Сбалансированное управление региональным коммунальным комплексом



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №10 год - 2011


Лукьянец А.А.,
к. т. н., зав. Лабораторией
Института экономики и организации
промышленного производства СО РА


Ротарь В.Г.,
к. т. н., доцент Томского
политехнического университета


Чернов А.Г.,
к. т. н., с. н. с.
Института экономики и организации
промышленного производства СО РАН

 

В статье рассматриваются основы сбалансированного управления. Авторы исследуют преимущества и особенности сбалансированного управления коммунальным комплексом региона. Также приводятся показатели для управления коммунальным комплексом и план внедрения системы сбалансированных показателей в управление данным сектором.


Достижение устойчивого развития отраслевых систем в регионах России невозможно без  обеспечения опережающего развития инфраструктуры – транспортной, энергетической, информационной. В связи с этим перед федеральными, региональными и муниципальными властями встает чрезвычайно важная задача по согласованию, установлению пропорций в развитии основного и инфраструктурного секторов экономики. Проблема «устойчивости», «равновесия», «пропорциональности» в управлении экономикой в последние годы наиболее часто связывается с понятием «сбалансированность». Именно достижение сбалансированности в развитии инфраструктуры должно стать базой как для развития производства, так и для повышения уровня жизни.


Проблема сбалансированности особо остро возникает при анализе и прогнозировании развития энергетического и коммунального комплексов. За прошедшие с начала века годы во многих отраслях промышленности произошел существенный скачок в потреблении энергии и прочих коммунальных услуг, тогда как производственные мощности энергетических и коммунальных предприятий практически не увеличились. Противодействие таких факторов, как платежеспособность потребителей, качество услуг, доступность подключения, инвестиционная составляющая, энергобезопасность и привлекательность для инвесторов, приводит к дисбалансу целей экономических субъектов и неразрешенным противоречиям в их интересах. В итоге приоритеты в развитии коммунального комплекса не расставляются, а качественные сдвиги в развитии отсутствуют. Для того чтобы изменить ситуацию, авторы предлагают внедрить на региональном уровне систему сбалансированного управления коммунальным комплексом.


В сбалансированном управлении развитием коммунального комплекса предлагается придерживаться трех основных принципов:
1) согласованность целей и методов (механизмов) управления;
2) согласованность экономических интересов участников;
3) согласованность производства и использования топливно-энергетических ресурсов.


В качестве основы реализации системы сбалансированного целевого управления предлагается использовать систему сбалансированных показателей (ССП). Она предназначена для согласования краткосрочных целей деятельности с миссией и стратегией на долгосрочную перспективу [1; 2].


Традиционно ССП использует измеряемые показатели, по крайней мере, в следующих четырех направлениях:
1) финансовое направление, рассматривающее эффективность деятельности с точки зрения отдачи на вложенный капитал;
2) оценка полезности товаров и услуг с точки зрения конечных потребителей;
3) внутренняя операционная эффективность, оценивающая эффективность организации бизнес-процессов, хозяйственных операций;
4) инновации и обучение, то есть способность к восприятию новых идей, ее гибкость, ориентация на постоянные улучшения [3; 4].


Коммунальный комплекс (КК) – более сложная система, чем отдельное предприятие.


Следовательно, для оценки сбалансированности его развития требуется модернизировать систему показателей. Исходя из того, что коммунальный комплекс, во-первых, обеспечивает жизнедеятельность населения, а во-вторых, оказывает воздействие на окружающую среду, к общепризнанным экономическим и техническим характеристикам требуется добавить социальную и экологическую составляющую (рис. 1).


Следует отметить, что показатели четырех проекций ССП связаны между собой. В основе цепочки взаимодействия лежит причинно-следственная связь.


Так, если основополагающей целью или подцелью декларируется повышение удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг (социальная сфера), то в качестве факторов, способствующих достижению цели, могут выступать: внедрение инновационных энергосберегающих технологий (технологическая проекция), создание системы оплаты, гарантирующей возврат средств потребителям в случае несоответствия качества (финансовая проекция).



Согласно идеологии ССП достижение высоких показателей в социальной сфере – снабжение населения качественными услугами – является для коммунального комплекса первоочередной целью. Достижение этой цели невозможно без финансовой стабильности на предприятиях этого сектора.


В свою очередь, финансовые успехи невозможны без внедрения технологий, обеспечивающих энергоэффективное производство. А уровень развития технологий непосредственно определяет воздействие системы на экологию.


Соответственно все сферы деятельности коммунального комплекса являются взаимосвязанными, и достижение стратегической цели невозможно без достижения высоких показателей в каждой из них.


Для того чтобы учесть эти взаимосвязи, предлагается строить и использовать стратегические карты развития коммунального комплекса, отражающие причинно-следственные связи между целями развития рынка коммунальных услуг. Фрагмент такой карты приведен на рис. 2.


На карте показано, каким образом конкретные задачи влияют на достижение стратегической цели развития КК. Ориентируясь на подобную базовую стратегическую карту, может быть построен «каскад» более детальных карт по участникам и сферам развития коммунального сектора (экономическая, техническая, социальная, экологическая).


После построения стратегических карт необходимо определить перечень показателей, с помощью которых можно будет оценить степень достижения поставленных целей [5]. Все показатели ССП, как уже отмечалось, разбиваются на четыре направления: экономика, технологии, социальная сфера и экология. При этом одни и те же показатели могут использоваться в нескольких ключевых аспектах (фокусах) деятельности.


К социальным показателям управления в КК предлагается отнести:
- фактически сложившийся уровень оплаты коммунальных услуг населением;
- установленная максимально возможная доля оплаты ЖКУ в доходах населения;



- фактическая доля расходов на коммунальные услуги в доходах домохозяйства;
- уровень благоустройства жилого фонда;
- доля семей, получающих субсидии из бюджетов на оплату ЖКУ;
- рост объема средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на предоставление субсидий населению на оплату ЖКУ;
- качество оказываемых коммунальных услуг (стабильность снабжения, характеристики питьевой воды, наличие ограничений на объемы потребления);
- средний срок устранения неисправностей;
- количество жалоб и рекламаций;
- развитость системы социальной поддержки населения.


В качестве технологических показателей управления в коммунальном комплексе предлагается выбрать следующие:
- производительность труда, которая измеряется как количество продукции (объем выполненных работ, количество оборудования), приходящееся на одного работника;
- процент потерь ресурсов при транспортировке;
- уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры;
- соотношение количества аварий и технологических инцидентов в системах коммунальной инфраструктуры с нормативным уровнем;
- качество услуг – объем услуг, соответствующий необходимым требованиям, в общем объеме производства либо показатели, отражающие отношение потребителей к продукту;
- уровень применяемой техники и технологий в сопоставлении с наиболее прогрессивными ее образцами;
- процент своевременно выполненных заявок на ремонт и подключение потребителей;
- доля повторных аварийных ремонтов;
- индикаторы эффективности мероприятий ресурсо- и энергосбережения;
- затраты на техническое перевооружение;
- динамика инвестиций в информационные технологии;
- уровень квалификации, образования и дисциплинированность персонала;
- затраты на переобучение и переподготовку в расчете на одного сотрудника.


В качестве экономических показателей системы сбалансированного управления предлагается использовать:
- рентабельность оказания коммунальных услуг, в том числе по отдельным видам;
- динамику тарифов на коммунальные услуги;
- индикаторы эффективности использования основных фондов;
- динамику привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор;
- обеспеченность предприятий собственным капиталом;
- количество частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры;
- доходность инвестиций – прибыль на инвестированный капитал, показатель прибыли на акционерный или собственный капитал;
- показатели деловой активности – коэффициенты оборачиваемости активов, запасов, дебиторской задолженности;
- структуру капитала;
- показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
- показатели рыночной стоимости организации – рыночная капитализация, добавленная  экономическая стоимость;
- выручку на одного сотрудника;
- долю общехозяйственных, коммерческих и административных расходов в совокупных расходах.


Экологические последствия управления в коммунальном секторе будем измерять такими показателями, как:
- объемы выбросов в атмосферу на количество произведенной продукции;
- объемы загрязнения почвы;
- сверхнормативное загрязнение сточных вод;
- необоснованные потери энергоресурсов и воды;
- доля альтернативных источников энергии.


В соответствии с принципами построения ССП в экономической системе должны быть разграничены зоны ответственности за повышение показателей в зависимости от функций и возможностей различных участников. В коммунальном комплексе региона можно выделить следующих участников: региональная и муниципальная власть, органы регулирования,  поставщики и потребители услуг. Каждый из участников имеет свою зону ответственности.


Органы тарифного регулирования определяют через тарифы финансовое состояние КК. ]


Муниципальные органы власти прежде всего должны заботиться о социальной составляющей функционирования комплекса. Региональные власти, выбирая стратегию развития КК, отвечают за эффективность использования ресурсов и воздействие комплекса на экологию. Поставщики услуг эксплуатируют оборудование, и прежде всего они ответственны за его состояние. Таким образом, выстраивается «диагональ ответственности», с помощью которой можно определить, кто в ССП КК региона за какие сферы отвечает. Кроме того, упомянутые выше участники  взаимодействуют в иных сферах. Поэтому также можно определить зоны участия в сферах функционирования КК. «Диагональ ответственности» и «диагональ участия», а также зоны, в которых участники не оказывают серьезного влияния, приведены на рис. 3.


 


Получение набора показателей для ССП КК не является конечным результатом во внедрении данного инструмента. Для того чтобы создать и успешно внедрить ССП КК, необходимо будет реализовать перечень этапов в предлагаемой ниже последовательности. Основными этапами разработки и внедрения ССП КК региона являются:
1-й этап. Разработка и актуализация стратегической карты и ССП.
1.1. Предварительный сбор и анализ информации:
- сбор и изучение нормативно-правовой информации о функционировании КК;
- анализ структуры органов управления КК;
- ознакомление с отчетностью по функционированию КК;
- анкетирование и интервьюирование участников.
1.2. Разработка и формализация стратегии в формате стратегической карты:
- определение составляющих стратегической карты;
- разработка стратегических целей;
- анализ причинно-следственных связей между стратегическими целями.
1.3. Разработка сбалансированного набора показателей ССП:
- выделение ключевых факторов успеха;
- определение показателей для измерения степени достижения стратегических целей;
- расчет весов показателей;
- определение фактических значений показателей;
- выбор планово-отчетного периода по показателям;
- расчет целевых значений показателей;
- формирование паспортов показателей.
1.4. Разработка стратегических мероприятий по достижению целевых значений.
1.5. Интеграция ССП и системы бюджетирования.
1.6. Интеграция ССП и системы мотивации.


2-й этап. Каскадирование стратегической карты и сбалансированной системы показателей на нижележащие уровни иерархии системы.
2.1. Декомпозиция целей стратегической карты и отдельных показателей ССП на уровень стратегических карт органов управления и участников.
2.2. Декомпозиция целей стратегической карты и отдельных показателей ССП на уровень стратегических карт руководителей подразделений и начальников управлений.
2.3. Каскадирование отдельных показателей ССП руководителей подразделений до уровня руководителей отделов и отдельных сотрудников.
3-й этап. Организация презентации ССП.
4-й этап. Обучение участников технологии работы ССП.
5-й этап. Корректировка ССП с учетом замечаний участников.
6-й этап. Автоматизация ССП с помощью информационной системы.


В качестве заключения хотелось бы отметить, что появление системы сбалансированного управления как технологии управления функционированием КК будет являться важным этапом в развитии сектора коммунальных услуг.


При грамотном ее использовании станет возможных переход от разрозненной системы сбора данных, в основном предназначенных для подготовки финансовой и организационной отчетности, к комплексной системе, предназначенной для поддержки процесса принятия решений, планирования и контроля. Ряд первостепенных преимуществ системы заключается в следующем.


Во-первых, на основе системы сбалансированного управления возникает новая, ранее не существовавшая система коммуникации. Зачастую руководители подразделений, сотрудники не связанных между собой компаний и органов управления не понимают, каким образом они лично могут способствовать достижению главной цели и что для этого делать. В то же время это непонимание сильно влияет на итоговые финансовые результаты. Ознакомившись же со стратегической картой, на которой указаны причинно-следственные связи между действиями отдельных подразделений и стратегической целью развития КК, участники объединяются вокруг общей идеи, действия их становятся согласованными.


Во-вторых, каскадирование (построение иерархии) стратегических карт работает на синергетический эффект структурных подразделений, отвечающих за разные вопросы управления КК. Каскадирование распространяет задачи начиная с верхнего уровня и заканчивая уровнем отделов и конкретных сотрудников. Поэтому каскадирование создаст ясные взаимосвязи между разными организациями и учреждениями, работающими в секторе. Четкая структура взаимодействий высвобождает скрытый потенциал, появляется синергетический эффект, в результате которого повышается эффективность функционирования КК в целом.


В-третьих, в предлагаемой системе можно сочетать различные формы и методы управления. Так как в КК функционирует множество участников – и частные компании, и бюджетные организации, и органы власти, то для них могут быть определены различные методы стимулирования и контроля – жесткое регулирование, саморегулирование, полное невмешательство и их гибридные формы. Ответственность участника в рамках системы будет измеряться конкретным блоком специализированных показателей.


Таким образом, в результате использования системы сбалансированного управления коммунальной сферой регион получит конкурентные преимущества, возникающие, как правило, при интеграции финансовой, инфраструктурной, технологической и ресурсной подсистем, что способно обеспечить желанный всеми участниками качественный сдвиг в его экономическом и социальном развитии.


Литература
1. Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Чернов А.Г., Шумский А.А. Использование системы сбалансированных показателей в управлении предприятием теплоснабжения // Новости теплоснабжения. – 2009. – № 3.
2. Лукьянец А.А., Чернов А.Г., Шумский А.А. и др. Основы экономики и управления в коммунальном комплексе. – Н.: ИЭОПП СО РАН, 2008.
3. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners; пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
4. Ольве Н. Оценка эффективности деятельности компании / Н. Ольве, Ж. Рой, Н. Ветер; пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2004.
5. Каплан Р.С. Организация, ориентированная на стратегию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.

05.03.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста