Особенности формирования советов по стратегическому планированию



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2016


Семенов А.В.,
аспирант кафедры государственного и муниципального управления
Поволжского института управления имени П.А. Столыпина –
филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ


В статье рассматриваются особенности организации процесса стратегического планирования. Проведён анализ региональных координационных советов по стратегическому планированию. На основе концепции И. Адизеса разработана и представлена оптимальная структура представительства в таких советах властных структур, предпринимательского и научного сообщества.


Примечательной особенностью регионального развития в Российской Федерации является широкое распространение и активное внедрение инструментов стратегического планирования, ключевой целью которого является обеспечение стабильного социально-экономического развития территории.


В общем виде стратегическое планирование – это процесс разработки целей и критериев управления на основе анализа среды, результатом которого является стратегический план развития [6]. Фактически стратегическое планирование реализуется в форме разработки документов стратегического планирования. Оно является комплексным партисипативным процессом принятия решений, учитывающим конфликтующие интересы, и связывает регион общим видением, общей стратегией развития [4]. Учитывая, что региональная структура характеризуется организационным и институциональным многообразием, при подготовке стратегических документов необходимо принимать во внимание интересы всех организаций, функционирующих на территории региона. Иными словами, повышение эффективности результатов планирования прямо пропорционально росту затрат органов власти на достижение компромисса между участниками процесса планирования по форме и содержанию стратегических документов.


Необходимость формирования региональной системы документов стратегического планирования закреплена Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [8] (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ). Данная система включает комплекс прогнозов социально-экономического развития региона, долгосрочный бюджетный прогноз региона, стратегию социально-экономического развития региона и план мероприятий по её реализации, государственные программы и региональную схему территориального планирования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития региона. В настоящее время нормативно детерминированы следующие участники процесса разработки стратегических документов: законодательный (представительный) орган государственной власти, высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти, исполнительные органы государственной власти, контрольно-счётный орган субъекта РФ. Иные органы и организации определены законодательством [Там же]. Партисипативность стратегического планирования требует определения иных участников стратегического процесса. Это территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также предпринимательское сообщество, общественные организации и население [7]. Такой круг участников делает важным совершенствование форм партнёрства власти, бизнеса и общества при разработке и утверждении стратегических документов.


На основе анализа региональной нормативной правовой базы, регламентирующей особенности стратегического процесса, можно определить ключевые этапы разработки документов стратегического планирования. Первый этап: должностное лицо решает разработать стратегический документ. Затем разрабатывается проект документа. Неотъемлемым этапом разработки является общественное (публичное) обсуждение проекта документа. Заключительный этап – утверждение и официальное опубликование документа. Нам интересны второй и третий этапы подготовки стратегических документов, чтобы рассмотреть многообразие форм взаимодействия властных структур, предпринимателей и общества.


Региональные координационные (совещательные) органы в сфере стратегического планирования
Разработка стратегических документов – это сложный и творческий процесс, который характеризуется многообразием методологических подходов [5]. В разработку стратегических документов должен быть вовлечён как можно больший круг заинтересованных лиц. Это необходимо для качественной подготовки, учёта мнений стейкхолдеров и принятия документа к исполнению.


Одной из форм институциализации взаимодействия органов власти с ключевыми акторами, деятельность которых неразрывно связана с социально-экономическим развитием территории, является координационный (совещательный) орган стратегического планирования (ОСП). ОСП рассматривает актуальные вопросы социально-экономического и общественно-политического развития, вовлекает общественные объединения, ведущие предприятия и экспертное сообщество в формирование и исполнение документов стратегического планирования.


В настоящее время ОСП сформированы в семи субъектах Российской Федерации: Республиках Башкирия и Бурятия, в Красноярском крае, в Кемеровской, Самарской, Свердловской и Тамбовской областях.


Обратите внимание на сроки работы региональных координационных (совещательных) органов по стратегическому развитию (табл. 1). Правительства регионов активнее создают советы: три из семи органов созданы за последние два года. Это объясняется необходимостью выполнять Федеральный закон № 172-ФЗ.



В состав советов по стратегическому развитию в среднем входят 45 участников (табл. 2). В большинстве случаев ОСП управляется председателем совета, одним или несколькими заместителями председателя совета и ответственным секретарём.



Особое внимание привлекает качественный состав региональных советов по стратегическому планированию. Для наглядности результатов анализа были определены три ключевые группы: представители властных структур, представители предпринимательских структур, представители научного сообщества. На основе собранных статистических данных была определена средняя по регионам структура представительства в советах по стратегическому планированию: половина представителей органов власти, треть представителей предпринимательского сообщества, остальная часть – представители научного сообщества. Ближе всех к среднерегиональным значениям находится структура представительства в совете Самарской области (табл. 3).



«Витаминная» концепция менеджмента И. Адизеса
Рассмотрим состав координирующего (совещательного) органа на основе «витаминной» концепции менеджмента И. Адизеса. Он сформулировал собственную методологию управления компанией, которая заключается в соблюдении баланса четырёх основных стилей руководства: производитель (P), администратор (A), предприниматель (E), интегратор (I) [2].


Производитель ориентирован на результат и обеспечивает результативность организации в ближайшем времени. Администратор поддерживает порядок в организационных процессах. В качестве основной задачи ему предписывают обеспечение эффективности организации в ближние сроки. Предприниматель определяет курс, которым должна следовать организация. На первом месте для него стоит обеспечение результативности организации в долгосрочной перспективе. Создателем единой системы ценностей и норм является интегратор. В данном случае миссией является обеспечение эффективности организации в долгосрочной перспективе. В стиле руководства может присутствовать как один, так и несколько «витаминов успеха» [1].


Рассмотрим процесс стратегического планирования с точки зрения методологии Адизеса. В качестве организации в рамках моего исследования выступают координационные (совещательные) органы в сфере стратегического планирования. Основным продуктом процесса стратегирования выступают направления развития объекта управления, формализованные в документах стратегического планирования. Определение таких направлений сопряжено с работой развитого методологического и аналитического аппарата. Научные и образовательные организации обладают возможностями и ресурсами для проведения комплексных анализов социально-экономического развития, формирования прогнозов.


Иными словами, представители научного сообщества являются «производителями».


Представителям предпринимательского сообщества присуще быстро адаптироваться к изменениям экономической среды в целях обеспечения результативности бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Именно деятельность «предпринимателей» определяет конкурентоспособность экономики, является источником диверсификации и модернизации производства.


Систематизация процесса управления, оптимизация используемых ресурсов, в том числе бюджетных, разработка и принятие актов, регламентирующих процесс стратегического планирования, создание системы мониторинга и контроля – поле деятельности администраторов», в качестве которых выступают представители органов власти.


Роль «интегратора» работы координационного (совещательного) органа должна принадлежать его председателю (формальному лидеру, способному определить миссию, цели и задачи взаимодействия, лидеру, под началом которого можно, нужно и интересно работать). Таким лидером мог бы стать глава региона или руководитель социально-экономического направления региона.


Учитывая, что структура органа должна быть сбалансирована, представительство в советах рассчитывается исходя из расчёта четверти членов совета для каждого «витамина». Однако, как было ранее определено, интегратором может выступать формальный лидер совета. Поэтому мне видится лучшей структура представительства, представленная в таблице 4.



Анализ качественного состава региональных координационных (совещательных) органов позволяет утверждать, что в настоящее время не существует советов по стратегическому планированию, сформированных по такой структуре. В большинстве случаев представители органов власти преобладают за счёт сокращения численности представителей научного сообщества (табл. 5). С одной стороны, органы власти являются номинальными разработчиками стратегических документов, играя роль «производителей». С другой стороны, при таком способе формирования координационных (совещательных) органов баланс интересов неизбежно сместится в сторону мнения бюрократии и бюрократизации процесса стратегического планирования.




Интересны особенности формирования советов по стратегическому развитию в Красноярском крае и Свердловской области. В них структура представительства смещена в сторону предпринимательских структур, а представительство органов власти сокращено. По мнению губернатора Свердловской области, стратегическое планирование неразрывно связано с учётом основных векторов корпоративных стратегий крупнейших предприятий, а также с оценкой ключевых направлений развития малого и среднего бизнеса [3].


ОСП являются одной из форм организации партнёрства между властными структурами, предпринимателями и обществом. Исследование представительской структуры региональных советов по стратегическому планированию через призму «витаминной» концепции менеджмента позволило определить оптимальный способ формирования таких органов, обеспечивающий реализацию принципа партисипативности стратегического планирования. Уверенно утверждаю, что организация региональных стратегических советов данным способом сулит ясную перспективу эффективного взаимодействия представителей власти, бизнеса и научного сообщества при обеспечении стабильного социально-экономического развития.


Литература
1. Адизес И.К. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
2. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. – М.: Бизнеском, 2010.
3. Координационный совет [Электронный ресурс]. URL: strategy2030.midural.ru/content/koordinacionnyy-sovet-0 (дата обращения: 02.08.2016).
4. Международные рекомендации по городскому и территориальному планированию. Программа ООН по населённым пунктам, 2016 [Электронный ресурс]. URL: unhabitat.org/books/международные-рекомендациии-по-город/ (дата обращения: 15.08.2016).
5. Филимонова Н.М., Русанов Р.Ю. Разработка механизма взаимодействия органов государственной власти и общества в процессе стратегического планирования регионального развития // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 7. – С. 145–149.
6. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / ООН РАН НИМБ; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. – М.: Экономика, 2004.
7. Семенов А.В. Трансакционные издержки в стратегическом планировании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Управление стратегическим развитием территории»: сб. науч. трудов. – Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2016. – С. 189–191.
8. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// СЗ РФ. – 2014. – № 26 (ч. I). – Ст. 3378.


05.09.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста