Государственное регулирование инвестиционной политики: опыт Казахстана



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2017



Аубакирова Г.М.,
доктор экономических наук, профессор Карагандинского
государственного технического университета (Казахстан)


За годы индустриализации в Казахстане создан новый инвестиционный климат.


В статье приведены обобщающие результаты реализации инвестиционной политики и её значение для диверсификации экономики. Показана роль государственного регулирования инвестиционной политики в среднесрочном периоде.


Казахстан является одним из лидеров в Центральной Азии по привлечённым прямым иностранным инвестициям (ПИИ). До 2025 г. страна планирует привлечь 100 млрд долл. иностранных инвестиций [1]. Для международных инвесторов Казахстан представляет интерес благодаря политической стабильности, нацеленности руководства страны на деловое сотрудничество с мировым бизнес-сообществом, выгодному географическому положению, низким ставкам корпоративного и индивидуального подоходного налогов.


За первые пять лет (2010–2014) индустриализации Казахстана принят Комплексный план по привлечению инвестиций; подписан закон, предусматривающий налоговые преференции, стабильность законодательства и инвестиционные субсидии; создана трёхуровневая система по привлечению инвесторов (международный, центральный и региональный уровни); упрощена процедура въезда в республику и пребывания в ней иностранцев [2; 3]. В 2014 г. завершилась реализация отраслевой программы по привлечению инвестиций. Программа предусматривала построение комплексной системы стимулирования притока ПИИ, поддержки экспорта отечественного производства, переход к внутриориентированному инвестиционному росту [4].


К задачам улучшения инвестиционного климата в ближайшем времени относят: запуск программы приватизации и сокращение влияния государственного сектора; создание стабильных условий для бизнеса, развитие инфраструктуры; повышение компетентности кадров; обеспечение независимости судебной системы; совершенствование трудового, налогового, экологического законодательства; устранение недобросовестной конкуренции со стороны предприятий соседних государств. Стержнем новой экономической политики страны является создание транспортно-логистической инфраструктуры, неразвитость которой согласно независимым исследованиям инвестиционной привлекательности Казахстана стала для действующих и потенциальных инвесторов важнейшим сдерживающим фактором [5; 6]. В рейтинге Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность, 2014–2015 годы» по общему состоянию инфраструктуры из 144 стран Казахстан занял 62-е место [7].


Системное улучшение инвестиционного климата в Казахстане остаётся необходимым условием диверсификации экономики. Развитие внутреннего рынка прежде всего за счёт стимулирования спроса, в формировании которого определяющую роль играет рост инвестиций, должно стать одним из способов поддержания высоких темпов экономического роста [8].


Роль инвестиционной политики в диверсификации экономики страны
Несмотря на интерес инвесторов к нефтегазовому сектору и горно-металлургической отрасли, в последние годы именно в этих отраслях из-за падения цен на основные экспортные сырьевые позиции, геополитических шоков региона и девальвации национальной валюты Казахстана инвестиции значительно снизились. В 2015 г. объём капиталовложений в добычу нефти и газа упал на 62% (с 7,3 млрд до 2,8 млрд долл.), в горнодобывающую промышленность – на 58% (с 8,3 млрд до 3,5 млрд долл.). Приток ПИИ в обрабатывающую промышленность уменьшился на 30% (с 3,7 млрд до 2,6 млрд долл.), при этом на 81% увеличились вложения в производство продуктов нефтепереработки, в 7 раз – на выпуск транспортных средств [9].


В 2005–2015 гг. валовой приток ПИИ в страну составил 222 млрд долл. На сырьевые секторы экономики приходится 59,1%, или 131 543 млн долл., в том числе 32,7% (72 725,3 млн долл.) – на проведение геологической разведки и изысканий и 26,4% (58 817,7 млн долл.) – на добычу полезных ископаемых. Рост инвестиций в геологоразведку и изыскания предопределил перспективы дальнейшего экономического развития страны, одностороннюю ориентацию на добычу полезных ископаемых.


За 2010–2014 гг. инвестиции в рамках государственного геологического изучения недр за счёт инвесторов составили около 7 млрд тенге. В 2015–2019 гг. планируется подписание 38 новых контрактов на недропользование по добыче золота, цветных и редких металлов, самоцветных камней [10].


Вложения транснациональных компаний (ТНК) в торговлю не превышают 8,6% (19251,5 млн долл.), финансовую деятельность – 5,3% (11 822,8 млн долл.), строительство – 3,5% (7735,2 млн долл.), сектор информации и связи – 1,9% (4176,8 млн долл.), транспорт и складирование – 1,7% (3742,2 млн долл.).


В 2016 г. функционировали 19 685 юридических лиц, филиалов и представительств, 200 проектов с иностранным участием. Наибольшее число совместных предприятий с Россией, Турцией, Германией и Китаем. Сконцентрированы иностранные компании в двух крупных городах – Алматы (46% от общего числа) и Астане (14%), нефтедобывающих регионах – Мангистауской (3,6%) и Атырауской (3,1%) областях, а также в Карагандинской области (8,7%), имеющей металлургический потенциал и развитую угольную промышленность. К концу 2016 г. объём ПИИ планируется довести до 10 млрд долл. [12].


Достижение экономического роста требует смены приоритетов в части финансирования и организации инвестиционных проектов. В рамках Карты индустриализации за 2010–2015 гг. в производство конечных товаров иностранными инвесторами вложено 20,1 млрд долл. на строительство новых предприятий, которые в 2015 г. выпустили продукцию на 1,4 трлн тенге, что составило 15,3% от всего объёма производства обрабатывающей промышленности [11]. Благодаря новому пакету стимулов и преференций для проектов в приоритетных отраслях в 2015 г. было заключено 30 инвестиционных контрактов с объёмом инвестиций 100 млрд тенге, что в 1,5 раза превышает показатели 2014 г. Приоритет отдаётся высокоэффективным вложениям локального характера. Наибольшим потенциалом обладают многоцелевые инфраструктурные проекты. Так, для улучшения делового и инвестиционного климата продолжится реализация проектов, связанных со строительством базовой инфраструктуры специальных экономических зон. В рамках модернизации базовых отраслей промышленности планируется создание инновационной инфраструктуры в двух инновационных кластерах: «Астана Бизнескампус» Назарбаевского университета и «Парк инновационных технологий».


На 2015–2019 гг. запланированы 380 инвестиционных проектов, из них – 60 с участием иностранных инвесторов. В 2015 г. запущены 20 проектов, в том числе производство алюминиевого профиля, полипропилена, сельскохозяйственной техники Kioti, строительство солнечной электростанции мощностью 50 МВт.


Новым источником для инвестиционных проектов является стимулирование к вложению в них прибыли, полученной действующими инвесторами – 168 компаниями только в обрабатывающей промышленности. Около трети всех действующих в Казахстане инвесторов поддерживают постоянный диалог с казахстанскими партнёрами по вопросам законодательства, налогообложения и условий для дальнейшего реинвестирования в открытие новых предприятий или освоение новых производств.


Компания LotteGroup вложила средства в кондитерскую фабрику, LG Electronics наладила производство центральных кондиционеров. Турецкие BTM Group и GalaksiGroup запустили предприятия по выпуску кровельных гидроизоляционных мембран, пластиковых подоконников и штапиков под брендом Rossi. Французская Danone расширила производственную линейку двумя новыми видами кисломолочной продукции. Эти компании реинвестировали 113 млн долл., создав 525 новых рабочих мест.


На 2016 г. планировалось реинвестирование в 11 проектов на 137 млн долл. в строительстве, транспорте и логистике, химической и лёгкой промышленности, агропромышленном комплексе.


Старт новой индустриализации сопровождался полномасштабной ревизией политики Казахстана в сфере привлечения крупных иностранных инвесторов в приоритетные секторы. Учитывая, что около 60% всех ТНК в мире заняты в производственных отраслях, 37% – в сфере услуг и только 3% – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве, а выбор ТНК отрасли во многом определяет уровень развития экономики страны, до 2010 г. в Казахстане, стране с переходной экономикой, реализовывались в основном проекты добывающего сектора. За годы новой индустриальной политики приоритет был отдан высокотехнологичным проектам. Ставится задача переориентировать интересы ТНК на обрабатывающую промышленность, сделать инвестиционные проекты драйверами для формирования отраслевых кластеров, найти партнёров, которые соответствовали бы приоритетам государства с точки зрения диверсификации [4; 13].


В рамках точечной работы с ТНК, входящими в список Global 2000, в несырьевом секторе Казахстана функционируют 29 компаний, реализующих 46 проектов на 2,5 млрд долл. В сфере машиностроения с их участием были созданы базовые предприятия по крупноузловой сборке автомобилей, железнодорожных локомотивов и комбайнов, в металлургии – производства второго и третьего передела.


Главный фактор, влияющий на решение ТНК при выборе той или иной страны, – размер рынка. Несмотря на членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе, для инвесторов рынок страны незначителен и привлекает небольшое количество ТНК со средними проектами. Поэтому Казахстан должен сосредоточиться на отраслях, способных предоставить иностранным инвесторам действительно конкурентные условия для эффективного производства. В частности, активизируются переговоры с инвесторами из Саудовской Аравии по проектам в нефтехимическом комплексе.


Непривлекательность страны для ТНК добавляют отсутствие выхода к международным морским путям и неоднородная плотность населения, создающие проблемы в развитии международной торговли из-за высоких транспортных издержек, на долю которых приходится от 8% (железная дорога) до 11% (автотранспорт) конечной стоимости товара, что намного выше среднего показателя развитых стран (4–4,5%).


Согласно исследованию группы Всемирного банка Doing Business 2015 стоимость экспорта или импорта одного контейнера в Казахстане в 2 раза больше, чем в Европе и Центральной Азии, и в 5 раз – чем в странах ОЭСР [14]. Для компенсации таких издержек в Казахстане иностранным инвесторам предоставляются льготы: налоговые преференции и субсидии в рамках нового пакета стимулов, освобождение от уплаты таможенных пошлин, возмещение капитальных затрат.


В силу актуальности для ТНК создания отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам планируются организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов и формирование в г. Астане международного арбитражного центра. Он станет частью международного финансового центра Астаны (AIFC), который получит специальный статус, закреплённый в Конституции Казахстана. Обладая собственной независимой судебной системой и юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права, AIFC сможет стать финансовым хабом для стран СНГ, всего региона Западной и Центральной Азии.


В рамках Программы индустриализации страны на 2015–2019 гг. для запуска производства товаров с выходом на мировые рынки в перерабатывающий сектор планируется привлечь 10 ТНК. В 2015 г. запущены 4 новых производства с участием Tikurilla, General Electric, Halliburton и JAC. Прорабатываются ещё 65 проектов с участием ТНК из США, Франции, Италии, Великобритании, Японии, ОАЭ, Германии, Турции. По таким направлениям, как развитие туристических кластеров, содержание и развитие транспортной инфраструктуры, энергосбережение, будут созданы стратегические партнёрства.


В 2016 г. намечена реализация проектов с участием «якорных инвесторов» и ТНК (Hikma, Carmeuse Group, Cremonini, PeugeotCitroлn, IVECO, Tenaris) на 78 млрд тенге в горно-металлургическом комплексе, химической индустрии, производстве строительных материалов, фармацевтике. В дальнейшем доля государства в этих совместных предприятиях будет выведена на IPO.


Инвестиционная политика Казахстана в средней перспективе
Планируется заложить фундамент для формирования наукоёмкой экономики Казахстана, драйверами её роста должны стать высокопроизводительные сферы промышленности, профессиональных услуг и агропромышленный комплекс. Развитие экономики будет обеспечиваться реализацией потенциала внутреннего спроса, главным образом инвестиционного, на основе которого должен сформироваться необходимый экспортный потенциал.


Улучшение инвестиционного климата в стране зависит от масштабного разгосударствления и продвижения свободной рыночной конкуренции. Первоочередными шагами в этом направлении являются: участие государства только в стратегически важных сферах естественных монополий; поэтапный переход с 2017 г. от ценового регулирования в отраслях экономики к мерам антимонопольного реагирования; полный переход на рыночное ценообразование во всех секторах экономики к 2025г., внедрение с 2018 г. принципов подотчётности, прозрачности и ответственности перед обществом в национальных компаниях и на предприятиях с государственным участием. В 2020 г. планируется уменьшить долю государственного участия по отношению к ВВП до 40%, в 2025 г. – до 15%.


Решение проблем системного характера по улучшению инвестиционного климата в Казахстане осуществляется в рамках детального плана согласно 12 рекомендациям, разработанным экспертами ОЭСР по итогам первого обзора инвестиционной политики страны, проведённого в 2011–2012 гг. С сентября 2015 г. для оценки прогресса Казахстана по исполнению рекомендаций эксперты ОЭСР начали готовить второй обзор инвестиционной политики. Рассматриваются вопросы упрощения доступа иностранных физических лиц к земельным ресурсам, совершенствования законодательства в сфере государственно-частного партнёрства, защиты прав интеллектуальной собственности, улучшения правоприменительной практики налогового и таможенного законодательства, доступа к арбитражу, трансфертного ценообразования, расширения безвизового режима. Эта работа будет полностью завершена в 2017 г., когда Казахстан планирует стать участником Комитета по инвестициям ОЭСР и присоединиться к Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях.


С 1 января 2016 г. в законодательство Казахстана внесён пакет изменений, предусматривающих новые меры государственной поддержки инвесторов. Предпочтение отдаётся крупным инвесторам, в том числе ТНК, заинтересованным в реализации проектов в производстве продуктов питания, индустрии строительных материалов, машиностроении, металлургии, химической промышленности и нефтеперерабатывающем комплексе.


Стимулы, предлагаемые для реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития в 2015–2019 гг., разделены на три пакета. С учётом повышенного риска при инвестировании в обрабатывающую промышленность значительно усилена система стимулов и преференций.


Первый пакет предусматривает освобождение от таможенных пошлин на импорт оборудования, сырья и материалов. Для проектов, предлагаемых в приоритетных отраслях, законодательно закреплены натурные гранты, освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе комплектующих, сырья и запасных частей. Стратегическим инвесторам обещано освобождение от земельного и имущественного налогов сроком на 7 лет, возмещение затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельных участков, зданий и сооружений. Для получения этих льгот необходимо инвестировать в один из приоритетных видов деятельности, за исключением игорного бизнеса, недропользования, производства подакцизных товаров.


Второй и третий пакеты разработаны специально для реализации проектов размером не менее 20 млн долл. в приоритетных отраслях. При этом компания, претендующая на преференции, должна быть зарегистрирована в органах юстиции не ранее одного года до подачи заявки на их получение. Фактически речь идёт о новых проектах и новых инвесторах. Подпадающие под эти требования могут получить налоговые преференции: освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога (на 10 лет), земельного налога (10 лет) и налога на имущество (8 лет). Дополнительно инвестору предоставляется право на привлечение иностранной рабочей силы. Более того, государство гарантирует стабильность при изменении ставок налогового законодательства и законодательства в сфере привлечения иностранных специалистов.


Третий пакет предусматривает инвестиционные субсидии в виде компенсации государством до 30% затрат инвестора на строительно-монтажные работы и оборудование.


Учитывая фокус Программы индустриально-инновационного развития, определены шесть приоритетных стран в соответствии с их отраслевой специализацией: Германия (машиностроение, горно-металлургический комплекс (ГМК), химия), Франция (машиностроение, атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, фармацевтика), США (инновации, фармацевтика, нефтехимия), Япония (электроника и робототехника, транспортное машиностроение (автомобилестроение и судостроение, станкостроение)), Южная Корея (ГМК, информационные технологии, машиностроение, электротехника, химия) и Великобритания (инновации, химия, ГМК).


Казахстан использует практику ведущих стран, реализующих политику технологического лидерства, основанную на поддержке предприятий государственными инвестициями в наукоёмкие технологии. Поскольку одновременно с привлечением инвестиций должен осуществляться трансфер инноваций и знаний, приоритет отдаётся тем компаниям и институтам, которые являются носителями необходимых для казахстанских предприятий ноу-хау. Речь идёт о более глубоком трансфере, предполагающем не только покупку новой технологии, но и передачу бизнесу интеллектуальной собственности, конструкторской документации, обучение кадров.


С 2015 г. в пилотном режиме для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, начал действовать механизм «одного окна» для получения государственных услуг. В соответствии с новой философией работы с инвесторами были обеспечены, во-первых, доступность информации и прозрачность процедур в стране, эффективность взаимодействия с государственными органами; во-вторых, поддержка инвестора на всех этапах реализации инвестиционного проекта, своевременное решение возникающих вопросов; в-третьих, единая точка для контакта инвесторов с государством.


С 2016 г. стало возможным получение всех государственных услуг по принципу «одного окна» для отечественных и иностранных инвесторов. Внедрение автоматизированной системы сопровождения инвесторов позволит им уже с 2017 г. зарегистрироваться, получить информацию об условиях предоставления государственных услуг и отслеживать статус своих заявок в режиме online.


Меры в сфере инвестиционной политики направлены на поощрение и либерализацию инвестиций. В рамках перехода к новой инвестиционной политике изменены подходы к взаимодействию с инвесторами, создана система по привлечению инвестиций как за рубежом, так и на местах. До Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 гг. такая система отсутствовала.


В 2016 г. одним из нововведений инвестиционной политики является укрепление трёх уровней системы поддержки инвесторов. Во-первых, фокус работы перенесён на внешний уровень. В 10 странах (США, Великобритания, Италия, Южная Корея, Иран, Япония, Германия, Франции, КНР и Индия) функции по продвижению их инвестиционных возможностей возложены на специального советника. Это позволит тесно контактировать с компаниями в стране их базирования и оказывать помощь в структуризации бизнес-процессов при реализации проектов в Казахстане. Кроме того, в США, Великобритании, Турции, ОАЭ и КНР открываются 5 региональных фронт-офисов, работающих в режиме «одного окна» для инвесторов. Это лучшая мировая практика, которую используют во многих агентствах по привлечению инвестиций. Во-вторых, создан правительственный штаб, координирующий реализацию крупных инвестиционных проектов с участием ТНК, открыты 19 секторов обслуживания инвесторов при государственной корпорации «Правительство для граждан». В их работу вовлечены международные консультанты, такие как BCG, McKinsey, JPMorgan. Создан дипломатический бизнес-клуб для проведения встреч представителей посольств и компаний из иностранных государств с главами регионов. В Министерстве по инвестициям и развитию функционирует сервисный центр Investors Service Centre для предоставления консультаций компаниям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты.


В-третьих, для оперативного решения вопросов на региональном уровне созданы региональные палаты предпринимателей и советы по привлечению инвестиций.


Для привлечения в Казахстан инвестиций планируется, во-первых, завершить переход на международные стандарты в этой сфере, способствующие улучшению инвестиционного климата страны и росту её инвестиционной конкурентоспособности; во-вторых, развивать два ключевых направления: привлечение новых потенциальных инвесторов по страновому принципу и работа с компаниями, уже реализующими проекты в Казахстане.


Для достижения роста вложений в нефтегазовый и горнодобывающий секторы необходима оценка привлекательности конкретных полезных ископаемых с точки зрения инвестирования в их добычу. Чем больше известных в стране запасов конкретного полезного ископаемого передано по контрактам недропользователям для разведки и (или) добычи, тем привлекательнее для инвестирования.


Наибольший интерес у инвесторов вызывают полезные ископаемые, уже вовлечённые в промышленную разработку. Отсюда внимание к разработке конкретных предложений по увеличению привлекательности слабо вовлечённых в этот процесс полезных ископаемых (разведанные запасы молибдена, свинца, бора, калийных солей, никеля, олова, вольфрама).


Положительная динамика привлекательности минерально-сырьевых ресурсов Казахстана основана на том, что страна научилась конкурировать с зарубежными горнодобывающими компаниями и странами в борьбе за инвестиции. Этому способствовали мероприятия, повышающие инвестиционную привлекательность экономики, минерально-сырьевого комплекса в частности. Так, с целью создания для недропользователей наиболее привлекательных условий работы период предоставления геологической информации сокращён до 1 дня, а сроки заключения контрактов – до 25. За счёт выбора для внедрения в Казахстане австралийской модели недропользования ожидается приход в страну юниорских компаний. С 2015 г. начал использоваться аукционный метод предоставления права недропользования. Утверждение Кодекса о недрах и недропользовании должно уже в ближайшие годы привести к значительному увеличению числа недропользователей и объёмов инвестиций в разведку и добычу твёрдых полезных ископаемых. Усилит привлекательность недропользования в Казахстане предстоящий переход на международные стандарты публичной отчётности CRIRSCO.


Инвесторам, оценивающим потенциал Казахстана и вероятность получения прибыли в краткосрочном и среднесрочном периодах, важны различные аспекты и условия недропользования. Например, существенно снижает инвестиционную привлекательность высокорискованных геологопоисковых работ требование уплаты бонуса коммерческого обнаружения. Поэтому необходимо активизировать специальные исследования новых месторождений, поскольку крупных компаний, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве с Казахстаном, могут привлечь те полезные ископаемые, на основе которых можно создать кластеры, ориентированные на выпуск продукции 2–4 переделов.


Усилению инвестиционной составляющей будет способствовать разработка рекомендаций по совершенствованию правоприменительной практики: уточнение принципа определённости налогообложения, а именно положения о том, что в случае возникновения споров все неустранимые сомнения, противоречия и неясности нормативных правовых актов о налогах и других обязательных платежах в бюджет толкуются в пользу налогоплательщика.


Планируется разработка предложений по декриминализации налоговых правонарушений в случае добровольной уплаты налогов и штрафов. Проблемой в сфере налогового администрирования остаётся привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов должностных лиц добросовестных налогоплательщиков – иностранных инвесторов. В планах – дальнейшее совершенствование законодательства в области декриминализации экономических отношений между субъектами частного бизнеса.


В начале реализации новой индустриальной политики Казахстана Всемирный банк назвал наиболее конкурентоспособными и привлекательными для иностранных инвесторов в Казахстане две отрасли – транспортно-логистический и агропромышленный комплексы.


Казахстан – одна из немногих стран, имеющих большой потенциал в сельском хозяйстве. Поэтому ставка должна быть сделана не просто на производство пшеницы и другого сырья, а на выпуск готовой пищевой продукции. Примеры успешных проектов, реализованных в отраслях агропромышленного комплекса страны: завод по выпуску безалкогольной продукции Coca-Cola (Турция), производство молочной продукции Danone (Франция) и Lactalis (Франция).


Влияние агропромышленного комплекса на экономический рост страны выражается: в наращивании производства в рамках процессов импортозамещения; положительном воздействии на потребительский рынок и уменьшении давления продовольственного импорта на обменный курс тенге. В условиях резких колебаний мировых цен на сырьё сельское хозяйство может способствовать выходу страны из экономического кризиса и придать новый импульс стратегии диверсификации её экспорта. Рекомендации экспертов ОЭСР по совершенствованию инвестиционной политики Казахстана касались необходимости расширить доступ иностранным инвесторам к земельным ресурсам, в частности максимально увеличить срок аренды земель сельскохозяйственного назначения. И здесь у Казахстана есть возможности для иностранных инвесторов. Например, согласно совместному сельскохозяйственному прогнозу ОЭСР и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) в 2023 г. производство пшеницы в Казахстане вырастет на 26,5%, экспорт – на 40% по сравнению с 2014 г.


Улучшение законодательства в сфере земельных отношений и привлечение стратегических инвесторов в агропромышленный комплекс позволят решить основную задачу – развивать сырьевую базу и выйти на экспорт с готовым товаром. В средней перспективе намечен ряд важнейших мер: реформирование системы субсидирования с учётом принятых в рамках ВТО обязательств по «жёлтой корзине» и поэтапным переходом с 2018 г. на «зелёную корзину» государственных мер поддержки сельского хозяйства; диверсификация структуры посевных площадей с первенством масличных и кормовых культур в растениеводстве; совершенствование системы страхования в растениеводстве с 2017 г. и внедрение системы страхования в животноводстве к 2025 г. В 2020 г. экспорт сельскохозяйственной продукции увеличится в 1,2 раза по отношению к уровню 2015 г., в 2025 г. – в 1,6 раза [6].


Чтобы сохранить и даже усилить свою привлекательность для инвесторов, Казахстану необходимо продолжить реформы, направленные на улучшение его инвестиционного климата, осуществлять структурные реформы и расширять сотрудничество с международным сообществом.


Литература
1. Выступление министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан на «круглом столе» «Совершенствование институциональных механизмов защиты инвестиций. Новеллы законодательства РК об инвестиционных спорах и арбитраже». Астана, июнь 2016.
2. Комплексный план мероприятий по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций. Утверждён постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2014 г. № 570.
3. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования инвестиционного климата. Закон Республики Казахстан от 12 июня 2014 г. № 209-V ЗРК.
4. Программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010–2014 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 г. № 1145.
5. Оценка политических рисков для иностранных инвесторов в странах Центральной Азии: срав нительный анализ. – М.: Коммуникационный холдинг Minchenkoconsulting, 2015. – 35 с.
6. Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 г. «Нурлыжол – путь в будущее». Утверждён указом Президента Республики Казахстан от 17 ноября 2014 г. № 955.
7. Официальный сайт Всемирного экономического форума reports.weforum.org/global-competitiveness-index/ (дата обращения: 03.09.2016).
8. Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан 1 августа 2014 г. № 874.
9. Приложение к статистическому бюллетеню «Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2015–2019 годы». Январь–июнь 2016 г. – Астана, 2016.
10. План развития разработки редких и редкоземельных металлов в Республике Казахстан на 2015–2019 годы. Утверждён постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2014 г. № 1237.
11. О республиканской карте индустриализации на 2015–2019 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2014 г. № 1418.
12. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 гг. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 г. № 1497.
13. Концепция регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2014 г. № 380.
14. International Finance Corporation, World Bank. Оценка бизнес регулирования Doingbusiness. Годовой отчёт, профиль страны: Казахстан, 2015 г./russian.doingbusiness.org//rankings


29.11.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста