Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2016
Лопатина И.Ю.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Краснодарского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова
Хохлова Т.П.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Краснодарского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова
Представлены результаты анализа состояния и использования трудовых ресурсов одного из крупнейших регионов юга России – Краснодарского края. Выявлены основные региональные проблемы социально-экономической политики в сфере управления человеческими ресурсами.
Предложена авторская трактовка понятия «региональная социально-экономическая политика», выделены критерии оценки эффективности управления человеческими ресурсами на субфедеральном уровне. Рекомендовано создание в структуре администрации Краснодарского края межведомственного органа для координации работы органов исполнительной власти, мониторинга и достижения стратегических ориентиров.
Представлен среднесрочный прогноз результатов социально-экономической политики в сфере управления человеческими ресурсами, который может быть использован территориальными органами управления для оценки перспектив социально-экономического развития региона.
Oдним из ключевых факторов устойчивого развития экономики региона является формирование эффективной социально-экономической политики, обеспечивающей реализацию профессионального, компетентностного и интеллектуального потенциала человеческих ресурсов на основе исторически сложившейся организации социально-экономического пространства. Осуществление грамотной социально-экономической политики способствует качественному и количественному росту человеческого капитала, повышению благосостояния населения и обеспечению занятости, решению социально-демографических проблем.
Управление человеческими ресурсами занимает центральное место в региональной социально-экономической политике и системно действует в институциональной среде. Регулирование социально-экономических проблем в сфере управления человеческими ресурсами является приоритетом при выборе инструментов стимулирования экономического развития Краснодарского края.
Теоретико-методологический аспект проблемы формирования социально-экономической политики достаточно глубоко проработан [1–4]. В последние годы большое внимание уделяется вопросам оценки эффективности управления человеческими ресурсами [5–10]. Однако разработка конкретных действий для совершенствования политики управления человеческими ресурсами в регионе требует ситуативного подхода в соответствии с особенностями местной социально-экономической системы.
Трактовки дефиниции «региональная социально-экономическая политика» неоднозначны. Нами данная категория рассматривается как деятельность, регулируемая основными региональными и муниципальными институтами, направленная на снижение социальной напряжённости, с помощью выполнения региональных программ по стимулированию воспроизводства человеческих ресурсов, увеличению уровня занятости населения, профессиональной активности, повышению уровня доходов, уровня образования и качества жизни населения. Региональная социально-экономическая политика, в том числе в сфере управления человеческими ресурсами, должна быть интегрирована в систему социально-экономического развития региона и связанное с ней государственное регулирование, соответствовать требованиям инновационного развития экономики к трудовым ресурсам, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Основными целями региональной социально-экономической политики в сфере управления человеческими ресурсами на современном этапе следует признать:
– последовательное решение проблем социально-экономического развития региона, при котором учитываются исторические, демографические, этнические, политические, экономические, социальные, экологические, климатические, природно-географические и иные существенно важные условия;
– целенаправленное достижение в регионе высокого уровня и качества жизни населения;
– обеспечение устойчивого экономического роста при обеспечении эффективной занятости населения и удовлетворения потребностей развивающейся экономики;
– создание обеспечения для эффективной работы системы управления человеческими ресурсами (законодательных, административно-правовых, организационных, информационных, стимулирующих).
Создание устойчивой системы управления человеческими ресурсами является одним из ключевых принципов приращения человеческого капитала региона и способом достижения баланса экономических целей и социальных приоритетов. Эффективность управления человеческими ресурсами должна включать определение уровня рентабельности как соотношения расходов и доходов, а также социальный эффект, измеряемый в показателях качества жизни, социального комфорта и стабильности в регионе. Рентабельность и социальный эффект, а также их изменения во времени в совокупности отражают уровень и скорость социально-экономического развития территории.
Оценка эффективности региональной социально-экономической политики предполагает формирование системы мониторинга для получения на регулярной основе банка количественных и качественных показателей, аналитических данных, экспертных оценок. Эти данные отражают уровень социально-экономического развития региона и позволяют характеризовать результативность системы регионального управления.
В рамках проведённого нами исследования изучены специфика состояния и использования человеческих ресурсов Краснодарского края, особенности социально-экономической политики региона, дана её оценка. Выделены главные направления, что позволило разработать среднесрочный прогноз реализации региональной социально-экономической политики в сфере управления человеческими ресурсами.
Краснодарский край – крупнейший регион юга России, характеризующийся высокими показателями социально-экономического развития. Он лидирует в Южном федеральном округе по производству валового регионального продукта (45,9% от общего объёма производства). Край занимает третье место в РФ (после Москвы и Московской области) по числу жителей (5453,3 тыс. чел.). Особое геополитическое положение региона обусловливает активные миграционные процессы.
По данным крайстатуправления [11, с. 32–37], доля экономически активного населения и доля занятых в экономике края в 2015 г. составляла менее половины общей численности населения (47,9 и 42,6% соответственно). За последние пять лет численность экономически активного населения практически не изменилась при увеличении общей численности на 4,3% (табл. 1). Наблюдается снижение доли экономически активного населения, что способно привести к социальной напряжённости. Отчасти ситуация смягчается незначительным снижением показателей безработицы за счёт расширения сфер занятости (индивидуальное предпринимательство, работа по найму в домашнем хозяйстве).
Результативность региональной социально-экономической политики отражается в показателях уровня жизни населения, демонстрирующих устойчивую тенденцию: доля жителей с невысокими среднедушевыми денежными доходами (до 19 тыс. руб. в месяц) снижается при одновременном увеличении доли лиц с более высоким уровнем дохода (табл. 2) [12, с. 57].
В последние пять лет отмечаются: рост денежных доходов населения на 77%, сокращение дефицита денежного дохода на 11,7%, увеличение среднего размера назначенных пенсий на 41,4%, увеличение средней величины прожиточного минимума на 35,3%, рост суммы социальных выплат населению на 50,2%, суммы выплаченных стипендий – в 3,8 раза. Среднедушевые доходы превышают прожиточный минимум более чем втрое. Однако одной из наиболее острых социальных проблем в крае остаётся неравенство населения по уровню денежных доходов (табл. 3).
Коэффициент Джини, характеризующий неравномерность распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения, в последние пять лет устойчиво увеличивался и составил 0,424. Это весьма высокое значение. По данным исследований Всемирного банка, начиная с величины коэффициента Джини 0,30–0,40 неравенство становится избыточным. Оно играет роль тормоза в экономике и вызывает негативные социальные и экономические последствия. Коэффициент дифференциации доходов (соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими и 10% с самыми низкими доходами) возрос до 17, что указывает на значительный уровень социального расслоения. Неравенство становится социальной проблемой и препятствием для роста экономики.
Особенностью социально-демографического положения Краснодарского края является более высокая, чем в среднем по России, экономическая нагрузка на работающее население за счёт высокого удельного веса лиц старше трудоспособного возраста и детского возраста. В 2015 г. в крае общая нагрузка составила 639 человек на 1000 лиц рабочих возрастов, из них 297 человек – дети в возрасте 0–15 лет и 426 – лица пожилого возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).
Как видно на рисунке 1, до 2005 г. лиц мужского и женского пола младше 15 лет было значительно больше, чем мужчин и женщин пенсионного возраста. Начиная с 2011 г. в структуре населения увеличивается доля мужчин и женщин младше 15 лет при одновременном росте численности лиц, пересекших рубеж трудоспособного возраста. Налицо снижение доли трудоспособной категории в общей численности населения края.
В последние десятилетия в крае наблюдается существенный миграционный прирост. Число прибывших увеличилось почти в 2,5 раза за счёт жителей других регионов России. На их долю приходится 55,8%. Доля иммигрантов из стран СНГ составляет 9,0%, из стран дальнего зарубежья – 1,6% [11, с. 61]. Кроме того, значительные внутрирегиональные миграционные процессы приводят к росту численности городского населения по сравнению с сельским. 148 сельских населённых пунктов края находятся на грани исчезновения. Это сдерживает развитие аграрного сектора экономики края, традиционно считавшегося житницей России.
Зачастую действия субъектов управления носят разрозненный характер, вследствие чего эффективность их работы низка. Регион, являясь своеобразной узловой точкой, несёт двойной груз ответственности (региональный и федеральный) за обеспечение оптимальных условий развития человеческих ресурсов, сбалансированность социально-экономической политики.
Выявленные проблемы способны привести к ухудшению социально-экономического положения региона. Очевидно, что стабильное развитие Краснодарского края возможно при определении ключевой роли человеческих ресурсов как основы активизации его производственного, интеллектуального, инновационного потенциала. Качественное состояние человеческих ресурсов должно стать главным критерием развития территории, ведущим показателем эффективности работы региональных и местных органов власти.
Значит, необходимо найти и внедрить в практику управления показатели, характеризующие эффективность и результативность выполнения государственных социальных функций на территории региона.
Для решения выявленных проблем представляется целесообразным создать в структуре администрации Краснодарского края межведомственный орган, способный координировать работу органов исполнительной власти с целью достижения стратегических целевых ориентиров социально-экономического развития региона. Рекомендуемая структура администрации Краснодарского края приведена на рисунке 2.
Управление по работе с исполнительными органами власти должно проводить мониторинг состояния и использования трудовых ресурсов, прогнозировать изменения основных показателей, определять приоритеты и целевые индикаторы социально-экономической политики и механизмы её реализации. Управление должно координировать работу ключевых министерств края (социального развития и семейной политики, финансов, здравоохранения, образования и науки и молодёжной политики, физической культуры и спорта) для согласования мероприятий, расширения взаимодействия и распределения ответственности, что может интеграции усилий по управлению человеческими ресурсами края.
Главным критерием результативности работы предлагаемого органа должна стать система показателей и индикаторов, позволяющих объективно и адекватно оценить происходящие изменения. Постулатом во взаимодействии органов власти Краснодарского края должно быть понимание, что человеческие ресурсы региона являются не только сферой бюджетных ассигнований, но и источником налоговых поступлений, от чего зависят доходы бюджетов всех уровней.
Региональная политика в сфере управления человеческими ресурсами должна формироваться исходя из прогнозирования роста общественного воспроизводства, экономики, валового регионального продукта. Региональная политика должна учитывать перемены совокупного спроса и потребности в трудовых ресурсах отдельных отраслей экономики края, обеспечивающих повышение качества жизни населения.
Прогнозирование должно выступать неотъемлемым элементом управления социально-экономической системой, результат которого определяется реакцией человеческих ресурсов региона на изменение внешней среды, что определяет их социальное и экономическое благополучие. При этом прогнозирование изменений социально-экономических показателей и направлений реализации социально-экономических программ позволяет предупредить и смягчить кризисные явления в экономике региона.
Нами выполнен прогноз показателей реализации социально-экономической политики в сфере управления человеческими ресурсами края на основе метода экстраполяции динамического ряда с учётом тенденций, выявленных в ходе проведённого исследования (табл. 4).
Выводы
Согласно прогнозу, общая численность населения Краснодарского края к 2018 г. увеличится менее чем на 5% относительного базового уровня за счёт роста рождаемости и внерегиональной миграции. При этом доля экономически активного населения в общей численности в прогнозируемом периоде уменьшится на 1,9%. Темпы роста валового регионального продукта снизятся, поскольку состояние некоторых отраслей экономики будет ухудшаться в связи с кризисом. Результаты прогноза могут быть использованы органами управления Краснодарского края для мониторинга и оценки перспектив социально-экономического развития региона.
Полагаем, что реализация мероприятий по повышению эффективности управления человеческими ресурсами приведёт к созданию новых рабочих мест и продуктивной занятости трудоспособного населения, повышению уровня жизни населения, росту среднедушевых доходов и, как следствие, достижению целевых установок Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года [13].
Процесс совершенствования социально-экономической политики в сфере управления человеческими ресурсами является синергетическим, формирующимся в результате потенцированного взаимодействия элементов системы управления. Результативность данного процесса возрастает по мере формирования социально ориентированной экономики, повышения уровня и качества жизни населения. Решение указанных задач актуализирует удовлетворение материальных и духовно-интеллектуальных потребностей людей, достижение баланса интересов населения и государства, что, в свою очередь, выступит стимулом инновационного развития экономики региона и инструментом наращивания его человеческого капитала.
Литература
1. Авраамова Е.М., Жеребин В.М. Экономическая политика и социальные приоритеты: монография. – М.: ИСЭПН РАН, 2011.
2. Дмитриева Л.А., Ахмеева В.И. Особенности социальной политики в современной России. – СПб.: Питер, 2013.
3. Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России (вопросы теории и практики). – М.: ИНФРА-М, 2011.
4. Кристиневич С.А., Омельянюк А.М. Институциональные условия воспроизводства человеческого капитала в иновационной экономике. – Брест: БрГТУ, 2011.
5. Авагян Г.Л., Саитова М.Ю., Саитов А.Б. Современные подходы к определению содержания экономической системы региона: элементы нового синтеза // Сфера услуг: инновации и качество. – 2011. – № 2. – С. 4.
6. Былков В.Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда // Экономика и управление – 2013. – № 5 – С. 74–86.
7. Довченко Ю.В. Сравнительная оценка социально-экономической эффективности развития регионов Южного федерального округа Российской Федерации // Вопросы статистики. – 2014. – № 2. – С. 48–52.
8. Кофанов А.А., Горецкая Е.О. Стратегические направления регионального развития России. – Краснодар: Диапазон-В, 2016.
9. Новицкий Н.Р. Регион: политика, управление, экономика // Всероссийский экономический журнал. – 2012. – № 2. – С. 35–40.
10. Фролов В.Л. Перспективы региональной социально-экономической политики. – СПб.: Нева, 2013.
11. Труд и занятость в Краснодарском крае: статистический сборник. – Краснодар: Краснодарстат, 2015.
12. Социальная сфера и уровень жизни населения Краснодарского края 2014: статистический сборник. – Краснодар: Краснодарстат, 2015.
13. Закон Краснодарского края от 16 апреля 2013 г. № 1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».