Перспективы развития текстильной промышленности в Узбекистане



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2017


Турсунов Б.О.,
старший научный сотрудник Ташкентского государственного
университета экономики, Ташкент, Республика Узбекистан


Обсуждаются роль текстильного производства в лёгкой промышленности и пути её развития в Узбекистане. Проанализированы пути повышения переработки хлопковолокна на основе современных технологий и производства экологически чистого текстильного продукта. Дан прогноз развития текстильного производства в Узбекистане и внесён ряд предложений по развитию лёгкой промышленности в Узбекистане.


Лёгкая промышленность является стратегической отраслью для экономики Узбекистана. Она обеспечивает занятость населения, вносит вклад в промышленный и торговый потенциал страны.


О развитии лёгкой промышленности в Республике Узбекистан можно судить по следующим данным: за январь–декабрь 2016 г. предприятиями АО «Узбекенгилсаноат» произведено товаров народного потребления на 1680,2 млрд сум, прирост к соответствующему периоду прошлого года составил 122,3%, объём производства промышленной продукции составил 3714,5 млрд сум, прирост 118,1% [1]. Внедрение новых производственных технологий, использование высокопроизводительного современного оборудования в сочетании с эффективным управлением обеспечивают на предприятиях отрасли высокую производительность труда, рост объёмов промышленного производства. Преобладающая часть республиканских производителей продукции лёгкой промышленности входят в состав акционерного общества «Узбекенгилсаноат» [2].


Консолидация отрасли
В 2002 г. для развития лёгкой промышленности в стране Узбекская государственная ассоциация по производству товаров лёгкой промышленности была преобразована в государственно-акционерную компанию «Узбекенгилсаноат» (Указ Президента Республики Узбекистан № УП-3102 от 1 июля 2002 г. «О совершенствовании управления лёгкой промышленностью республики», приказ Государственного комитета по управлению государственным имуществом и поддержки предпринимательства Республики Узбекистан и решение собрания учредителей от 25 января 2003 г., протокол № 1 от 25 января 2003 г.). Основными задачами этой компании являются: осуществление маркетинговых исследований внутреннего и внешнего рынков, изучение и прогнозирование динамики спроса на товары текстильной, трикотажной, швейной и фарфоровой промышленности; обеспечение насыщения потребительского рынка республики высококачественными отечественными товарами лёгкой промышленности, пользующимися спросом населения; укрепление экспортного потенциала отрасли, всемерное наращивание выпуска предприятиями компании конкурентоспособных товаров и организация продвижения их на мировые рынки; углубление и повышение комплексности использования хлопкового волокна, других местных источников сырья и материалов, освоение производства комплектующих изделий и фурнитуры, завозимых в настоящее время по импорту; проведение в отрасли единой технической и инвестиционной политики, содействие развитию кооперации предприятий текстильной, трикотажной и швейной промышленности, локализации производств в густонаселённых районах республики; широкое привлечение прямых иностранных инвестиций для внедрения современных технологий, освоения выпуска новых изделий, модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли; содействие предприятиям компании в проведении рыночных преобразований, организации подготовки и повышения квалификации кадров. Компания успешно выполняет эти задачи, что видно по развитию переработки хлопкового волокна в стране и уменьшению экспорта сырого хлопкового волокна (табл. 1).


Для повышения экспортного потенциала лёгкой промышленности, маркетинговой поддержки производителей текстильной и швейно-трикотажной отраслей, продвижения отечественной текстильной продукции на внешние рынки постановлением кабинета министров Республики Узбекистан от 13 августа 2007 г. № 171 при ГАК «Узбекенгилсаноат» создано Агентство по рекламе и маркетингу текстильной продукции. На сегодняшний день насчитывается более 250 предприятий-экспортёров, из них 38 новых предприятий-экспортёров, стран-потребителей экспорта – более 50 [1]. Предприятия компании активно ведут работу по расширению экспортного ассортимента готовых изделий.


В структуру экспорта включены новые виды текстильной продукции: компактная, меланжевая и модальная пряжа, пряжа бамбуковая, смесовая пряжа, бельё постельное и столовое, этикетки, ткани поплин, сатин и махровые, жаккардовое и лингельное полотно, сорочки детские. Значительно обновлён ассортимент (с учётом потребности рынка) выпускаемых швейно-трикотажных изделий. Новым направлением деятельности в отрасли стала индустрия моды, которая обогнала по объёмам производства многие традиционные подотрасли лёгкой промышленности [3]. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-1554 от 17 июня 2011 г. «О создании дизайн-центра при Государственно-акционерной компании «Узбекенгилсаноат», создан дизайн-центр «Шарк либослари», специализирующийся на разработке востребованных мировым рынком современных моделей одежды, исполненных с учётом национальных традиций и климатических условий. Новый центр занимается перспективным моделированием изделий, изучением новейших тенденций мировой моды, налаживает сотрудничество и изучает опыт ведущих международных центров дизайна, специализирующихся на модельном бизнесе и производстве одежды, создаёт сезонные коллекции.


Доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объёме экспорта составляет более 33%. Предприятиями АО «Узбекенгилсаноат» создано более 40 торговых домов и 50 дилерских подразделений крупных предприятий-экспортёров в странах ЕС, СНГ и Азии. В 2016 г. доля товаров промышленности в ВВП страны составила 55,8% (53,8% в 2015 г.). Рост доли объёма промышленных и легкопромышленных товаров в ВВП показан на рисунке 1 [4].



С первых лет независимости руководство Узбекистана стремилось увеличить объёмы и углубить переработку выращиваемого хлопка-сырца. С 1995 г. в отрасль привлечено свыше 2,5 млрд долл. иностранных инвестиций. Выполнено свыше 300 проектов по строительству новых и модернизации действующих текстильных предприятий с полным технологическим циклом (от производства пряжи до выпуска готовых изделий, востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынке). Выросла доля текстильной промышленности в ВВП, в объёме промышленной продукции и в производстве непродовольственных потребительских товаров.


Значительно повысился экспортный потенциал отрасли. Если в 1994 г. объём экспорта текстильной и швейно-трикотажной продукции Узбекистана составил всего 7 млн долл., то к 2006 г. он достиг 300 млн долл., к 2011 г. – 650 млн долл., а в 2015 г. превысил 1 млрд долл. [4].


Республика Узбекистан занимает первое место в Центральной Азии по численности населения и темпам экономического роста (более 8% в год). С 1996 г. в экономике Узбекистана наблюдаются положительные темпы роста ВВП по сравнению к показателям предыдущего года [5]. До недавнего времени экономика Узбекистана имела исключительно сырьевую направленность: основными производимыми и поставляемыми в другие страны товарами являлись хлопок-сырец, газ, золото, каракуль, шелковичные коконы, фрукты и овощи. Благодаря государственным инвестициям и увеличению объёмов иностранных капиталовложений в лёгкую промышленность страны произошло техническое и технологическое перевооружение производства прежде всего в лёгкой промышленности. В сочетании с собственным качественным сырьём (хлопковое волокно), стабильностью в обеспечении энергоносителями, продуманной подготовкой высококвалифицированной рабочей силы выросла доля экспорта продукции лёгкой промышленности высоких переделов [6].


До 1996 г. доля переработанного хлопка не превышала 7–10%, а остальная часть экспортировалась за рубеж сырцом. В результате если в 1996 г. доля текстильной промышленности в ВВП страны составляла 3,6%, то в 2000 г. она упала до 2,4%. Но в результате экономических реформ и привлечения иностранных инвестиций в 2010 г. эта доля выросла до 16,2%, а производство ткани достигло 225,6 тыс. т. Естественно, значительно уменьшился объём экспортируемого сырцом хлопкового волокна [4].



По итогам XII Международной Узбекской хлопковой и текстильной ярмарки подписаны контракты на экспорт из Узбекистана в разные страны 550 тыс. т волокна и текстильной продукции на 1 млрд 322 млн долл. По итогам 2015 г. в отрасль в рамках Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2015 г. привлечено 187,3 млн долл., что на 2,7% больше по сравнению с показателями 2014 г. В 2016 г. был осуществлён ввод 33 новых предприятий, создано более 12,5 тыс. новых рабочих мест [1].


В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 г. № УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» проводится работа по широкому привлечению иностранных инвестиций в акционерные общества отрасли, внедрению современных методов корпоративного управления, усилению роли акционеров в стратегическом управлении предприятиями, повышению прозрачности деятельности акционерных обществ, публикации ими информации на основе международных стандартов аудита и финансовой отчётности [7].


В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 ноября 2015 г. № ПП-2432 «О мерах по реализации договорённостей, достигнутых в ходе Международного инвестиционного форума в г. Ташкенте», разработаны сетевые графики по реализации инвестиционных проектов. В соответствии с постановлением кабинета министров Республики Узбекистан от 28 июля 2015 г. № УМ-207 «О внедрении критериев оценки эффективности деятельности акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с долей государства» регулярно оценивается эффективность исполнительного органа, соответствующая информация раскрывается в установленном законом порядке. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2015 г. № ПП-2454 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества» необходимо обеспечить в уставном капитале АО «Узбекенгилсаноат» не менее 15% доли иностранного инвестора [7].


В республике появились крупные современные текстильные комплексы, включающие отделочные, трикотажные и швейные производства. Установлены красильно-отделочные мощности, позволяющие осуществлять покраску и отделку полотна в соответствии с современными требованиями для дальнейшего производства качественной готовой швейно-трикотажной продукции. Инновации проведены в тесной кооперации с мировыми лидерами в сфере текстильного машиностроения – компаниями «Ритер», «Тручлер», «Заурер», «Марцоли», «Пиканоль», «Тойота», «Карл Майер», «Дорньер», «Террот», «Оризио», «Руми», «Лонати», «Фонкс», «Джуки», «Бразер», деятельность которых базируется не только на производстве современного прядильного, ткацкого, вязального, швейного и чулочно-носочного оборудования, но и на инновационных разработках программного обеспечения и робототехники [4].


Для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции на предприятиях АО «Узбекенгилсаноат» принимаются меры:
– по повышению ценовой конкурентоспособности продукции отечественных производителей за счёт снижения себестоимости по отрасли до 10%;
– по внедрению международных стандартов качества, сертификации и стандартизации, разработке нормативно-технической документации с учётом развития международных стандартов, обеспечивающих гармонизацию отечественных и международных стандартов по отрасли;
– по привлечению зарубежных дизайнеров для создания современных моделей одежды, с последующей организацией их промышленного производства на отечественных предприятиях и организации визитов зарубежных дизайнеров в Узбекистан для совместной разработки коллекций современных моделей одежды.


В 2014 г. объём произведённых тканей увеличился в 1,4 раза по сравнению 2005 г., и составил 238,9 тыс. т. Выпуск тканого полотна увеличился на 7,0% и составил 169,4 млн м2, выпуск трикотажных изделий возрос в 9,6 раза и составил 874,4 млн штук (рис. 2) [4].



Такой рост позволил удовлетворить потребности населения в качественных текстильных товарах. Рост объёмов производства промышленной продукции предприятиями АО «Узбекенгилсаноат» в прошлом году составил 18,1% (3,7 трлн сум), товаров народного потребления – 22,3% (1,7 трлн сум), экспорта продукции – 32% (до 1,146 млрд долл.).


Результаты дальнейшего развития текстильной промышленности в стране спрогнозированы на основе статистических данных Комитета государственной статистики Республики Узбекистан:


Y = –1,13676 × Х1 + 63,6466 × Х2 – 25,5726 × Х3 + 12,1103 × Х4, (1)


где Х1 – хлопковое волокно; Х2 – хлопчатобумажная ткань; Х3 – хлопчатобумажная пряжа; Х4 – трикотажное полотно.


Из табл. 2 видно, что к 2020 г. ожидается увеличение объёма производства непродовольственных товаров лёгкой промышленности на 23,1% по отношению к 2017 г. Он составит 36 847,5 млрд сум. Прогноз объёма переработанного хлопкового волокна – 1632,3 тыс. т, выпуска трикотажных изделий – 1390,6 млн шт.



Заключение
По технико-экономическим прогнозам АК «Узбекенгилсаноат» за 2014–2020 гг. компания до 2020 г. планирует увеличить производство хлопчатобумажной ткани в 2,5 раза, полотна – в 2,8 раза, шёлка – в 2,7 раза, нетканого полотна – в 1,5 раза и трикотажного полотна – в 2,7 раза. Ежегодное производство готового полотна достигнет 459,2 млн м2, что в 5,4 раза больше, чем производилось в 2013 г. [1].


Для дальнейшего развития лёгкой промышленности необходимо придерживаться следующей стратегемы:
– учитывать влияние внешних факторов в определении прогноза отрасли;
– увеличивать экспортный потенциал за счёт повышения эффективности труда в текстильной отрасли;
– обеспечить конкурентоспособность продукции, внедряя новейшие мировые технологии;
– увеличить конкурентоспособность национальных промышленных предприятий.


Рекомендуется ежегодно вводить новые мощности, производящие готовые виды текстильной продукции для внешнего и внутреннего рынков.


Кроме этого необходимо развивать производство дешёвых материалов на основе искусственных, синтетических (вискоза, ацетат, поли эфир, полиэстер, полиамид, полиакринитрил) нитей и тканей.


Литература
1. legprom.uz/post/analiticheskaya-zapiska-o-rezultatakh-dyeyatelnosti-aouzbekengilsanoatpo-itogam-2016-goda
2. Болтабаев М. Лёгкая промышленность Узбекистана // Экономический портал [Электронный ресурс]. URL: institutiones.com/agroindustrial/126-2008-06-12-18-02-01.html (дата обращения: 12.06.2008).
3. Рахимова З. Лёгкая промышленность Узбекистана: реформы продолжаются. – Ташкент: Центр «Asia-Monitor», 2011.
4. Сборник статистических данных Госкомстата Республики Узбекистан // Промышленность Узбекистана. Т: 2011, Т: 2012, Т: 2013, Т: 2014.
5. Шакирова Ф.Б. Развитие экономики Узбекистана на основе инновационной деятельности // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 3 (55).
6. «Народное слово» online [Электронный ресурс]. URL: narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/itisodijot/item/7392) (дата обращения: 26.07.2016).
7. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: lex.uz


16.10.2025

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста