2010 г.) [5].
ИКТ помогают оптимально взаимодействовать с клиентами. Предоставляются интерактивные услуги, такие как SMS-банкинг, интернет-банкинг и др. Согласно отчету, на 1 октября 2015 г. количество пользователей интернет-банкингом и банк-клиентом составило 74 040, SMS-банкингом и мобильным банкингом – 826 497.
Так как образование – это социальная сфера, трудно было представить внедрение ИКТ здесь. Но сейчас они играют не последнюю роль. Почти все образовательные учреждения страны подключены к образовательной сети ZiyoNET, что позволило создать единое образовательное пространство информационного взаимодействия. Также в каждом образовательном учреждении ведется работа по интерактивному обучению учеников и студентов.
На рынке почтовых услуг оказываются традиционные услуги, в том числе пересылка письменной корреспонденции, посылок, почтовых денежных переводов и др.
В отличие от сегмента местных услуг почтовой связи, где ОАО «Узбекистон почтаси» является естественным монополистом, в сегменте международных услуг существует конкуренция, где функционируют более 10 местных и иностранных фирм. ОАО «Узбекистон почтаси» является не только поставщиком почтовой связи.
Деятельность этого предприятия немного шире. Здесь была создана корпоративная сеть, на базе которой функционируют автоматизированные системы: электронных денежных переводов; гибридных денежных переводов; приема платежей; учета выплаты пенсий и пособий; мониторинга прохождения регистрируемых почтовых отправлений и других операций.
Как известно, основой для развития информационно-коммуникационных технологий является телекоммуникационная инфраструктура. В настоящее время в сфере телекоммуникационной инфраструктуры ведутся следующие работы: расширение сетей фиксированного и мобильного широкополосного доступа, расширение центров коммутации передачи данных и голосового трафика, модернизация и расширение магистральных телекоммуникационных сетей, а также создание инфраструктуры для развития мультимедийных услуг [3].
Рассматривая все вопросы, касающиеся внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизни государства и общества, можно с уверенностью сказать, что ИКТ сегодня играют одну из ведущих ролей и для осуществления различных информационно-коммуникационных проектов требуются огромные средства. Не всегда данные проекты можно осуществить на собственные средства. Поэтому одну из главных ролей здесь играют инвестиционные кредиты.
Инвестиции в сфере ИКТ – это долгосрочные вложения средств в создание нового и модернизацию действующего оборудования и сетей связи в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества в средствах и услугах отрасли и получения прибыли, а также финансовые средства, вложенные в долгосрочные информационно-коммуникационные проекты.
В результате привлечения иностранных инвестиционных проектов в сфере ИКТ успешно действуют различные совместные предприятия и проекты, большое значение придается развитию частного сектора. Все это способствует либерализации рынка и повышению конкуренции.
На территории Республики Узбекистан в сфере телекоммуникаций действуют такие совместные предприятия, как ООО СП East Telekom, ООО СП Olive Telecom, ООО СП Telecom Innovation, ООО СП Buston, ООО СП Unitech и ООО «СП «Узбектелеком Интернешнл».
Сегодня успешно реализуется множество инвестиционных проектов, предоставленных компанией ООО HuaweiTech и Государственным банком развития Китая, благодаря которым реализуется развитие сферы ИКТ.
Основным партнером также в сфере инвестиционного сотрудничества можно выделить Россию. В телекоммуникационной отрасли Узбекистана по-прежнему лидером является дочерняя компания российского оператора сотовой связи и Интернета «ВымпелКом Лтд.» (ООО «Юнител»), которая в 2012 г. инвестировала в проект расширения сотовой связи 81,2 млн долл. США, а в 2013 г. – 159,6 млндолл. США. В 2015 г. со стороны ООО «Юнител» был реализован проект «Расширение системы сотовой связи ООО Unitel», в котором говорилось об увеличении емкости до 10,8 млн абонентов.
В 2015 г. было реализовано около 80 проектов с привлечением прямых иностранных инвестиций, среди которых выделяют следующие, касающиеся информационно-коммуникационных технологий.
1. Проект «Создание сети национального оператора мобильной связи филиала «Узмобайл» АК «Узбектелеком (II этап)». Данный проект инвестирует Государственный банк развития Китая (КНР). Он входит в проект нового строительства.
Проект рассчитан на 2014–2017 гг. и заключается в установке базовых станций, коммутаторов и оборудований радиорелейных линий.
2. Проект «Расширение системы сотовой связи ООО Unitel (очередной этап)» инвестируется компанией Российской Федерации «Вымпелком». Проект относится к классу модернизируемых и расширяемых. Компания запланировала увеличение емкости до 10,8 млн абонентов.
3. Проект «Техническое и технологическое развитие сети сотовой связи ИП «ООО «Коском». Данный проект инвестирует компания Telia Sonera UTA Holding BV (Нидерланды). Он также относится к классу модернизируемых и расширяемых проектов. Было запланировано предоставление 26 074 млн минут эфирного времени.
4. Проект «Организация производства телефонов, планшетных компьютеров, ноутбуков и телевизоров на ИП ООО UZHONGKONG (СИЭЗ «Навои»)». Проект инвестируется компанией «ИП ООО UZHONGKONG» и относится к классу «новое строительство».
Правительством Республики Узбекистан была принята адресная программа развития информационно-коммуникационных технологий на 2015–2019 гг.
Программа включает в себя девять крупных инвестиционных проектов на общую сумму 883,7 млн долл., среди которых такие проекты, как:
• развитие сетей мобильной связи, включая технологии HSPA+, 4G LTE;
• расширение сетей фиксированного и беспроводного широкополосного доступа;
• расширение магистральной и мультисервисной сети передачи данных, строительство волоконно-оптических линий связи;
• внедрение новых видов мультимедийных услуг и создание благоприятных условий для развития контента.
В результате реализации данных проектов предусматриваются:
• увеличение количества портов фиксированного широкополосного доступа в 2,2 раза;
• увеличение скорости передачи данных в 20 раз;
• внедрение более 20 новых видов услуг, в том числе дальнейшее развитие услуг IP-телевидения, IP-телефонии и др.
Таким образом, учитывая темпы роста сферы телекоммуникаций и ИКТ, конкуренцию на рынке, реализацию проектов, можно прогнозировать, что в скором времени страна выйдет на передовые позиции по развитию и внедрению средств ИКТ во всех отраслях народного хозяйства и жизнедеятельности.
Используемые источники
1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 г. и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 г.
2. Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: ccitt.uz/ru/about/about/488/
3. Развитие ИКТ в Узбекистане: предварительные итоги 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: ccitt.uz/ru/press_center/news_ict/1679/
4. Ассоциация предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана [Электронный ресурс]. URL: ict.uz/ru/about/
5. Центральный банк Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: cbu.uz/ru/main?mobile_switch=normal