Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2017
Филобокова Л.Ю.,
доктор экономических наук, профессор кафедры инновационного
предпринимательства ФГБОУ ВО МГТУ имени Н.Э. Баумана
Дробкова О.С.,
аспирант кафедры инновационного предпринимательства
ФГБОУ ВО МГТУ имени Н.Э. Баумана
Двигателями глобальной экономики, детерминантами её устойчивого развития становятся мегарегионы, располагающие значительным инновационным потенциалом. Некоторые из них (например, Московская область) испытывают негативное воздействие моноцентричности агломерации с Москвой, имеют дисбаланс внутрирегионального социо-эколого-экономического развития, низкий уровень конкурентоспособности. В сложившейся ситуации необходима разработка модели интеграционно-сбалансированного взаимодействия, основанного на полицентричности агломерации, обеспечивающей устранение дисбаланса как в уровне развития субъектов хозяйствования, входящих в мегарегион, так и в уровне жизни его населения.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется глобализацией экономических и политических процессов. Глобализация распространяется на системы национальных экономик, в том числе России. Двигателями глобальной экономики стали мегарегионы – большие города с пригородами. В них развивается торговля, быстро расширяется транспортная сеть, рождаются инновации и таланты, которые трансформируются в региональные инновационные системы. Вся мировая экономика вращается вокруг нескольких десятков мегарегионов (около 40), в которых проживает 1,2 млрд человек (18% населения Земли). На них приходится около 65% мирового производства.
Инновационно-воспроизводственный характер развития мегарегионов императивно предопределён происходящими процессами и необходимостью обеспечить высокий уровень конкурентоспособности. Данное обстоятельство заставляет разрабатывать модели развития и управления мегарегионами, в том числе и на основе интеграционно-сбалансированного взаимодействия.
Интеграцию экономисты интерпретируют «как процесс сотрудничества, взаимного приспособления, интернационализации хозяйственной жизни, объединения национальных хозяйств» [1]. Такие процессы характерны для систем регионального хозяйства, признаваемых по своим характеристикам мегарегионами. При идентификации системы регионального хозяйства как мегарегиона важно учитывать не только географические масштабы, но и экономический потенциал. Даже небольшая территория может обеспечить глобальные экономические потоки капитала, товаров, услуг, и в силу этого она приобретает статус мегарегиона [2]. Мегарегионы резко выделяются на фоне страны размещения, а соседствующие территории находятся буквально в разных исторических эпохах (например, в Индии или Китае) [3].
Регион – это территория в законодательно закреплённых административных границах, характеризующаяся целостностью, специализацией и управляемостью (наличием политико-административных органов управления). Мегарегион – регион, в силу своего географического или экономического потенциала выполняющий глобальные функции и интегрирующийся в глобальное социо-эколого-экономическое пространство. Поскольку мегарегион располагает значительным экономическим потенциалом, постольку управление его инновационно-воспроизводственным развитием нуждается в эффективных мерах интеграционно-сбалансированного взаимодействия.
Интеграция с позиций управления представляет единение таких составляющих, как:
– процесс, обеспечивающий объединение, сотрудничество, сплочение, сближение;
– организация, способная к саморазвитию (эмерджментности);
– состояние целостности, единения, связанности.
Научное наследие по вопросам интеграции значительно. Российские экономисты предлагают рассматривать интеграционное взаимодействие как непрерывную систему процессов трансформации фундаментальной науки в прикладную, затрагивая экономический и организационно-управленческий аспекты [4]. Экономический аспект интеграционного взаимодействия проявляется в создании надёжных механизмов взаимодействия, а организационно-управленческий – в оптимизации интеграционных структур, совершенствовании институциональных механизмов и повышении на этой основе эффективности системы управления.
Выделяют типы интеграции: глобальная, мегоуровневая, мезоуровневая, микроуровневая. В системах регионального хозяйства, признаваемых мегарегионом, разработке, обоснованию и реализации подлежит мезоуровневая интеграция, когда формируется система отношений в рамках интеграционного взаимодействия субъектов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях.
В.Н. Княгинин считает, что одной из основных задач регионального развития для России является формирование структурированной устойчивой агломерации Москвы и Московской области. Последняя(1) – внешний пояс агломеративного развития Москвы. Московская область, по сути, сегодня обслуживает столицу, в то время как у неё есть перспективы самостоятельной жизни. «Сейчас необходимо обеспечить сбалансированность развития двух регионов, при этом у Московской области есть потенциал самостоятельного региона, способного полноценно взаимодействовать не только с Москвой, но и со всей страной, а также за пределами национального хозяйства» [5].
(1) По характеристикам является мегарегионом.
Мы полагаем, что в данном случае необходимо обеспечение интеграционносбалансированного взаимодействия мегарегионов. Под интеграционно-сбалансированным взаимодействием в системах, признаваемых «мегарегионом», мы предлагаем рассматривать трансформации взаимодействия субъектов хозяйствования, направленные на сбалансированное социо-эколого-экономическое развитие как систем регионального хозяйства, так и их подсистем на уровне муниципалитетов и отраслевых комплексов, обеспечиваемое высоким уровнем конкурентоспособности.
Интеграционно-сбалансированное взаимодействие представляет собой трансформацию прежде всего внутри самой системы – на уровне муниципалитетов и отраслевых комплексов. В Московской области количество административно-территориальных единиц сейчас следующее: 29 районов, 34 города и посёлка городского типа областного подчинения, 5 закрытых административно-территориальных образований, 157 сельских поселений, 101 городское поселение и 39 городских округов.
Качественное неравенство в социально-экономическом развитии наблюдается не только на уровне российских регионов, но и внутри систем регионального хозяйства, что можно наблюдать в Московской области. Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года, качество регионального развития не сводится к количественному росту ради роста, а определяется уровнем сбалансированности экономического и социального развития. Московская область – это высокоурбанизированный регион, при этом отчётливо виден ряд «дисбалансов».
Главным образом это – отставание ввода мест приложения труда, особенно высокопроизводительных, и развития транспортной инфраструктуры от темпов жилищного
строительства; отставание распространения современных форматов торговли и услуг, а также деловой недвижимости от имеющегося спроса. Устранение этих дисбалансов приведёт к существенному повышению качества среды. В свою очередь, повышение качества среды положительно скажется на конкурентоспособности региона, в том числе на международном уровне [6].
Представляется, что трансформация процессов взаимодействия в мегарегионах, признаваемых интеграционно-сбалансированными, должна выстраиваться как по вертикали – на уровне систем мезоуровня (регион, страна), так и по горизонтали – на микроуровне, представленном хозяйственными системами, входящими в состав территориально-локализованного пространства, что нуждается в соответствующей системе управления. Решаемая проблема в рамках системного управления – обеспечение сбалансированного социально-экономического развития участников системы «мегарегион» при глобальной целевой установке развития – повышение качества
жизни населения (рис. 1).
Системное управление социально-экономическим развитием мегарегиона заключается в постоянном взаимодействии всех участников, при этом эффективность такого взаимодействия значительно выше результата, полученного суммированием локальных значений эффективности участников (мультиплицированный эффект).Системе присуща эмерджментность. Системность подхода к развитию мегарегиона в условиях его интеграционно-сбалансированного взаимодействия предусматривает множественность форм взаимодействия между участниками. При этом между участниками наблюдаются как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи, поскольку процесс интеграции должен быть нелинейным.
Хотя мегарегион взаимодействует с системами такого же уровня (мегарегион, регион), а иногда сильно зависит от такого взаимодействия, как это видим в Московской области, эффективность взаимосвязей значительно определяется внутрирегиональным взаимодействием. Эффективность внутрирегионального взаимодействия – сбалансированное развитие всех подсистем мегарегиона при общей активизации инновационного процесса, развитии региональной инновационной системы (РИС), повышении конкурентоспособности.
Московская область пока выступает в роли хинтерланда (ближней территории или зоны тяготения к Москве). Столица живёт, опираясь на хинтерланд, формируя тем самым моноцентрическую агломерацию.
Но Московская область и сама мегарегион, располагающий значительным потенциалом – транспортно-логистическим, научным, промышленным, рекреационным.
В Московской области расположены три крупнейших аэропорта (Домодедово, Шереметьево, Внуково), через которые проходят европейские воздушные коридоры, и несколько других – Быково, аэропорт Хруничева, Чкаловская, Жуковский.
В регионе 7 городов-«стотысячников» со значительным потенциалом, позволяющим им выступить в роли драйверов; много учебных и научно-исследовательских институтов с мощной интеллектуальной базой, позволяющих придать региону статус наукограда.
Мощная промышленная зона выросла на границе Московской области с Калужской, где есть рабочие места, в том числе и для жителей Подмосковья. В то же время в регионе существенный дефицит кадров со средним профессиональным образованием (отрасли производства и распределения энергии, газа и воды – более 1200 человек в год, производство машин и оборудования – более 500 человек в год, производство транспортных средств и комплектующих – дефицит составляет 580 специалистов в год). Промышленность области представлена производством строительных материалов, автомобилей и автокомпонентов, изделий из пластмассы и резины, продукции химической промышленности, фармацевтикой и биофармацевтикой, производством медицинского и научного оборудования, в том числе экспортным; производством пищевых продуктов и кормов.
При возможности устойчивого роста и развития для Подмосковья характерны дисбаланс в результатах социально-экономического развития, высокое тяготение к Москве, включение в моноцентрическую агломерацию. Назрела трансформация взаимосвязей со столицей в полицентрическую агломерацию, когда «тяготеющий» мегарегион и «основной» мегарегион будут связаны не через ядро, а через интеграционно-сбалансированное взаимодействие, обеспечивающее больший синергетический эффект, нежели моноцентрическое взаимодействие. Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2030 г. рассматривает устойчивость экономическогороста в качестве результата планомерного согласованного вовлечения современных конкурентных преимуществ на всех этапах создания стоимости и ориентирует на согласованные действия на основе рыночных механизмов с привлечением государственных структур различных уровней, общественных объединений и бизнеса. Результативность управления интеграционно-сбалансированным взаимодействием мегарегиона на основе обеспечения его инновационного развития и повышения уровня конкурентоспособности имеет цель: повышение хозяйственной автономии и полицентричности агрегирования мегарегиона (рис. 2).
Глобальной же целью управления социально-экономическим развитием мегарегиона Московская область должно быть повышение качества жизни населения за счёт развития региональной инновационной системы, повышения конкурентоспособности и хозяйственно-финансовой автономии.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2006.
2. Иншакова Е.И., Волошина А.Ю. Функции мегарегионов и мегагородов глобальной экономической системы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2010. – № 1. – С. 159–166.
3. Татаркин А.И. Обеспечение правовых, организационных и экономических условий для реализации инновационной политики в регионе [Электронный ресурс]. URL: INVUR.RU/print/phr (дата обращения: 28.10.2015).
4. Ваганова О.В. Методологические аспекты формирования механизмов интеграционного взаимодействия субъектов в региональных инновационных системах: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. – СПбГЭУ, 2016.
5. Княгинин В.Н. Прогноз развития производственных технологий на период до 2030 года // Материалы исследований ЦСР «Северо-Запад» [Электронный ресурс]. URL: csr-nw.ru
6. Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: mosoblduma.ru
7. Стенографический отчёт о заседании Совета по науке, технологиям и образованию. Москва, 30 ноября 2007 г. // Инновации. – 2008. – № 1 (111).
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. – М.: Министерство экономического развития России, 2012 [Электронный ресурс]. URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (дата обращения: 21.04.2015).
9. Сураева М., Титов А. Перспективы инновационного развития и модернизации экономики России // Вопросы экономики и права. – 2013. – № 55. – С. 97–102.
10. Суворинов А.В. О развитии инновационной деятельности в регионах России // Инновации. – 2006. – № 2 (89). – С. 49–51.