Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2019
Туйчиев А.Г.,
менеджер отдела инновации и подготовки научно-педагогических кадров
Республиканской высшей шко лы бизнеса и управления
имени Абу Райхана Беруний при Национальном агентстве проектного
управления при Президенте Республики Узбекистан
В статье описываются международные и региональные тенденции финансирования инноваций и их трансферта, отражена роль инноваций в развитии деятельности регионального малого бизнеса, а также приведены примеры по активации инноваций стран, добившихся в последние годы заметных успехов в инновационном развитии.
Использование инновационных технологий и их коммерциализация стимулируют необходимость повышения эффективности использования результатов исследований, а также улучшения использования имеющихся ресурсов. Передача инноваций малому бизнесу определяет; во-первых, использование экономичных методов капиталовложений в предпринимательский сектор; во-вторых, правильное развертывание и продуктивное использование производственных мощностей и, в-третьих, развитие науки и техники и развитие всей экономики.
В нынешнее непростое время в условиях жесткой конкуренции на мировой арене важнейшей задачей становятся модернизация и обновление страны на основе самых передовых достижений науки и высоких технологий. Глубоко осознавая особую актуальность этой задачи, мы объявили 2018 г. в Узбекистане годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Проводится активная инвестиционная политика, строятся современные предприятия, кардинально реформируется налоговая система, создаются все условия для развития предпринимательства и частной собственности. Особое внимание уделяется внедрению во всех сферах и отраслях технологических новшеств, достижений современной науки, а также использованию новых и креативных подходов [1].
В условиях перехода к новому этапу развития экономики для всех прогрессивно развивающихся стран, а также для Узбекистана особое место занимает инновационная деятельность по поддержке реального сектора производства и малого бизнеса, в модернизации регионального производства и в улучшении взаимодействия вузов с малым бизнесом и предприятиями. Поэтому основной задачей долгосрочного стратегического развития экономики является определение факторов и источников инноваций, превышающих объем производства и обеспечивающих конкурентоспособность экономики [2].
Многие развивающиеся страны мира увязывают свое будущее, посткризисное развитие с переходом к инновационной экономике, указывая при этом, что наряду с негативным эффектом кризис убедительно продемонстрировал необходимость пользоваться возможностями инновационной модели развития. Здесь предусматриваются инновационный трансферт и его эффективное финансирование, а также роль и значение фактора инновационного развития малых предприятий в национальной и региональной экономике. Инновация и ее трансферт как катализатор инновационной деятельности, науки и технического прогресса имеют большое значение в развитии страны и региональной экономики, в том числе в модернизации регионального производства. Здесь нужно отметить, что передача инноваций предполагает коммерциализацию инноваций [3].
Как правило, для развития инновационного фактора, способствующего экономическому росту, в том числе для анализирования тенденций активации малого бизнеса, используются межгосударственные, межрегиональные сравнительные методы и методы оценки качества имеющихся ресурсов.
Следует отметить, что при сравнительном анализе всех развивающихся стран следует иметь в виду, что выборочные и совместные стратегии развития передовых достижений науки и техники являются более полезными для модернизации этих стран.
Эти стратегии включают в себя следующее:
1) развитие отраслей экономики, имеющих научно-технический потенциал, особенно малых предприятий, на основе усиления государственной инновационной политики;
2) развитие отраслей, слабо развивающихся и отстающих от мирового стандарта, а также отраслей, направленных на развитие науки и технологий, в том числе инновационных предприятий.
Практика предприятий малого бизнеса в развитых странах мира показывает, что их успех обусловлен созданием полностью инновационной системы управления инновациями и увеличением расходов на науку (в пересчете на ВВП).
Мировая практика показывает, что многие технологические и инновационные фирмы были развиты благодаря венчурному капиталу. Но во время глобального кризиса рост инноваций замедлился.
Обобщая мировые тенденции, можно отметить, что, чем выше уровень развития государства, тем меньше доля государственного финансирования инноваций и степень независимости инновационного процесса.
Уровень автономности инновационных процессов в США и Японии очень высокий (доля государства – 15%). В Китае и Индии средний уровень автономности инновационных процессов (15–30%). В странах ОЭСР затраты на инновации финансируются почти на 50% за счет средств предприятий. Уровень финансирования инновационных проектов в государствах при модернизации производства и техническом перевооружении очень низкий. Объем кредитов, выделяемых экономике, в Китае составляет 100–140%, в Чили и Корее – 50%, в Индии и Израиле – менее 50%.
Можно отметить, что в развитых странах больше 55% ассигнований на науку выделены за счет средств от частного сектора и меньше 34% – за счет государственных средств. Здесь лидерами по финансированию за счет средств предпринимательства являются Япония (78%), Финляндия (70,5%), Германия (65,6%), США (64,2%) и ЕС (55%). Но тем не менее также растет финансирование за счет государственных средств.
Например, в 2016 г. уровень финансирования за счет государства в США вырос на 3,2%, в ЕС – на 0,5%. Затраты на инновации в Индии и Китае также значительны (табл. 1).
Необходимо отметить, что основным фактором инновационного развития в развитых и в прогрессивно развивающихся странах является развитие финансовой инфраструктуры.
В этих странах наблюдается активизация инвестиционной деятельности и инновации направлены на развитие производства и высокотехнологичных отраслей.
В отличие от традиционных инвестиционных проектов риски, связанные с развитием инновационных проектов и инноваций, чрезвычайно высоки. Тем не менее в ряде развивающихся стран (например, в Китае, Корее, Индии и т.д.) эти риски были ограничены инновационной либерализацией финансовой системы и разработкой специальных финансовых инструментов для инновационных проектов. В качестве этих инструментов и механизмов используются следующие:
- венчурное финансирование рискованных проектов, синдицированные кредиты, механизмы финансирования через фондовые рынки;
- снижение инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного портфеля;
- страхование рисков.
В частности, финансирование (до 50%) исследовательских и экспериментальных работ в поддержку венчурных организаций, обеспечение доступа к инновационно ориентированным фирмам и высокотехнологичным инновациям способствовали росту и активизации интеллектуального потенциала в национальной экономике.
Это привело к тому, что США, Германия, Япония, Франция, Финляндия, Швеция и Великобритания в настоящее время являются самыми инновационными и конкурентоспособными в мире, и ожидается, что Китай присоединится к ним в ближайшем будущем.
Мировой опыт показывает, что Германия является одной из стран с наиболее рентабельными инвестициями. Почти 2,6% ВВП выделяется на финансирование исследований. Это на 1,9% выше среднего по ЕС. (ВВП Германии составил 2,4 трлн евро в 2009 г., и в 2010 г.) Федеральное правительство и правительства провинций совместно с предприятиями в 2015 г. увеличили стоимость инноваций и трансфертов на 3%. Инновационные затраты немецких компаний составляют около 130 млрд евро. В частности, автомобильная промышленность инвестирует около четверти этой суммы. На экономику Германии приходится 27% оборота нового продукта. Новые продукты составляют 52% от общего оборота автомобильной промышленности. Также
эта страна занимает лидирующие позиции в финансировании инноваций немецкими компаниями.
В данный момент на долю немецких инвесторов и предприятий приходится 11% мировых запатентованных изобретений. Германия опережает по патентам в Европе и занимает третье место в мире после Японии и США.
В целом в Германии создана мощная система поддержки инноваций. Продукция немецких компаний, включая машиностроение, электротехнику, химию и ряд научных продуктов, характеризуется высокой конкурентоспособностью на мировых рынках.
Анализ мировой практики говорит о многосторонних формах развития инновационных образовательных учреждений и их особенностях.
Последние имеющиеся данные о расходах на исследования и разработки (НИОКР) для стран ОЭСР показывают, что интенсивность НИОКР (расходы на НИОКР в процентах от ВВП) немного выросла – с 2,34% в 2016 г. до 2,37% в 2017 г.
Во многом это было обусловлено ростом в Соединенных Штатах, Японии, Германии и Корее, что компенсировало снижение в Канаде и некоторых других европейских странах, таких как Франция, Италия и Великобритания. В 2017 г. Корея и Израиль продолжали оставаться странами с самой высокой интенсивностью НИОКР – 4,55 и 4,54% от ВВП соответственно.
Для функционирования конкретной инновационной системы необходимо иметь структурные и институциональные особенности развития. В этом смысле прежде всего инновационно-ориентирующую роль играют вузы.
Вузы не только играют очень важную роль для технического прогресса, но и имеют большое значение как источник исследовательских результатов и исследовательских методов в техническом процессе производства.
В Техническом университете Дортмунда было изучено, что малые и средние предприниматели больше пользуются научными разработками и исследованиями Университета и осуществляют техническое перевооружение и внедряют новую инновационную продукцию в производстве [6].
По нашему мнению, малый бизнес вносит существенный вклад в трансформацию структуры различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. По имеющимся оценкам, на разработку большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца малые фирмы затрачивает меньше времени, чем крупные предприятия. Таким образом, малый бизнес является важным фактором динамичного развития предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики.
Кроме того, одним из основных факторов инновационного экономического роста является человеческий капитал. Современные модели экономического роста отмечают важность человеческого фактора в силу его способности обеспечить рост путем введения современных (более производительных) способов и путей производства (инновации). Многие модели эндогенного роста как источник долгосрочного экономического роста наряду с технологическим прогрессом видят и фактор вложений в человеческий капитал. Чем больше доля человеческого капитала в производстве, чем выше производительность накопленного человеческого капитала и чем больше времени уделяется обучению, тем быстрее будет происходить рост производства.
Страны, добившиеся в последние годы заметных успехов в инновационном развитии, активно используют как прямые, так и косвенные источники финансирования инноваций. Основными из них являются бюджетные средства, внебюджетные фонды, собственные средства предприятий, кредиты, инновационные инвестиции, специальные фонды, инновационные иностранные кредиты, гранты, страховые фонды (прямые источники), налоговые льготы и скидки, кредитные льготы, лизинг оборудования, таможенные льготы, амортизационные льготы (косвенные источники).
В развитых странах основным источником финансирования являются собственные средства организаций – прибыль, собственный капитал и амортизационные фонды.
Это объясняется заинтересованностью самих производителей в законченных научно-исследовательских разработках для производства новых видов продукции.
Для стран, осуществляющих техническое перевооружение и модернизацию, как правило, характерен низкий уровень автономности инновационного процесса.
Следует также отметить, что на начальном этапе формирования инновационного сектора, как показала мировая практика, именно государство являлось главным инициатором и источником финансирования масштабных инновационных проектов.
Значит, продуктивность сектора образования трансформируется в быстрый рост в государствах с лучшей образовательной системой. Вложения в человеческий капитал трансформируются в быстрый рост там, где в экономике велика доля человечески капиталоемкого сектора, играющего роль локомотива для всей экономики.
Наличие различных инструментов на финансовом рынке делает инвестирование в R&D-проекты более привлекательным, так как они позволяют привлечь достаточно большое количество инвесторов путем выпуска ценных бумаг и предоставления соответствующих гарантий [7].
Можно отметить, что тенденция финансирования научных исследований, образования и интеграции с производством сокращает срок внедрения научно обоснованного продукта – от фундаментальных исследований до опытно-конструкторских производств.
В этом высшие учебные заведения играют главную роль как центр генераций, основанных на новой науке и на наукоемком бизнесе. Значит, поощрения инновационного трансферта в региональное производство с помощью научно-технических, технологий и финансовых инструментов играют важную роль в развитии реального сектора экономики.
Мировой опыт по инновационному трансферту показывает, что роль и объем качественного финансирования отраслей науки растут в мировой экономике. В США, ЕС и Японии ВВП вырос на 70–90% за счет внедрения инноваций в экономику. Международный трансферт технологий стал основным экспортным доходом.
Тенденции финансирования инноваций и перспективы их развития до 2020 г. представлены в табл. 2.
Несмотря на мировой финансовый кризис, в развитых странах ассигнования на науку постоянно повышаются. Однако до 2020 г. затраты этих стран на науку станут средними – 2,9% от ВВП.
В странах СНГ затраты на науку в условиях инновационной экономики очень малы, хотя последние 5 лет показывают положительную динамику финансирования научных работ.
В прогрессивно развивающихся странах (Китай, Южная Корея, Сингапур, Новая Зеландия, Малайзия, Южная Африка и др.) значительно растет объем финансирования науки. До 2020 г. может быть рост затрат на науку до 3,1% от ВВП и даже больше.
Прогнозы финансирования инвестиций стран и регионов приведены в табл. 3.
В странах мира до 2020 г. доля средств государства и частного сектора в финансировании научных исследований и научно-технических работ приблизится к пропорции 30:70 на основе вибраций. Объем финансирования практических исследований и опытно-конструкторских работ превысит в 10 раз расходы на фундаментальные исследования по более эффективным научно-техническим направлениям.
Уровень научно-технического развития стран мира дал возможность определить кластеров и анализировать инфраструктуру и динамику международного рынка технологий на основе табл. 1–3 (табл. 4).
Эти кластеры дают возможность определить место развивающихся стран на научной арене развития мира, в том числе Узбекистана. Хотя Узбекистан имеет большой потенциал войти во 2-й или 3-й кластер, необходимо создать для этого следующие условия: поощрять финансирование научно-исследовательских работ; развивать инфраструктуру, обеспечивающую удобную инновационно-инвестиционную среду и инновационный трансферт; стимулировать инновационное развитие в национальной экономике, особенно необходимо больше уделять внимания стратегическому инновационному развитию регионов.
К этому надо добавить, что изученный опыт вышеназванных стран, их прогнозные показатели до 2030 г. и прогнозные тенденции, представленные в табл. 5, имеют огромное значение для инновационного развития Узбекистана.
Прогнозные параметры и тенденции инновационного развития республики представлены на основе факторов роста и на основе анализа национальной инновационной системы. В общем, результаты сопоставительного анализа и прогнозы, нацеленные на инновационное развитие в 2021–2030 гг., могут быть полезными для разработки концепции инновационного развития развивающихся стран.
Литература
1. Мирзиёев Ш.М. Выступление Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине государственной независимости Республики Узбекистан. Национальное информационное агентство Узбекистана [Электронный ресурс]. URL:
uza.uz/ru/politics/vystuplenie-prezidenta-shavkata-mirziyeeva-na-torzhestvennom (дата обращения: 31.08.2018).
2. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. – Ташкент: Узбекистан, 2009. – 56 с.
3. Чепель С.В. Инновации в экономической реальности: теория, практика и моделирование // Исследовательский проект ИПМИ при поддержке ПРООН. – Ташкент, 2010. – 45 с.
4. Ведение бизнеса. Измерение бизнес-правил [Электронный ресурс]. URL: doingbusiness.org/
5. Основные научно-технические показатели [Электронный ресурс]. stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=MSTI_PUB# Последнее обновление: MSTI 2018 г.
6. Туйчиев А.Г. Интервью в технологическом центре Дортмунд. – Дортмунд: Технический университет, 2012.
7. Шохаъзамий Ш.Ш. Системный финансовый инжиниринг. – Ташкент: Наука и технологии, 2012. – 796 с.
8. Пузанков Д.В., Вахабов А.В., Кутузов В.М., Муравьев А.В., Шестопалов М.Ю., Рыжов Н.Г., Терентьева И.С., Шохаъзамий Ш.Ш. Модели управления научно-инновационной деятельностью вузов: монография. – Ташкент: Iqtisod-moliya, 2006. – 242 c.