Возможны ли инновации при автоматизации управления на промышленных предприятиях?



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2015


Гутгарц Р.Д.,
доктор экономических наук, профессор кафедры
автоматизированных систем Иркутского национального
исследовательского технического университета


Автоматизация управленческих процессов на промышленных предприятиях России осуществляется на протяжении полувека. В статье уделено внимание трём основополагающим аспектам такой автоматизации: собственно производственной деятельности, управлению и информационным технологиям. Кратко проанализированы изменения, которые могут быть эволюционными или революционными, и то, каким образом эти изменения влияют на автоматизацию решения задач управления. Рассмотрены направления в области автоматизации управления, являющиеся до сих пор проблематичными. Показано, что решения по этим направлениям могут иметь инновационный характер.


Немного истории
Автоматизированные системы управления создавали в Советском Союзе примерно с середины 70-х годов ХХ в. Особенности создания таких систем заключались в том, что проектировщики и заказчики находились на одном предприятии. Проектированием, разработкой и внедрением занимался отдел АСУ, который был на любом крупном предприятии, а заказчиками выступали управленческие подразделения и службы.


Поэтому все создаваемые системы были уникальны и ориентированы на специфику своего предприятия.


В 80-е годы ХХ в. в нашей стране издавались специальные брошюры ЦНИИТЭИ приборостроения, в которых содержалась информация о конкретных АСУ, приводились их функциональная структура и описание отдельных реализованных задач. Иногда такие издания включали блок-схемы решения задач, структуры используемых файлов и документов, а также другие дополнительные сведения, дающие концептуальное представление о функционирующей АСУ. Примерами могут служить брошюры, посвящённые АСУ, на Барановичевском заводе автоматических линий, заводе сварных машиностроительных конструкций производственного объединения «Уралмаш», Ленинградском инструментальном заводе, Минском заводе автоматических линий, Московском инструментальном заводе «Калибр», Ленинградском машиностроительном объединении «Спутник», Пензенском заводе текстильного машиностроения,


Пинском производственном объединении литейного оборудования, производственном объединении «Минский тракторный завод им. В.И. Ленина», Смоленском машиностроительном заводе.


Согласно существовавшей тогда технической оснащённости вычислительной техникой системами программирования и ведения информационной базы все перечисленные (и другие аналогичные по функциональности системы) имели следующие особенности:
1) реализация на базе больших ЭВМ («МИНСК-32», позднее «ЕС ЭВМ»);
2) решение задач осуществлялось при посредстве оператора;
3) информационная база построена на основе файловых структур. Это приводило к тому, что любые изменения в структуре записи файла (добавление или удаление реквизитов) требовали обязательного перепрограммирования всех задач, которые использовали в процессе решения данный файл.


В настоящее время специалистам в области информационных технологий (ИТ) очень сложно себе представить, каким образом подобного рода системы при жёстких ограничениях технического, программного и информационного характера могли работать. Тем не менее системы вполне успешно справлялись с поставленными управленческими задачами.


Тогда автоматизация управленческих функций была инновацией, поскольку «поднимала» управление с точки зрения увеличения объёма обрабатываемой информации, оперативности и точности её обработки, а также возможности применения экономико-математических методов для выполнения плановых расчётов на высокий уровень.


Три составные части инноваций на предприятии
Что же изменилось со времени создания первых АСУ на предприятиях (АСУП)?


Целесообразно разделить вопрос на три части. Первая часть – это собственно производственная деятельность предприятия. Вторая часть – управление предприятием. Третья часть – роль ИТ в процессах управления.


Первая часть вопроса заключается в следующем. Логика работы промышленного предприятия, производящего какие-либо товары, остаётся неизменной сотни лет. Для изготовления чего-либо необходимо обеспечить производство ресурсами: материальными (в широком смысле слова), трудовыми и финансовыми. Кроме того, необходимы специальные технологии, оборудование и оснастка, а также рынок сбыта для реализации изготовленной продукции. Чтобы знать объёмы исходных ресурсов, а также рационально их планировать и использовать, ими нужно управлять. Неважно, что именно производит предприятие (ткани, танки, конверты или куверты). Всегда нужны ресурсы, количественный и качественный состав которых должен наилучшим образом подходить количеству и качеству производимой номенклатуры.


Конечно, схема работы предприятия в реальности скорректирована в сторону усложнения. Это определяется спецификой производства, взаимоотношениями с поставщиками, потребителями (клиентами), стейкхолдерами, организационно-структурными особенностями самого предприятия. Однако такая корректировка не является принципиальной.


С точки зрения собственно предприятия инновации могут касаться главным образом технологий изготовления и используемых материалов. Применение инновационных материалов и технологий позволяет выпускать концептуально новую продукцию, которая по критически важным характеристикам на порядок или даже более превосходит ранее производимые образцы. В условиях жесточайшей конкуренции инновации на предприятии обязательно затрагивают и маркетинговую деятельность, ориентированную на освоение и завоевание новых рынков сбыта территориально и (или) с учётом социальной среды распространения выпускаемой продукции (например, дизайн, упаковка, акции). Внедрение технологических инноваций в большинстве случаев приводит к необходимости обучения или переобучения персонала. Такие инновации, в свою очередь, могут «провоцировать» организационные изменения в расстановке работников по рабочим местам. Кроме того, перечисленные виды инноваций неизбежно влияют на основные и вспомогательные процессы, сопровождающие производство продукции. Таким образом, какими бы ни были инновации со стороны предприятия, они не оказывают существенного влияния на принципы его работы.


Теперь рассмотрим вторую часть вопроса – управление. Управление на предприятии не существует «само по себе». Оно является совокупностью процессов, обеспечивающих производственную деятельность во всех аспектах, оно «жёстко» к ней привязано.


Как известно, процессы управления постоянно меняются по разным причинам (например, расширение или сокращение номенклатуры выпускаемой продукции, внедрение новых технологий и как следствие – структурные и организационные изменения, освоение новых рынков сбыта). Также известно, что эти изменения могут быть эволюционными, когда изменения накапливаются постепенно и не создают критических ситуаций в деятельности предприятия, и революционными, когда перемены радикальны и единовременны, что может быть критично для работы предприятия или для отдельных областей его деятельности.


Инновационным направлением, касающимся любых отдельных бизнес-процессов или их связанных совокупностей, может быть реинжиниринг. Именно реинжиниринг, в основе которого заложены, по сути, простые и очевидные принципы (объединение нескольких процессов для сокращения неэффективных информационных обменов между ними, устранение «лишних» процессов, изменение мест выполнения процессов с точки зрения их наибольшей рациональности, уменьшение неопределённости на начальных этапах процессов, отход от жёстких схем исполнения процессов в соответствии с текущими условиями, сокращение непроизводительных работ, связанных с согласованиями и разного рода проверками) [1], способен задать соответствующим управленческим процессам новое направление, следуя которому возможно сделать их более производительными. Это, в свою очередь, может увеличить прибыль в десятки или даже в сотни раз.


Радикальное перепроектирование бизнес-процессов возможно как на основе всех перечисленных выше принципов, так и в любом их сочетании. Иногда бывает достаточно только исключить «лишние» подпроцессы, исполняемые в разных подразделениях, и тогда основной процесс, который осуществляется на базе таких подпроцессов, будет представлен в совершенно ином виде и, по сути, будет абсолютно отличным от исходного процесса. При этом, скорее всего, сократится его продолжительность и уменьшатся трудозатраты. Кроме того, при его выполнении будет задействовано меньше подразделений и персонала. Но это лишь один из возможных вариантов. В условиях конкретного предприятия проведение реинжиниринга связано с детальным обследованием реальных управленческих процессов и последующим принятием решений о возможности и целесообразности его проведения.


Проекты реинжиниринга бизнес-процессов в России не получили широкого распространения. Объясняется это двумя причинами. Первая заключается в том, что руководство предприятий, которое должно инициировать такого рода проекты, часто не понимает сущности реинжиниринга и его перспектив. Вторая причина проявляется после того, когда руководство поймёт суть реинжиниринга. Тогда сдерживающими факторами становятся сопутствующие риски (они могут быть очень высокими, поскольку процессы проектируются «с чистого листа») и большая стоимость. Убедить руководство можно примерами удачных проектов на аналогичных предприятиях (бенчмаркинг).


Но и такие примеры встречают возражения «лучше меньше, но надёжно и сейчас, чем больше, но рискованно и неизвестно когда». Таким образом, управленческие инновации связаны прежде всего с проведением реинжиниринга.


Теперь рассмотрим третью часть вопроса, касающуюся роли ИТ в управлении.


Любая ИТ в макроаспекте основывается на технической, технологической и программной составляющих. ИТ в управлении, по определению, являются прикладными. Они могут быть использованы для автоматизации только существующих процессов. Хотя иногда может показаться, что внедрение какого-либо пакета прикладных программ на предприятии является революционным изменением, это не так. Любой программный продукт управленческого назначения предназначен оптимизировать процессы с точки зрения двух важнейших показателей – времени и затрат, а результаты его работы должны быть представлены таким образом, чтобы они позволяли уменьшить время на их анализ и принятие решений.


В настоящее время можно выделить нижеследующие особенности применения современных ИТ в управленческих процессах на предприятии.


1. Вынесение отдельных управленческих задач в Интернет. Это возможно только при условии, что некоторая часть информации предприятия становится общедоступной. Вместе с тем часто для фактического использования возможностей сайта от посетителя (физического или юридического лица) требуется регистрация, которая предусматривает необходимость сообщить о себе пусть минимальные, но сведения личного характера.


Открытость информации с обеих сторон в этом случае сопровождается совершенно противоположной задачей (соблюдение конфиденциальности и обеспечение безопасности). Данная проблема хорошо изучена. Задачи, связанные с ней, в большинстве случаев решаются вполне успешно. Однако, как показывает практика, идеального «противоядия» не придумано. Поэтому любое предприятие, осуществляющее какую-либо деятельность в Интернете, по-прежнему остаётся уязвимым с точки зрения кражи, удаления или порчи информации.


2. Бывшие АСУП функционально трансформировались в информационные системы (ИС) предприятий. Фактически отдельные подсистемы классической АСУП «отпочковались» и стали самостоятельными системами. Например, подсистема управления сбытом и реализацией продукции теперь представлена классом CRM-систем (системы управления взаимоотношениями с клиентами). Подсистема оперативного управления производством в современной интерпретации представлена классом MES-систем. Подсистемы технико-экономического планирования – ныне системы класса BI (системы бизнес-аналитики). Кроме того, существуют ERP-системы, которые предназначены для управления ресурсами предприятия.


В состав ИС предприятия могут быть включены и такие системы, как АСУТП (управление технологическими процессами), системы инженерного назначения (подсистема конструкторской и технологической подготовки производства в составе классической АСУП), программные системы для станков с ЧПУ, системы электронного документооборота, экспертные системы, а также другие специализированные автоматизированные системы. Наверное, было бы не вполне корректно полностью отождествлять существовавшие ранее подсистемы АСУП с их аналогами в современном «исполнении». Тем не менее суть их осталась неизменной.


На протяжении последних примерно 20 лет преобладает тенденция выделения отдельных подсистем канонической АСУП в самостоятельные программные продукты.


У предприятия появилась возможность «собирать» свою ИС из отдельных модулей от разных разработчиков. Проблема при этом заключается в том, что каждый из разработчиков специализируется на отдельных классах систем (например, ERP, CRM, MES, BI – системы управленческого назначения; АСУТП и инженерные системы – производственно-технологического). А поскольку речь идёт о единой ИС на предприятии, то неизбежно возникает необходимость сопряжения регламентированной информации, которая образуется, хранится и обрабатывается в разных системах, в единое информационное пространство в рамках предприятия. Это достаточно сложная задача, так как каждый из разработчиков использует свои программные средства для ввода, хранения, поиска и преобразования информации, а также свои любимые языки программирования.


3. Облачные технологии. Возможность хранить большие объёмы информации с минимальными затратами кажется достаточно привлекательной. Однако вопросы конфиденциальности и безопасности при этом оказываются ключевыми. Тем не менее в последние годы данная ИТ стала достаточно популярной.


4. Частичное перенесение некоторых управленческих задач в сферу мобильной связи. Но телефон (смартфон) можно потерять, его могут украсть. Снова закавыка в обеспечении безопасности и конфиденциальности информации.


5. Глобализация экономики и расширение товарных границ (не только территориально, но и виртуально) привели к скачкообразному увеличению объёмов хранимой и обрабатываемой информации о поставщиках, продажах и других аспектах, связанных с реализацией продукции. Появился термин «большие данные», стали разрабатываться программные средства, основанные на специальных алгоритмах, позволяющих получать результаты обработки в приемлемые сроки и интерпретировать их в заданных для анализа формах представления.


Особенности проектов по созданию автоматизированных систем управления
Почему-то считается, что всеми вопросами, связанными с применением ИТ в той или иной области деятельности, включая управленческую, должны заниматься исключительно ИТ-специалисты. Но эти специалисты не владеют знаниями в каждой предметной области, для которой они проектируют ИС, на том профессионально высоком уровне, на котором обладают знаниями люди, непосредственно работающие в данной сфере. Вместе с тем управленческий персонал очень редко представляет функциональные особенности тех видов ИТ, которые они могут использовать в повседневной деятельности.


Конечно, в настоящее время возможности ИТ настолько разнообразны, что способны в принципе удовлетворить любой «каприз» заказчика. Но, чтобы «капризничать», нужно «каприз» по крайней мере грамотно сформулировать. Если заказчик сумел корректно изложить свои требования хотя бы после нескольких итераций, то их реализация для профессиональных разработчиков ИС является делом техники. Таким образом, у заказчика появляется возможность углублённо решать профессиональные задачи. Естественно, заказчику не требуется знать инфраструктуру и специфику применения соответствующих ИТ, но знать их принципиальные функциональные возможности он должен.


Проектирование ИС основывается на учёте противоречивых требований. Как и в любом процессе разработки сложных систем, в нём участвуют различные категории специалистов – разработчиков и заказчиков. У всех своё представление о проблеме или своё видение разрабатываемой системы. Поскольку представления часто не согласуются между собой, постольку развиваются методы формального проектирования частей системы на разных этапах создания. Т.А. Павловская указывает первоисточник карикатуры (информационный бюллетень вычислительного центра Лондонского университета, 1973 г.) [2, с. 110], на которой в юмористической форме показано, каким образом понимают процесс создания любой программной системы разные группы участников, а также приводит исходный вариант рисунка [2, с. 111]. Впоследствии дизайн этого рисунка видоизменился (рис. 1). В современной трактовке его можно найти в Интернете [3]. Однако сущностная сторона осталась неизменной, хотя со времени появления рисунка прошло более 40 лет. Человеческая сущность меняется очень медленно и невероятно подвержена стереотипам, которые трудно ломать. Рисунок демонстрирует чрезвычайно важный момент. Изначально некорректно сформулированная заказчиком задача приводит к тому, что продолжительный и финансово затратный проект в итоге оказывается никому не нужным, поскольку он реализовал совершенно не ту задачу, которую предполагал заказчик.



ИТ развиваются очень бурно во всех направлениях, связанных с информационным процессом. Постоянно появляются новые технологии сбора, передачи, хранения, поиска, преобразования и представления информации. Все эти технологии хорошо структурированы и формализованы, всегда известны чёткие исходные данные, алгоритмы преобразования и вид получаемых результатов. Это можно объяснить тем, что постановки задач и их реализацию осуществляют специалисты одного профессионального профиля (ИТ-специалисты). Все возникающие проблемы решаются внутри данного профессионального сообщества.


Что может быть инновационным в области автоматизации управления на предприятии?
В проектировании и внедрении автоматизированных систем управленческого назначения до сих пор существуют задачи, решение которых затруднено по причине того, что их структуризация и формализация не доведены до приемлемого методического уровня. Две основные указаны ниже.


1. Формулирование требований к АСУ
Здесь до сих пор не выработано единых подходов, отсутствуют какие-либо стандарты. Это обстоятельство усложняет и удлиняет начальный этап проектирования, который является определяющим для проекта. Если внедряется готовая система, то обязательно возникает необходимость настройки её параметров под специфику предприятия.


И здесь также следует сформулировать требования. Между тем существуют стандарты в проектировании ИС (например, ИСО/МЭК 15271-02 «Процессы жизненного цикла программных средств»). Кроме того, существуют различные CASE-средства, унифицирующие технологические процедуры в процессе проектирования (UML-диаграммы, схемы представления структур баз данных). Есть литература, посвящённая формулированию требований к ИС [4–7]. Данные книги интересны и содержат большой объём полезной информации. Но в них нет методик, которые могут быть применены на практике. Можно только предположить, что разработчики используют подобного рода методики, но эти ноу-хау не разглашаются.


Как правило, управленческий персонал пользуется уже готовыми ППП и у него создается впечатление, что «всё делается само собой». Это далеко не так. Чтобы ИС любого класса и назначения могла удовлетворять требованиям пользователей, выступающих в роли заказчиков, именно они должны в корректной форме сформулировать разработчику те задачи, которые необходимо исполнить. Убедить заказчика грамотно изложить свои требования в настоящее время стало совершенно неразрешимой задачей.


Один из подходов в этой области рассмотрен в [8].


Важно помнить, что любая ИС по своей сути является прикладной. Поэтому все требования к ней должны исходить исключительно от специалистов, которые работают в конкретной области. ИТ-специалист в этих требо ваниях может только что-либо скорректировать относительно использования (или, наоборот, неиспользования) возможностей новых программных, информационных, технических или технологических решений. Поэтому любая ИС должна представлять собой результат тесного сотрудничества специалистов в управленческой деятельности и ИТ-специалистов.


2. Определение эффективности
Эффекты от внедрения ИС управленческого назначения практически всегда являются косвенными и поэтому не поддаются прямому расчёту. Отсутствуют методики расчёта. Хотя существует признанная методика расчёта ТСО (совокупная стоимость владения), но она позволяет рассчитывать затраты на создание системы и поддержание её работоспособности на протяжении жизненного цикла. Определение же эффективности связано с «парадоксом производительности», который заключается в том, что инвестиции в ИТ огромны, а задача расчёта отдачи от них остаётся проблемой. Интересный подход к определению эффективности ИС изложен в [9].


Выводы
Итак, задачи автоматизированного управления могут решаться только относительно существующих процессов. Они вторичны по отношению к инновациям, связанным с производственным процессом на промышленном предприятии, и к инновациям, характерным для процессов управления. Напротив, формулирование требований к автоматизированным системам управления и вопросы расчёта эффективности от их внедрения являются первичными с точки зрения реализации задач с применением ИТ.


Именно эти два направления до сих пор остаются в разряде проблем, поэтому решения по их устранению могут быть инновационными.


Литература
1. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: [пер. с англ.] / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.
2. Павловская Т.А. С/C++. Программирование на языке высокого уровня: учебник для вузов по направлению «Информатика и вычислительная техника». – СПб.: Питер, 2004.
3. Бизнес-проект «Качели» [Электронный ресурс]. URL: drive2.ru/b/288230376151782390/ (дата обращения 26.10.2015).
4. Коберн А. Современные методы описания функциональных требований к системам. – М.: Лори, 2002.
5. Леффиигуэлл Д., Уидриг Д. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. Унифицированный подход. – М.: ИД «Вильямс», 2002.
6. Халл Э., Джексон К., Дик Дж. Разработка и управление требованиями. – 2-е изд. – Telelogic, Oxford, UK, 2005.
7. Мацяшек Л.А. Анализ требований и проектирование систем. Разработка информационных систем с использованием UML. – М.: Вильямс, 2002.
8. Гутгарц Р.Д. Роль бизнес-процессов в формировании требований к ERPсистеме // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 1. – С. 118–127.
9. Лугачёв М.И., Скрипкин К.Г. Эффективность информационных систем: проблемы определения и измерения // Исследования по экономике информационных систем: материалы научно-практической конференции «Экономическая эффективность информационных бизнес-систем» / под ред. В.Л. Макарова, М.И. Лугачёва, К.Г. Скрипкина. – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2015. – С. 9–23.

15.12.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста