Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: ответы на вопросы




Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин О., Мягкова С.

ФНС России в письме от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@ «О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» разъяснила вопросы в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ответы на вопросы также размещены в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ», порядок ведения которого утвержден приказом ФНС России от 12.03.2012 № ММВ-7-12/147@.

Для наших читателей мы приводим наиболее интересные из них.

Необходимо ли представлять в регистрирующий орган справку из Пенсионного фонда при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя?

Заявитель вправе представить в регистрирующий орган документ (справку), подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Если указанный документ (справка) не представлен заявителем, регистрирующий орган самостоятельно запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации предусмотренные вышеуказанными положениями сведения.

При наличии сведений о невыполнении требований, предусмотренных вышеуказанными положениями, регистрирующим органом принимается решение об отказе в регистрации.

Может ли лицо, действующее на основании доверенности от имени физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, подписать заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ф. № Р21001)?

Нет, не может. Заявителем при государственной регистрации индивидуального предпринимателя может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией.

Лицо, действующее на основании доверенности от физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, может представить комплект документов в регистрирующий орган, при этом подлинность подписи заявителя на Заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ф. № Р21001) должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Подлежит ли обязательному нотариальному свидетельствованию подпись индивидуального предпринимателя на заявлении, представляемом в регистрирующий орган лично?

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы в регистрирующий орган непосредственно либо через многофункциональный центр и одновременно документ, удостоверяющий личность.

Необходимо ли при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представлять справку об отсутствии судимости?

Если физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием  несовершеннолетних, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 285, справка о наличии судимости в отношении указанного физического лица запрашивается регистрирующим органом самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия. Таким образом, представление данного документа заявителем не требуется.

Обязан ли индивидуальный предприниматель представлять в регистрирующий орган документы для внесения сведений в ЕГРИП о смене места жительства?

Если предприниматель меняет место жительства, ему не придется сообщать об этом в налоговую инспекцию. С 1 июля 2011 г. внесение изменений в содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства осуществляется на основании информации, полученной регистрирующим органом от миграционной службы. При получении таких сведений налоговый орган самостоятельно вносит запись в ЕГРИП и пересылает регистрационное дело предпринимателя в регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства, где на основании полученных данных проводится постановка ИП на учет.

Как можно проверить правильность написания адреса (места нахождения), места жительства, указываемого в заявлении при государственной регистрации?

Проверка правильности написания адреса (места нахождения), места жительства, указываемого при государственной регистрации осуществляется с помощью федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Доступ в ФИАС реализован на сайте ФНС России www.nalog.ru, раздел «Электронные сервисы» → «Федеральная информационная адресная система».

Каков порядок действий работников регистрирующего органа при приеме (выдаче) документов по государственной регистрации лицам, обращающимся от имени юридических и физических лиц на основании доверенности?

Согласно п. 37 Административного регламента (утв. приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств») документы, необходимые для предоставления государственной услуги, направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения либо представляются непосредственно или направляются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Документы, необходимые для предоставления государственной услуги при государственной регистрации юридических лиц, могут быть представлены непосредственно заявителем, лицом, действующим от имени заявителя на основании доверенности.

Принимая во внимание требования положений п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Административного регламента, при приеме (выдаче) документов по государственной регистрации специалист регистрирующего органа должен удостовериться в личности физического лица, представившего (получающего) документы:
— заявитель должен предъявить, а специалист проверить соответствие документа, удостоверяющего личность заявителя, сведениям, указанным в соответствующем заявлении;
— лицо, отличное от заявителя, должно предъявить в регистрирующий орган доверенность, оформленную надлежащим образом, и документ, удостоверяющий личность, а специалист должен сверить данные, содержащиеся в доверенности, с данными документа, удостоверяющего личность.

Вправе ли совершеннолетний гражданин Российской Федерации зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если у него отсутствует штамп в паспорте о регистрации по месту жительства?

Гражданин Российской Федерации вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если у него отсутствует штамп в паспорте о регистрации по месту жительства при наличии свидетельства о регистрации по месту временного пребывания.

Как получить открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в электронном виде?

Открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде, предоставляются всем заинтересованным лицам: органам государственной власти, органам местного самоуправления и Банку России – бесплатно; юридическим и физическим лицам – за плату.

Размер платы за предоставление открытых и общедоступных сведений из каждого государственного реестра составляет:
— за однократное предоставление открытых и общедоступных сведений – 50 тыс. руб.;
— за однократное предоставление обновленных сведений – 5000. руб.;
— за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 тыс. руб.

Способы предоставления в электронном виде Открытых сведений:
1) органам государственной власти предоставляются на электронных носителях в целом по субъекту РФ либо с использованием web-технологии путем установления доступа к разделам сайта ФНС России, на котором размещаются еженедельно обновляемые сведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
2) юридическим и физическим лицам сведения предоставляются только с использованием webтехнологии путем установления доступа к разделам сайта ФНС России, на котором размещаются еженедельно обновляемые сведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Для предоставления доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием web-технологии в целом по РФ необходимо заполнить и подать заявку либо в Федеральную налоговую службу, либо в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных.

Какой порядок исправления ошибки в сведениях об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в ЕГРИП, допущенной заявителем?

Для исправления ошибки, допущенной заявителем, в регистрирующий орган представляется подписанное предпринимателем заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ф. № Р24001), с указанием государственного регистрационного номера записи, при внесении которой была допущена ошибка. Если индивидуальный предприниматель представляет заявление непосредственно, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность, то нотариальное удостоверение его подписи не требуется.

В каком порядке осуществляется государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности?

Регистрация прекращения данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
1) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ф. № Р26001);
2) документа об уплате государственной пошлины;
3) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Представляемое в регистрирующий орган заявление удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Свидетельствование подписи заявителя в нотариальном порядке на выше указанном заявлении не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные названным Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

ООО, применяющее УСН с объектом обложения «доходы минус расходы», заключило договор аренды земельного участка с департаментом имущественных и земельных отношений города, по которому раз в квартал общество производит платежи в бюджет.

Достаточно ли договора аренды для документального подтверждения расходов ООО на аренду, если департамент имущественных и земельных отношений города в подтверждение оказания услуг актов не предоставляет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях документального подтверждения расходов в виде арендных платежей за арендуемый земельный участок организации, применяющей УСН, достаточно иметь действующий договор аренды, прошедший в установленных случаях государственную регистрацию, акт приемки-передачи арендованного земельного участка, а также документы, подтверждающие оплату арендных платежей.

Обоснование вывода
При применении УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (п. 1 ст. 346.14 НК РФ) налоговая база по налогу, уплачиваемому в связи с  применением УСН, уменьшается на величину расходов, предусмотренных п. 1 ст. 346.16 НК РФ, перечень которых является закрытым.

К указанным расходам, в частности, относятся расходы на арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к имуществу, а именно к недвижимости. Таким образом, норма подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ распространяется и на расходы, связанные с арендой земельных участков.

По общему правилу расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В целях главы 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика – приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Общим условием признания расходов, указанных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в том числе и расходов на арендные платежи, является их соответствие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть данные расходы должны быть обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, при выполнении данных условий организация, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учитывать платежи за аренду земельного участка в составе расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 30.03.2012 № 03-11-06/2/49, от 12.04.2011 № 03-1111/88, от 07.06.2008 № 03-11-04/2/91, от 15.01.2007 № 03-11-04/2/9, в письме УФНС России по г. Москве от 26.03.2007 № 18-11/3/27089@.

В письме от 13.12.2012 № 03-11-06/2/145 Минфин России конкретизировал, какие документы необходимы для учета для целей налогообложения расходов в виде арендных платежей за арендуемое недвижимое имущество по договору аренды, стороной которого является юридическое лицо: действующий договор аренды, прошедший в установленных случаях государственную регистрацию, а также документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.

На указанные выше документы (заключенный договор аренды (субаренды), документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемкипередачи арендованного имущества) указывал Минфин России и ранее (правда, для учета расходов в целях налогообложения прибыли) (смотрите письмо Минфина России от 13.10.2011 № 03-03-06/4/118).

Однако более подробно указанный вопрос был рассмотрен специалистами ФНС России в письме от 05.09.2005 № 02-1-07/81. В нем было указано, что согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Соответственно, если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора. Поэтому основания для включения в состав налоговой базы расходов в связи с потреблением услуги возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды ни гл. 25 НК РФ, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено.

08.07.2015

Также по этой теме: