Актуальные вопросы реализации мер социальной и отраслевой бюджетной поддержки менеджмента сельского хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №10 год - 2011


Маслова И.А.,
д. э. н., профессор кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

В статье представлены основные положения по реализации мер социальной и отраслевой бюджетной поддержки сельского хозяйства на уровне субъектов РФ. Произведен анализ индекса производства продукции сельского хозяйства, представлена модель параметров реализации экономически значимых региональных программ и модель взаимообусловленности направлений развития АПК в регионах и форм их поддержки. Также выработаны направления поддержки аграрного сектора экономики в регионах путем создания эффективного механизма управления.

Обоснование мер социальной отраслевой бюджетной поддержки экономики региона предполагает рассмотрение основ региональной политики России, которая все больше становится развивающей, то есть ориентированной на освоение перспективных хозяйственно-экономических укладов, запуск новых видов деятельности, формирование современных инфраструктур, изменение территориальной структуры хозяйства и системы расселения.

Обеспечивая движение в заданном направлении, региональная политика стимулирует или, наоборот, ограничивает развитие тех или иных районов. Это обусловливает необходимость применения системного подхода к современным процессам развития


Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта № П430 от 12 мая 2010 г. «Учетно-аналитическое обеспечение социальной и отраслевой бюджетной поддержки на основе стоимостных потоков».


для выработки адекватных механизмов и инструментов, способных обеспечить эффективную адаптацию экономики российских регионов к реалиям настоящего времени.

Вопросы стабилизации и подъема агропромышленного производства как важнейшей отрасли экономики на уровне регионов имеют первостепенное значение, поскольку страна с дефицитом бюджета не может полноценно обеспечить себя за счет импортных сельскохозяйственных продуктов.

Одним из основных показателей, характеризующих эффективность государственной поддержки на уровне субъектов РФ, является индекс производства продукции сельского хозяйства.

Детальный анализ регионов – лидеров снижения и роста индекса производства продукции сельского хозяйства представлен в табл. 1 [1].

Оценить влияние индекса производства продукции сельского хозяйства на социально-экономическую ситуацию в регионах возможно путем сравнения указанных показателей. Министерством регионального развития Российской Федерации опубликован доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации в январе–июне 2011 г., который содержит информацию о социально-экономическом развитии  регионов по информации на 28 июля 2011 г. [1].

Минимальные и максимальные значения сводного индекса социально-экономического развития регионов представлены в табл. 2.


По итогам января–апреля 2011 г. наблюдались однонаправленные тенденции по средне-российским значениям анализируемых показателей. Так, в регионах с наивысшим уровнем сводного индекса социально-экономического развития (Чукотский автономный округ – 120,3%; Ямало-Ненецкий автономный округ – 116,6%; Ленинградская область – 112,6%; Свердловская область – 102,5%) наблюдается высокий уровень индекса производства продукции сельского хозяйства. Аналогичная тенденция прослеживается и в случае отстающих регионов.

Рост индекса производства продукции сельского хозяйства главным образом стимулирован  мерами и направлениями финансовой региональной поддержки АПК в структуре экономической системы государственного регулирования аграрного сектора. Причем в ряде регионов эти меры, а главным образом их эффективность, совпадают, что указывает на общность экономических интересов.

Но не только экономические интересы влияют на выбор форм и методов поддержки в регионах. Меры во многом обусловлены почвенно-климатическими и социально-экономическими условиями регионов. Так, в Нижегородской области осуществляется финансирование отдельных отраслей и мероприятий в сельском хозяйстве, например, в форме компенсации затрат на транспортировку зерна и ремонт сельскохозяйственной техники.

В свою очередь, в Ростовской области функционируют программы по возмещению затрат на доставку питьевой воды в восточные (пустынные) районы области, по поддержке казачьих обществ и развитию виноградарства. В Орловской области выделяются субсидии на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на закладку и уход за плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, на приобретение средств химической защиты растений российского производства. В то же время в южных регионах страны возмещаются затраты на посадку садов и виноградников.

С другой стороны, реализация мер поддержки на уровне регионов определяется характером и содержанием деятельности региональной политико-административной элиты.

В настоящее время Министерством сельского хозяйства РФ предоставляются субсидии бюджетам субъектов для финансирования региональных программ, предусматривающих реализацию  мероприятий по ряду направлений.

Действующие направления экономически значимых региональных программ, а также новые курсы обобщены на рис. 1 [4].

В последние годы структура финансовой поддержки агропромышленного производства субъектами РФ имеет тенденцию дублирования регионами ряда федеральных мер и направлений государственного регулирования аграрного сектора экономики. Во многом это обусловлено недостаточным объемом средств, выделенных из федерального бюджета по дублируемым направлениям поддержки, а также существующим стереотипом управленческого поведения региональных властей. Определение характера поддержки сельхозтоваропроизводителей должно, в первую очередь, основываться на постулатах, адекватных современным экономическим реалиям.

Модель взаимообусловленности направлений развития АПК в регионах и форм их поддержки представлена на рис. 2.

Ограниченность возможностей в сочетании с острыми нерешенными проблемами в период трансформирования экономики заставляет региональные администрации делать упор на финансовое обеспечение нескольких ключевых направлений финансовой поддержки агропромышленного производства.

В решении вопроса совершенствования снабжения материально-техническими ресурсами и кредитами повышению доли сельскохозяйственных производителей в розничной цене на продукцию способствует финансовая поддержка, направленная на развитие производств или отраслей, особо значимых для повышения финансовой устойчивости большинства предприятий региона (развитие садоводства и виноградарства, реализация программы повышения плодородия почвы и т. д.). При этом представляет интерес изменение концепции льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключающейся в субсидировании процентной ставки в банках. Способствовать активному развитию указанного направления также будет реализация программы финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.

Еще одна форма региональной поддержки связана с компенсацией затрат на ресурсы, позволяющая вести простое воспроизводство, т. е., иными словами, продержаться сельскохозяйственным предприятиям «на плаву».

В дальнейшем с целью обеспечения достижения заданных показателей развития региона целесообразно переходить к реализации программ инвестирования тех предприятий, которые имеют шансы выйти на заданный уровень рентабельного производства.

Обеспечить реализацию указанных направлений роста сельского хозяйства невозможно без поддержки НИОКР и укрепления кадрового потенциала.

При этом особую важность имеет поиск способа заинтересованности выпускников вузов и сузов в том, чтобы работать в сельском хозяйстве, в противном случае финансирование подготовки кадров теряет смысл.

Разработанные направления поддержки аграрного сектора экономики в регионах путем создания эффективного механизма управления этим процессом на основе программно-целевых методов воздействия позволят повысить уровень агропромышленного производства и, как следствие, степень социально-экономического развития региона в целом. Анализ текущей ситуации в финансировании развития секторов экономики, а именно аграрного, свидетельствует о нацеленности мероприятий поддержки в основном на решение текущих задач; стратегические вопросы развития аграрного сектора не находят должного внимания. Исходя из этого одним из основных направлений в системе господдержки на перспективу должно стать долгосрочное инвестиционное кредитование сельского хозяйства. Проведенное исследование показывает необходимость повышения эффективности поддержки как по отдельным хозяйствам, так и в целом по регионам за счет более рационального ее распределения по хозяйствам региона в зависимости от уровня использования производственного потенциала (чем выше эффективность поддержки и использования ресурсов, тем больше должна быть поддержка, выделяемая  хозяйству). Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований позволяет проводить мониторинг рационального выделения бюджетных средств, определять приоритетные направления поддержки, увязывать меры социальной и отраслевой бюджетной поддержки с выполнением товаропроизводителями определенных условий и обязательств перед государством.

Литература
1. Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации в январе – июне 2011 года (по информации на 28 июля 2011 года) [Электронный ресурс]. – URL: minregion.ru (официальный сайт Министерства регионального развития РФ).
2. Маслова И.А. Раскрытие теоретических основ оптимальной структуры учетно-аналитического обеспечения социальной и отраслевой бюджетной поддержки / И.А. Маслова, Т.О. Павлова // Управленческий учет. – 2010. – № 11. – С. 42–52.
3. Маслова И.А. Анализ эффективности государственных дотационных программ как источника финансирования сельского хозяйств // Управленческий учет. – 2011. – № 5. – С. 29–35.
4. Экономически значимые региональные программы развития сельского хозяйства субъектов РФ [Электронный ресурс]. – URL: mcx.ru (официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ).


25.07.2017

Также по этой теме: