Концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2014


Голик В.С.,
к. э. н., доцент кафедры маркетинга Белорусского государственного
экономического университета (Минск)


Чжунхуа Ли,
магистр экономических наук, кафедра маркетинга Белорусского
государственного экономического университета (Минск)


Использование информационных технологий в экономике способствует повышению эффективности работы предприятий. Интернет стал необходимым инструментом для успешной торговли на локальных и международных рынках. В статье предложена концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга в деятельности белорусских предприятий.


Эффективный бизнес строится на философии маркетинговой концепции, идеи которой проникают во все подразделения и службы управления компанией, и на основе этого формируется ее целостный конкурентоспособный положительный образ в глазах общественности. При этом роль информационных технологий, электронного бизнеса и интернет-маркетинга в повышении эффективности предприятий как на национальном, так и внешних рынках постоянно возрастает.


Предлагаемая концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга в деятельности белорусских предприятий содержит следующие идеи.


1. Разработка, функционирование, оценка эффективности корпоративного сайта для каждого предприятия страны независимо от формы собственности.


На сайте представлена информация на национальном и иностранных языках в зависимости от целевых рынков предприятия. При этом публикуется конкретная информация о товарах и услугах (текст, графика, видео), которая показывает преимущества данного предложения по сравнению с конкурентами. Также указываются различные варианты методов оплаты, условия поставки, проект договора.


Предприятия открывают интернет-магазины для оптовых и (или) розничных покупателей, предлагая различные методы оплаты (банковским переводом, кредитной картой или наличными).


Следует отметить, что для данного сайта регистрируются (приобретаются) доменные имена обязательно международного уровня .c-m (если занято, то .net, .c- и другие), национального .by, .ru (если предприятие работает или собирается работать на российском рынке) и другие домены, в зависимости от целевого рынка.


Человеческий фактор играет основную роль в продвижении продукции предприятия, поэтому последнему необходимы специалисты в области электронного бизнеса (электронной торговли, интернет-маркетинга). Открытие при университетах кафедр, факультетов соответствующего направления поможет в некоторой степени решить эту проблему. Но, как мы понимаем, это задача непростая, так как преподавателей – специалистов данного направления в республике недостаточно.


Менеджер по маркетингу занимается продвижением продукции и сайтов предприятия, используя возможности как традиционных средств маркетинга, так и информационных технологий (интернет-реклама, SE-, размещение информации на торговых площадках, электронных аукционах, участие в партнерских программах, публикация пресс-релизов (статей, видео, фото) на различных электронных pr-ресурсах, использование возможностей социальных сетей и др.).


Таким образом, предложения предприятия (статья, видео, фото) будут опубликованы на многих интернет-ресурсах по всему миру. В этой связи следует отметить важность использования партнерских программ для посредников, которые смогут продавать товары и услуги предприятия и на этой основе получать некоторую прибыль.


С помощью интернет-технологий специалисты по маркетингу могут проводить маркетинговые исследования внешних рынков, связываться с местными маркетинговыми агентствами, находить клиентов, используя торговые площадки, специализированные каталоги и печатные издания и т.д.


Одними из критериев эффективности работы менеджеров предприятия является время их ответа на заявку клиента, содержательность ответа, возможность показать клиенту преимущества товара, гибкость в ценовой политике, методах оплаты и использование других методов стимулирования.


В качестве примера можно привести работу китайских фирм по продвижению продукции с помощью Интернета. В настоящее время отмечается достаточно серьезный рост электронной торговли в Китае.


Можно отметить, что у китайских производителей и торговых фирм имеются профессионально разработанные корпоративные сайты, интернет-магазины.


Во многих случаях интернет-магазины посредников являются копиями друг друга.


Поэтому отечественным предприятиям рекомендуется привлекать посредников и предлагать им в работе по продвижению продукции готовые промо-материалы, полностью готовые сайты, интернет-магазины, оказывать маркетинговую поддержку. В сегодняшнем мире борьба идет не только за клиента, но и за посредника, который поможет производителю донести нужную информацию целевой аудитории и, следовательно, привлечет в большей или меньшей степени целевых покупателей и потребителей.


Должны быть налажены отношения со службами доставки продукции (национальная почтовая служба, DHL, Fedex и т.д.), т.е. эффективно решены вопросы логистики.


Поэтому, подчеркивая еще раз то, что было сказано выше, каждое белорусское предприятие должно иметь собственный корпоративный сайт, дизайн, содержание и обновление которого должно способствовать повышению информированности соответствующей целевой аудитории и созданию положительного образа инновационного успешного предприятия. Поэтому важное значение отводится времени и качеству ответов сотрудников предприятия на запросы потенциальных клиентов.


Предприятия, работающие на внешних рынках, должны представлять свои электронные ресурсы на высоком профессиональном уровне с точки зрения информационного содержания, дизайна и взаимодействия с потенциальными и существующими покупателями и потребителями.


На этой основе формируется и образ Республики Беларусь в глазах отдельного иностранного потребителя. Поэтому важно обратить пристальное внимание на эти вопросы и существующие проблемы в этой сфере. На отношениях зарубежных покупателей с белорусскими предприятиями, как малыми, так и крупными, строится в целом и имидж Республики Беларусь. В этом смысле основной целью является дальнейшее формирование и поддержание имиджа инновационности страны. И это является одной из ключевых задач развития государства.


2. Разработка, функционирование, оценка эффективности государственного (частного) интернет-магазина, на котором будет представлена вся продукция отечественных предприятий различных форм собственности. Это поможет сконцентрировать усилия на продвижении единого интернет-магазина на отечественный рынок и самое основное – на глобальный рынок. Это даст эффект синергии, когда бюджет на продвижение будет сформирован за счет средств предприятий, банков, поддержки государства. Если данный проект будет работать эффективно, то найдутся и серьезные иностранные инвесторы. По отношению к данному проекту могут применяться действия, которые описаны в первом пункте (ресурс на разных языках, продвижение в офлайне и онлайне и т.д.)


Следует отметить, что существенную поддержку в продвижении данного ресурса на деловых рынках могут оказать местные зарубежные маркетинговые агентства, участие в конференциях, ярмарках-выставках и т.д. Кроме этого данный проект также предполагает оценку действий менеджеров предприятий: как быстро продавцы отвечают на запросы покупателей, как удовлетворены ответами клиенты и т.д. Ряд ответов на эти вопросы можно получить, используя программные средства в рамках проекта. Поэтому можно получить своевременную информацию о работе специалистов предприятий страны, и, следовательно, некоторый рейтинг эффективности менеджеров и т.д.


Следует отметить, что в рамках данного интернет-магазина возможна и перспективная продажа товаров (услуг) зарубежных предприятий. Данный интернетмагазин (гипермаркет) служит и торговой площадкой для иностранных товаров (услуг). Этот вопрос решается на основе оценки эффективности продаж каждого зарубежного продукта.


Важной проблемой в данной области являются и вопросы логистики (транспортировка, складирование и др.).


Разработка и грамотное продвижение интернет-магазинов для предприятий Республики Беларусь, например ОАО «Беларуськалий», ОАО «Гомельский химический завод» и других, поможет осуществлять деятельность на многих географических рынках, установить контакты с различными покупателями и потребителями напрямую.


Но в то же время совершенствование организации бизнеса ряда белорусских предприятий является необходимостью.


В силу процессов сближения экономик Беларуси, России и Казахстана использование электронных проектов весьма перспективно. Для Беларуси перспективно создавать такие торговые проекты сейчас, так как конкурентная борьба рано или поздно развернется в онлайновом пространстве. Число интернет-пользователей и частота обращения к Интернету неуклонно растет. На таких торговых площадках будут продаваться товары производителей разных стран. Существенную прибыль в онлайновой сфере смогут получить те проекты, которые своевременно придут на этот быстрорастущий рынок. Поэтому для Беларуси важна концентрация усилий на создании электронных проектов, высокотехнологичной продукции, информационных технологий. Необходима поддержка разработчиков программного обеспечения, так как это и есть один из основных ресурсов будущего. В этой связи целесообразно уделить пристальное внимание подготовке соответствующих специалистов (программистов, инженеров, менеджеров по маркетингу и менеджеров по продажам (внешнеэкономическая деятельность, электронный бизнес), дизайнеров, архитекторов).


3. Разработка, функционирование, оценка эффективности государственной (частной) торговой площадки для деловых клиентов. Используется процесс, который рассмотрен выше, но основная цель – это получение прибыли на основе привлечения корпоративных клиентов. На данной площадке предлагается вся продукция отечественных и зарубежных предприятий. Менеджмент площадки продвигает данный интернет-ресурс на зарубежные рынки. Участники: производители, оптовые и розничные посредники, конечные покупатели-потребители.


Предложения участников по покупке-продаже товаров публикуются на разных языках. Доменные имена площадки зарегистрированы в различных доменных зонах, обязательно в международной. В качестве примера можно отметить глобальную электронную площадку alibaba.c-m (КНР).


Программные средства предлагают возможность контроля за своевременностью ответа сотрудника предприятия на вопросы клиента и оценки работы менеджеров предприятий, например государственных. Это позволит в определенной степени повысить эффективность их работы. Но в любом случае качество работы сотрудников во многом зависит от эффективности их стимулирования руководством конкретного предприятия.


Важное значение приобретает продвижение продукции предприятий за счет публикации информации на различных торговых площадках. Это помогает установить новые контакты с посредниками, покупателями и потребителями из разных стран, что способствует проникновению отечественных предприятий на различные локальные рынки.


4. Разработка, функционирование, оценка эффективности государственной (частной) электронной биржи. Важное значение придается тому, как быстро и оперативно могут зарегистрироваться клиенты на бирже. Сложная процедура только отпугнет зарубежных клиентов, которые могут прибрести аналогичный продукт на зарубежных рынках без лишних хлопот. Клиенты будут согласны на такую процедуру, если им очень выгодно приобретение данного товара. Таким образом, сложные процедуры создают только дополнительные барьеры для продвижения товаров на внешние рынки, и использование информационных технологий в таких случаях будет бесполезной работой. Конечно, это касается вопросов логистики, методов оплаты, коммуникабельности, компетентности сотрудников предприятий.


Биржа должна быть представлена на различных языках, доменные названия – зарегистрированы в различных доменных зонах (обязательно в международной .c-m), служба помощи клиентам должна работать круглосуточно, должно быть обеспечено грамотное и компетентное обслуживание. Контроль за деятельностью сотрудников осуществляется на основе оценки времени их ответа на заявку, путем анкетирования клиентов и т.д.


Создание для Беларуси электронного проекта – биржи калийных удобрений может принести определенную пользу, которая будет зависеть от эффективности способов продвижения данной биржи на глобальный рынок и соответствующие зарубежные рынки. На наш взгляд, сумма затрат на ее создание и функционирование может быть не столь существенной.


Отечественным предприятиям стоит более активно принимать участие в торгах на различных электронных платформах, как отечественных, так и зарубежных, для расширения охвата рынка, увеличения числа клиентов и роста прибыли.


5. Разработка, функционирование, оценка эффективности государственного (частного) электронного аукциона как для индивидуальных потребителей, так и клиентов b2b рынка. Предприятия на таких аукционах могут выставлять остатки непроданной продукции, товары-новинки, услуги. Мероприятия для данного проекта во многом аналогичны указанным в предыдущих пунктах.


Белорусским предприятиям желательно уделить внимание иностранным электронным аукционам.


6. Инвестиции в эффективные проекты. Постоянный поиск и анализ новых идей в области электронного и традиционного бизнеса на основе создания соответствующего ресурса по размещению предложений, требующих инвестиции, и заявок от потенциальных инвесторов. Кроме того анализ идей, представленных на зарубежных сайтах для венчурных инвесторов.


Создание интернет-ресурса для конструкторов, дизайнеров, архитекторов, художников, поддержка и анализ их взаимодействия с различными фирмами (производителями).


7. Сбор информации, ее анализ и оценка развития электронного бизнеса и степени использования информационных технологий организациями различных форм собственности в стране. Определение проблем в этой сфере. Разработка и реализация на этой основе обоснованных предложений по повышению эффективности использования информационных технологий предприятиями: организация деятельности предприятий, маркетинговые исследования, продвижение продукции на отечественном и зарубежном рынках, работа с государственными органами и др.


Для решения данных задач обосновано создание института электронного бизнеса, который будет:
• проводить аналитическую работу в данной области;
• давать оценку национального рынка в области электронного бизнеса, использования информационных технологий;
• разрабатывать мероприятия по созданию комфортной бизнес-среды, которая обеспечит рост числа интернет-компаний; фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения; предприятий, которые используют передовые технологии и т.д., и, соответственно, повысит прибыль соответствующих организаций и увеличит поступление доходов государства;
• собирать, обрабатывать и анализировать информацию по каждому из зарубежных рынков и на этой основе предлагать эффективные решения для каждого предприятия;
• заниматься разработкой мероприятий в области электронной коммерции, интернет-маркетинга;
• определять обеспеченность предприятий сотрудниками данной специализации, и в последующем координировать взаимодействие соответствующих выпускающих кафедр с предприятиями на взаимовыгодной основе (возможность появления спонсоров соответствующей специальности);
• проводить анонимные маркетинговые исследования персонала и руководства предприятий в целях определения проблем, оценивать временныSе и финансовые затраты на существующие бюрократические процедуры внутри предприятия и в его взаимоотношениях с государственными органами, осуществлять разработку предложений по их устранению с целью повышения оптимизации работы предприятий. На этой основе институт электронного бизнеса проводит реализацию соответствующих предложений;
• разрабатывать мероприятия по переходу на электронный документооборот каждого предприятия, использовать программное обеспечение и т.д. с детальным экономическим обоснованием;
• осуществлять разработку проекта «Электронное правительство». Оптимизация деятельности государственных органов за счет использования информационных систем во внутренних взаимоотношениях и в работе с населением. Это позволит ясно определить функции каждого госслужащего и его персональную ответственность. Разрабатывать портал государственных услуг и др. Разрабатывать и внедрять информационные аналитические экспертные системы при проведении государственных тендеров. Разрабатывать и совершенствовать электронный портал в области государственных закупок. Рассчитываь социально-экономическую эффективность от таких внедрений;
• формировать комплекс мероприятий по популяризации электронных проектов среди населения и информированности граждан страны в этой области;
• разрабатывать мероприятия по увеличению числа пользователей Интернета, скорости, по повышению качества обслуживания провайдерами, снижению стоимости, дальнейшему проникновению Интернета и увеличению охвата населения за счет создания информационных центров;
• взаимодействовать с предприятиями и предлагать им соответствующие эффективные проекты развития;
• разрабатывать электронную систему единого рейтинга предприятий Республики Беларусь, которая будет показывать в реальном режиме времени рейтинг всех организаций (прибыль и др. показатели, их изменения, графики, лучшие/худшие предприятия и т.д.), что позволит руководителям получать быструю и реальную информацию о ситуации в экономике. База данных системы будет обновляться в реальном режиме времени за счет получения необходимой информации для анализа от различных организаций (банки и др.). Это поможет оперативно разрабатывать и применять индивидуальные мероприятия по решению проблем на конкретных предприятиях и др.


Кроме этого целесообразно создание инновационного инвестиционного фонда электронного бизнеса, который будет выделять средства на разработку проектов институтами, внедрение и совершенствование организации и управления на предприятиях, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров и т.д. 8. Поддержка государством отечественных владельцев интернет-ресурсов в их стремлении продвигать белорусскую продукцию на внешние рынки.


9. Разработка мероприятий в области увеличения притока туристов в страну.


Продвижение соответствующих интернет-проектов индустрии туризма для привлечения зарубежных интернет-пользователей. Использование социальных сетей, тематических сайтов, форумов и т.д. Очевидно, что приток в страну туристов может существенно увеличиться, если предлагается уникальная услуга с оригинальной идеей. Например, реализуется некоторый проект, который с точки зрения архитектуры и дизайна будет уникальным и для многих интересным. Конечно, это вопрос весьма непростой и для этого необходимо нестандартное творческое мышление. Кроме того, необходимо существенно повысить уровень сервиса, качество общепита и т.д. за счет создания и внедрения высоких стандартов, соответствующих времени и запросам потребителей.


Важно сказать о необходимости обязательного включения вопросов маркетинговой науки, электронного бизнеса, современных способов организации производства и управления в курсы и программы государственных экзаменов почти всех экономических специальностей учреждений высшего образования Республики Беларусь. Это повысит уровень подготовленности специалистов в данной области.


Взаимодействие дизайнеров, архитекторов, конструкторов, менеджеров по маркетингу, бизнесменов позволит создать высококачественные и востребованные покупателями товары, которые на основе использования информационных технологий можно эффективно предлагать по всему миру.


Одним из ключевых факторов успеха предприятия является ясное представление руководителями отличительных характеристик товаров по сравнению с конкурентами, и главное – это видеть ценности продукта глазами потребителей.


Предложенная выше концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга в деятельности предприятий Республики Беларусь будет способствовать дальнейшему формированию и поддержанию имиджа инновационности государства на основе эффективного информационного дизайнерского и маркетингового представления электронных ресурсов белорусских предприятий, своевременной и качественной реакции их сотрудников на запросы отечественных и зарубежных потребителей и покупателей и взаимовыгодного взаимодействия с ними.


Используемые источники
1. Голик С.И., Голик В.С. Использование интернет-технологий в международном маркетинге. Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 3. – С. 113–116.
2. Голик В.С. Информационный учет и контроль // Государственная служба. – 2011. – № 6 (74). – С. 20.
3. e-g-v.by/

05.07.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста