Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №3 год - 2010
канд. экон. наук, доцент ГОУ ВПО
«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Проанализировать – значит разобрать на составные части, понять, осмыслить, выявить причины, узнать, какие факторы влияют на положение вещей. Анализ – это основа принятия решения. Решение, которому не предшествовал тщательный анализ ситуации, скорее всего, окажется ошибочным и либо не достигнет намеченной цели, либо приведет к нежелательным побочным эффектам. Анализ состоит не столько в выполнении стандартных процедур, сколько в постановке вопросов и поиске ответов на них. Иногда вопросы оказываются более важными, чем ответы. От аналитика требуется представить проблему с различных точек зрения, выявить интересы различных сторон, вовлеченных в деятельность некоммерческой организации.
Сами по себе взятые в отдельности статьи и цифры отчетности имеют ограниченное значение для понимания «жизни» НКО и принятия решений. В финансовых отчетах в скрытом виде содержится несколько пластов информации, которую можно «выудить» только применением специальных аналитических расчетов.
Финансовая отчетность должна представлять всю необходимую информацию, но избегать избыточных сведений, которые не только неоправданно увеличивают ее объемы, но и могут ввести в заблуждение. Данные могут иметь несколько степеней свободы. Есть показатели, которые могут быть выведены при наличии всех других показателей. «2 плюс 3 равно 5» – в этом утверждении всего две степени свободы. Зная любые из двух чисел, можно всегда получить третье. Точно так же обстоит дело и с финансовой отчетностью. Статьи отчетов – это лишь видимая часть айсберга. На их основе мы можем рассчитать и более интересные показатели.
Так какие же вопросы могут интересовать тех, кто вовлечен во взаимоотношения с некоммерческой организацией?
Перечень вопросов для отдельных стейкхолдеров может быть весьма внушительным. Мы остановимся лишь на некоторых, наиболее типичных вопросах, на которые не сложно отыскать ответы в финансовой отчетности Аналитические финансовые показатели некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:
• показатели некоммерческой эффективности (not-for-profit performance);
• показатели финансовой обеспеченности (profitability);
• показатели управления активами (asset management);
• показатели ликвидности (liquidity);
• показатели риска (risk);
• показатели рыночного функционирования (market performance);
• показатели роста (growth).
Некоммерческая «прибыль»
Если некоммерческие организации по природе своей не имеют прибыли, это еще не значит, что они приносят убытки. Сущность некоммерческой деятельности в том и состоит, что она создает нефинансовые выгоды, которые, руководствуясь привычными финансовыми соображениями, трудно зачесть в счет денежных расходов. Некоммерческие организации предоставляют услуги, не требуя взамен соразмерного вознаграждения. Такое «производство» предоставляется бесплатно или продается по ценам ниже себестоимости. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что они работают в убыток. Однако тот продукт, который является результатом некоммерческой деятельности, создает нефинансовые выгоды для общества и выполняет те задачи, которые ставятся финансирующими лицами. Вопрос состоит лишь в экономичности. Некоммерческие организации могут оказывать услуги по различной себестоимости. Одни организации могут быть лучше других тем, что предоставляют больше услуг с меньшими издержками. Если бы имелась возможность измерить неденежные общественные выгоды от деятельности некоммерческой организации в денежной форме, то следовало бы говорить о «некоммерческой прибыли» как о разности между выгодами получателей некоммерческих услуг и издержками самой некоммерческой организации. Проблема состоит в том, что эти выгоды имеют потребительский характер, а также в том, что различаются лица, несущие расходы и получающие выгоды, о чем уже говорилось. Вследствие этого организация не получает обратно денежных средств от реализации своих программ. Чаще всего потребительские выгоды от деятельности НКО вообще не имеют денежного выражения. Но это не означает, что некоммерческая деятельность является «терминатором» общественных ресурсов. Обычно она выражается в простом перераспределении доходов от лиц состоятельных к лицам нуждающимся.
Финансовый результат
Место чистой прибыли или чистых убытков в некоммерческих организациях традиционно занимают показатели профицита или дефицита за период. В соответствии с GAAP более точным индикатором работы НКО является изменение в чистых активах. Данный показатель страдает некоторым формализмом и, по существу, мало чем отличается от профицита/дефицита. Чистое увеличение в чистых активах – это тот же самый дефицит, только состоит он из операционных доходов и расходов, составленных в соответствии с принципами GAAP. Аналогично и чистое уменьшение в чистых активах. Так что будем далее считать эти термины равнозначными. Профицит или дефицит далеко не совершенные заменители прибыли или убытка. Большой профицит означает, что организация получает избыточное финансирование. Для некоммерческих организаций нехарактерно наличие большого превышения доходов над расходами. Способы потратить деньги всегда найдутся.
Коэффициентный анализ
Коэффициенты для анализа некоммерческих организаций могут показаться очень простыми. Несмотря на свою кажущуюся простоту за ними скрывается море информации, которая интересует различных стейкхолдеров НКО. Принципы некоммерческой отчетности оттачивались в течение многих лет таким образом, чтобы дать ответы на наиболее важные вопросы, которые больше всего интересуют доноров, кредиторов, регулирующие органы, широкую общественность, государственные надзорные органы.
Специфические некоммерческие показатели
обычно основываются на анализе доходов, контрибуций и расходов некоммерческих организаций. Они позволяют ответить на такие важнейшие вопросы доноров, как:
– какая часть из пожертвованных сумм используется по прямому назначению на некоммерческие цели, на выполнение миссии организации?
– какая часть средств отвлекается на фандрайзинг?
– какая часть средств отвлекается на управленческие и общие расходы?
– действительно ли организация испытывает потребность в пожертвованиях?
Аналитические показатели рассчитываются на основе данных финансовой отчетности и позволяют установить характер взаимосвязи между отдельными характеристиками функционирования организации, ее финансового положения.
Анализ доходов и расходов – ответы на все вопросы
Для определения эффективности некоммерческой деятельности используется 7 ключевых агрегированных показателей:
1) объем контрибуций (contributions);
2) совокупная поддержка и доходы (total support/revenue);
3) расходы по программам (program expense);
4) административно-управленческие расходы (management and general expense);
5) расходы на фандрайзинг (fund-raising costs);
6) совокупные расходы (total expenses);
7) легкореализуемые активы (available assets) или расходуемые чистые активы (expendable net assets).
Соотношение между этими показателями позволяет прояснить обозначенные выше вопросы. За исключением легкореализуемых (available assets) и расходуемых чистых активов (expendable net assets), все остальные переменные представлены в виде отдельных статей финансовой отчетности. Так что провести коэффициентный анализ не составляет особого труда.
Расходуемые чистые активы – это чрезвычайно важный показатель, который имеет самостоятельное значение и показывает величину ресурсов, которые организация может беспрепятственно использовать для финансирования своей деятельности и погашения принятых обязательств.
Чтобы устранить бухгалтерские искажения, иногда требуется скорректировать исходные показатели. Одни и те же коэффициенты могут быть рассчитаны различными способами. Если коэффициенты раскрываются в отчетности в составе комментариев менеджмента или в примечаниях, следует описать методологию их расчета, состав исходных показателей, поскольку от этого зависят значение полученных коэффициентов и правильность отражения действительной ситуации.
Доходы НКО и их коэффициенты
Некоммерческие доходы обладают собственной, неповторимой спецификой. Коммерческие принципы анализа пасуют в этой сложной области. Доходы НКО можно подразделить на неограниченные пожертвования, ограниченные пожертвования, доходы от платных услуг, инвестиционные доходы (от пожертвованных инвестиционных фондов – endowment funds). Важно получить четкое представление, за счет каких средств организация финансируется. В этом случае не помешают подробности.
Рассматривая доходы некоммерческой организации, следует выяснить, какая их часть является стабильной, повторяющейся из года в год, а какая – случайной, однократной, неповторяющейся. Особый интерес должна вызвать доля инвестиционных доходов (от endowment funds), которые образуют основу долгосрочных (можно даже сказать вечных, если фонд не будет использован на операционные цели) источников финансирования. Также не помешает узнать, какая часть инвестиционных доходов рефинансируется, и рассчитать темп роста инвестиционных доходов, направляемых НКО на операционную (благотворительную) деятельность.
Полезно выявить способность организации самостоятельно привлекать благотворительные средства по фандрайзинговым программам от населения или целевых групп меценатов. Важно отделить доходы, привлекаемые от широкой общественности, от единичных крупных доходов, получаемых от единственного донора. Например, в том случае, когда финансирование НКО зависит исключительно от волеизъявления одного лица, а не от усилий самой НКО, очень сложно оценить перспективы ее дальнейшего финансирования – все зависит от субъективного решения одного лица.
Также принято разграничивать долю доходов, которые поступают на свободное усмотрение НКО, и доходов целевого назначения (например, по обусловленным пожертвованным инвестициям). Последние не могут использоваться на оплату долгов, финансирование иных видов операционной деятельности, за исключением тех, что предусматриваются в договорах пожертвования. В развитых странах доноры очень щепетильно относятся к таким вещам и хотят быть уверены в том, что их деньги будут использованы по назначению.