Условия выживания на рынке информационно-технологических услуг во время мирового финансового кризиса



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2009


Кокуева Ж.М.,
доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана;
Угрюмов М.В.,
аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

Кризис как точка отсчета: одни организации погибают, другие оживляют внутренние резервы, третьи пересматривают свои стратегии. Именно кризис заставляет проанализировать расходы компании, пересмотреть бизнес-процессы, провести реструктуризацию, повысить профессиональный уровень персонала. Как выжить в условиях кризиса на рынке информационно-технологических услуг — об этом в данной статье.

Мировой финансовый кризис повлиял на все сферы бизнеса в той или иной степени. Не остался в стороне и рынок информационно-технологических (ИТ) услуг. В связи с тем, что практически все компании сокращают затраты, что приводит также и к снижению уровня инвестиций в информационные технологии, большинство крупных ИТ-проектов сегодня либо «заморожено», либо просто закрыто, перспективные проекты откладываются на неопределенный срок.

Ярким примером может служить решение авиакомпании British Airways, принятое в июле 2009 г., заморозить новый проект внедрения ERP-системы (Enterprise Resource Planning). Данный проект являлся самым масштабным проектом в Европе. Официальная версия причин заморозки проекта — сокращение бюджета на ИТ [1; 2].

По данным аналитического исследования агентства IDC, подготовленного по заказу компании «Астерос» [3], бизнес в 2009 г. готов инвестировать в ИТ на 22,1% меньше, чем в 2008 г. Рынок же ИТ-услуг сократится на 28,4%, предполагается, что реанимация рынка ИТ наступит лишь в 2010 г. Прогноз динамики изменения рынка ИТ показан на рис. 1.

Складывающаяся ситуация приводит к тому, что на рынке ИТ-услуг увеличивается дефицит спроса при увеличении предложений.

К примеру, объем продаж программного обеспечения Microsoft в России в 1-й половине 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился более чем на 50% [4].

В данных условиях «выжить» компаниям, предоставляющим ИТ-услуги, поможет ориентация на тот сегмент рынка ИТ-услуг, который будет востребован в условиях мирового финансового кризиса, а также стратегия, направленная на повышение конкурентной способности и качества предоставляемых услуг.

 

На мировом рынке ИТ-услуги сегодня можно классифицировать следующим образом:

  • консалтинг;
  • системная интеграция;
  • разработка программного обеспечения (ПО);
  • аутсорсинг;
  • хостинг;
  • обучение и тренинги;
  • сопровождение ИТ-решений.

Консалтинг. К консалтингу в сфере информационных технологий можно отнести как услуги, которые сконцентрированы на информационных технологиях, так и услуги, которые касаются настройки существующих ИТ-решений. В первую группу включены такие услуги, как разработка стратегии ИТ-предприятия, оценка деятельности предприятия и формирование предложений по его модификации, увеличению эффективности деятельности ИТ-инфраструктуры предприятия, планирование и проектирование ИТ-систем, поиск и подбор поставщика ИТ-решений и ИТ-услуг. Ко второй группе относятся услуги, которые касаются настройки существующих ИТ-решений, их модернизации на основании конкретных требований заказчика для последующего внедрения и/или тиражирования на предприятиях заказчика.

Лидеры российского рынка ИТ-консалтинга по объему выручки, полученной за 2008 г., — IBS, «Оптима», «Компьюлинк Групп», «Энерджи Консалтинг», ГК «Систематика» [5].

Системная интеграция. Услуги системной интеграции заключаются в подготовке комплексных решений для бизнеса заказчика, которые будут способны объединять, интегрировать различные ИТ-системы (приложения), гарантировать совместимость вновь разрабатываемых ИТ-решений с ИТ-решениями, которые уже функционируют у заказчика. В рамки проектов по системной интеграции могут входить работы по проектированию, разработке и внедрению ИТ-решения, разработке заказного ПО, установке и настройке оборудования, по устройству сетей передачи данных, настройке существующих приложений. Таким образом, результат проекта по системной интеграции — это комплексное ИТ-решение, которое будет целостным и не будет конфликтовать с действующими ИТ-системами заказчика. Результаты проектов по системной интеграции должны обеспечивать управляемость компании за счет связанных на технологическом уровне различных и разнородных ИТ-систем, работающих в едином пространстве бизнес-приложений.

Наиболее успешные компании в сфере системной интеграции — IBS, «Крок», «Оптима», «Компьюлинк Групп», ГК «Систематика» [5].

Разработка ПО. К данному виду ИТ-услуг относится разработка заказного программного обеспечения под конкретные требования заказчика. Отличие разработки ПО от консалтинга состоит в том, что консалтинг — это настройка и внедрение уже существующих ИТ-приложений, разработка ПО — создание новых.

По итогам работы в 2008 г. в первую десятку компаний, разрабатывающих ПО, входят EPAM Systems, «Армада», Центр финансовых технологий, Группа компаний R-Style, «Прогноз», «Ланит» [6].

Аутсорсинг (от англ. Outsourcing — внешний источник) — это отдельное и быстро развивающееся направление рыночной деятельности, в том числе и ИТ-услуг. Суть аутсорсинга состоит в том, что заказчик (компания, которая покупает услуги аутсорсинга) передает часть либо всю ИТ-инфраструктуру в полное управление исполнителю (компании, которая оказывает услуги аутсорсинга).
Условия оказания услуг ИТ-аутсорсинга, границы ответственности сторон и полномочий определяются во временнум соглашении — контракте на оказание услуг.
Под полное управление и контроль могут быть переданы такие услуги, как обслуживание серверов, компьютеров и сетевого оборудования, поддержка и модернизация ИТ-систем и приложений. Аутсорсинг позволяет организациям, у которых ИТ не является основным направлением бизнеса, более четко контролировать расходы на ИТ-инфраструктуру, а также сократить расходы на управление ИТ-инфраструктурой.

В рейтинге крупнейших ИТ-аутсорсеров России, представленном Cnews Analytics в 2009 г., верхние строчки занимают Auriga, DataArt, EPAM Systems, IBA, Luxoft и Mera Networks [7].

Хостинг (от англ. Hosting — главенство) — это услуга, когда организации предоставляется место для размещения информации на сервере, который постоянно находится в интернете (например, сайтов, баз данных и т. п.).

Заказчик в случае хостинга является пользователем ресурсов (ПО, серверы и т. д.), которые принадлежат исполнителю.

Крупнейшими хостинг-провайдерами по количеству обслуживаемых доменов в России можно назвать такие компании, как «Мастерхост», «Хостинг-Центр» РБК, «РуЦентр», «СпейсВэб», «Агава», Valuehost [8].

Обучение. К обучению в сфере ИТ относится специализированное обучение, которое направлено на повышение уровня знаний в области информационных технологий и на увеличение  возможностей их использования. Обучение проводится в форме семинаров, тренингов, курсов. Прохождение обучения, как правило, заканчивается выдачей сертификата.

По данным американской компании Training Industry, в 2008 г. список 20 лучших мировых компаний, занимающихся ИТ-обучением, выглядит следующим образом: Learning Tree, Global Knowledge, ExecuTrain, Fast Lane Consulting and Education, New Horizons Computer Learning, QA-Xpertise, Toolwire, RWD Technologies, Pearson Learning Solutions, NIIT, SkillSoft; компании поставщики оборудования и услуг, которые обучают «своим» технологиям, — CA, Cisco, IBM, Citrix, HP, RedHat, Microsoft и SAP [9].

Сопровождение ИТ-решений — это услуги, которые связаны с поддержкой ИТинфраструктуры (инсталляция, ведение, обновление). В услуги по поддержке могут входить замена вышедшего из строя ИТ-оборудования и его модернизация. Услуги по сопровождению можно сравнить с услугами по техническому обслуживанию автомобиля. В данном случае поставщик услуг принимает на себя ответственность за поддержку в работоспособном состоянии ИТ-инфраструктуры, но не является ни ее собственником, ни ее управляющим.

Здесь можно выделить такие компании, как «Ланит», «Оптима», R-Style, «Техносерв», EPAM System [6].

В последнее время в лидеры российского рынка ИТ-услуг вышли такие направления, как консалтинг, системная интеграция и сопровождение ИТ-решений.
Финансовый кризис скорректировал расстановку сил, поставив услуги сопровождения ИТ-решений на первое место по той причине, что компании в условиях кризиса не спешат тратить деньги на инновации, стараясь по максимуму поддержать и по минимуму развивать существующую ИТ-инфраструктуру.

В свете того, что услуги сопровождения ИТ-решений будут наиболее востребованными в ближайшее время, а также учитывая тот факт, что бизнесу необходимо будет более четко понимать, на что расходуются средства, можно предположить, что аутсорсинг, включив часть услуг по сопровождению ИТ-решений, выйдет на первое место на рынке ИТ по динамике роста.

Прогноз, сформированный консалтинговой компанией PMR [10] (рис. 2), косвенно подтверждает это и говорит о том, что рост рынка услуг ИТ-аутсорсинга Центральной и Восточной Европы в 2009 г. снизится, но достигнет отметки в 20% от прошлого года, что вдвое больше развития всего рынка ИТ-услуг, причем 40% всего рынка услуг ИТ-аутсорсинга приходится на Россию. Для сравнения: рост рынка услуг ИТ-аутсорсинга Центральной и Восточной Европы за прошлый год составил 25%.

Данный прогноз обусловлен тем фактом, что многие компании начали сокращать свои команды внедрения и сопровождения ИТ-решений, перепоручая организацию данных работ сторонним организациям, другими словами, выводя услуги по внедрению и сопровождению ИТ-решений на аутсорсинг.
Отличительная черта аутсорсинга состоит в том, что он является более «управляемым» по отношению к «собственным» командам консультантов и программистов (под «собственными» понимаются консультанты и программисты, состоящие в штате организации — пользователе ИТ-решений). Сменить компанию, предоставляющую услуги аутсорсинга, в случае, если заказчика не удовлетворяет качество оказания услуг, намного легче, чем сменить собственную команду внедрения и сопровождения.

Аутсорсинг позволяет формализовать требования к качеству оказания услуг по внедрению и поддержке в форме договоров на оказание услуг. Примером такой формализации взаимоотношений могут являться так называемые соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA) — это договора, в которых определяется взаимная ответственность провайдера ИТ-сервиса и пользователя.

 

В случае аутсорсинга, когда дело касается контроля выполнения работ, компания — заказчик услуг контактирует с минимальным количеством исполнителей, в основном с менеджерами, так как за организацию работ отвечает исполнитель (поставщик услуг). Такой подход позволяет заказчику держать в штате только небольшую команду менеджеров, сохраняя компетенцию по ИТ-решениям, развернутым в организации, и контролируя процесс оказания аутсорсинговых услуг.

При расчете стоимости консультанта в штате компании (табл. 1) мы взяли за основу следующее:

  1. фонд оплаты труда (ФОТ) — средняя зарплата ИТ-консультанта, по данным КА «Коннект Персонал», в конце 2008 г. составляла 4400 долл. (при стоимости доллара в 27,5 руб.) [11];
  2. налоги (ЕСН, ПФР, подоходный налог, налог на имущество) рассчитывались исходя из ставок, предусмотренных законодательством РФ в 2009 г.;
  3. затраты на подбор персонала рассчитывались на основании усредненных ставок агентств по подбору персонала и коэффициента текучести персонала (~15%);
  4. затраты на администрирование и управление были приняты в размере 30% фонда оплаты труда основного персонала (производственные подразделения) как средние по ИТ-отрасли;
  5. затраты на обучение, расходы на инженерное обеспечение, затраты на аренду офиса и расходные материалы принимались как абсолютные величины на основе средних показателей по ИТ-отрасли;
  6. простой сотрудника рассчитывался исходя из продуктивной загрузки сотрудника порядка 80% общего рабочего времени. Формулу общей загрузки работника можно представить следующим образом:

ОРВ (100%) = ПВ (80%) + НВ (20%),

где ОРВ — общее рабочее время; ПВ (продуктивное время) — рабочее время сотрудника, которое оплачивается заказчиком; НВ (непродуктивное время) — рабочее время сотрудника, которое не оплачивается заказчиком: отпуска, больничные, время на обучение и повышение квалификации, простои сотрудника по причине отсутствия оплачиваемых работ.

Таким образом, стоимость ИТ-консультанта в штате обойдется компании примерно в 276,5 тыс. руб. В то же время стоимость внешних консультантов намного ниже, стоимость контракта с внешним консультантом составляет до 150 тыс. руб. в месяц.

Причем стоимость — это не единственное преимущество аутсорсинга. В тот момент, когда одна компания передает другой на аутсорсинг непрофильные функции, первая таким образом избавляется от массы «неосновных» задач, таких как поиск новых сотрудников по причине увольнения/текучести кадрового состава, развитие компетенций, необходимых для выполнения работ, выполнение административной работы.

Кроме того, при использовании услуг ИТ-аутсорсинга заказчик может сэкономить порядка 20–30% за счет выполнения работ внешними консультантами с большей эффективностью, чем в том случае, если это будет делать собственная команда. Это обусловлено тем фактором, что внешние консультанты должны обладать более широкой эрудицией, опытом и знаниями, не  ограниченными сопровождаемыми и внедряемыми ИТ-решениями у заказчика, за которой стоят «гуру» внешней компании, а также тем фактором, что внешние консультанты будут более управляемы и контролируемы.

В заключение можно сказать, что ИТ-аутсорсинг является наиболее перспективным сектором ИТ-услуг, которому можно пророчить большое будущее не только в условиях финансового кризиса, но и после «выздоровления» экономики. ИТ-аутсорсинг и его разновидность — ИТ-хостинг — будут наиболее востребованными для заказчика ИТ-услугами за счет таких преимуществ, как прозрачность, управляемость и эффективность.

Литература
1. Крупнейший ERP-проект в Европе «заморожен» на два года: [Электронная версия]. — Режим доступа: tadviser.ru/news_main/62208/?phrase_id=163894.
2. British Airways shelves ERP project as recession bites: [Электронная версия]. — Режим доступа:  computerweekly.com/Articles/2009/07/01/236728/britishairwaysshelves-erp-project-as-recess....
3. «Астерос» и IDC объявляют прогнозы развития российского ИТ-рынка: [Электронная версия]. — Режим доступа:  io-world.ru/it-news/401089/.
4. Microsoft открыла цифры спада продаж в России: [Электронная версия]. —Режим доступа:  cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/07/03/352921.
5. Списки крупнейших консалтинговых компаний по итогам 2008 г.: [Электронная версия]. — Режим доступа:  raexpert.ru/ratings/consulting/2008/.
6. Списки крупнейших ИТ-компаний, 2008 г.: [Электронная версия]. — Режим доступа:  raexpert.ru/ratings/it/2008/.
7. Шесть российских ИТ-аутсорсеров вошли в мировой Топ-100: [Электронная версия]. — Режим доступа:  cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/03/26/293788.
8. CNews запускает рейтинг хостинг-провайдеров: [Электронная версия]. —Режим доступа:  cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/07/01/307085.
9. Названы лучшие учебные заведения по ИТ: [Электронная версия]. — Режим доступа:  cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/12/16/332002.
10. Кризис как стимул для ИТ-аутсорсинга: [Электронная версия]. — Режим доступа:  pcweek.ru/themes/detail.php?ID=118056.
11. Пертурбации на кадровом ИТ-рынке в России: [Электронная версия]. — Режим доступа:  connect-personal.ru/content/view/904/182/.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста