Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2019
Полянин А.В.,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал
Долгова С.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал
В условиях санкционной политики одной из важнейших задач для сохранения продовольственной безопасности страны является обеспечение отечественных сельхозтоваропроизводителей финансовыми ресурсами. За последние несколько лет сельское хозяйство получило серьезный импульс для развития со стороны государства в форме финансовой поддержки. В ближайшей перспективе аграриям предстоит решить целый ряд задач – от цифровой трансформации и сокращения логистических потерь до поиска новых рынков и расширения экспортного потенциала. В связи с этим 2019 г. для отрасли станет переходным в совершенствовании системы господдержки, а с 2020 г. в ней произойдут существенные изменения, которые позволят существенно повысить эффективность реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. (далее – Государственная программа) и сфокусировать ее на приоритетных целях агропромышленного комплекса.
Преобразованию российского аграрного сектора из черной дыры в прибыльный бизнес способствовала системная господдержка, изначально выражавшаяся в виде квот на импортную продукцию, а в дальнейшем и денег по указанной выше Государственной программе [2].
Общий объем финансового обеспечения Государственной программы предусмотрен в сумме 2220,7 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 1696,5 млрд руб., объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ составит 408,2 млрд руб., внебюджетные средства по двум подпрограммам («Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России» и «Устойчивое развитие сельских территорий») составят 116,1 млрд руб. (рис. 1) [Там же].
По данным Минсельхоза России, суммарно за последние 10 лет на финансирование Государственной программы из бюджета выделено 1,9 трлн руб., что позволило достигнуть ключевых показателей, предусмотренных доктриной продовольственной безопасности, по мясу, зерну, сахару, растительному маслу (табл. 1) [1].
Российский аграрный бизнес в последние годы стал современным, технологичным и конкурентоспособным, имеющим устойчивые темпы развития (рис. 2).
Все пороговые значения в 2018 г., установленные Государственной программой, достигнуты, однако наблюдается снижение индекса производительности труда на 3% по отношению к предыдущему году, что обусловлено неустойчивостью макроэкономической ситуации, а также непростыми погодными условиями, сложившимися во многих регионах России (холодной весной, наводнением), и затянувшейся посевной кампанией [3].
Как следует из прогноза Минэкономразвития России, к 2036 г. производство сельхозпродукции должно увеличиться к уровню 2018 г. на 55%, в том числе рост АПК в 2019-м запланирован на уровне 1,3% [4].
После введения эмбарго на ввоз продовольствия из отдельных стран мира в 2014 г. дополнительным фактором роста отечественного АПК стала политика импортозамещения. В сложившейся ситуации Россия выбрала курс на снижение импорта сельхозпродукции и увеличение объемов экспорта.
Внешняя торговля Российской Федерации характеризуется отрицательным сальдо российского торгового баланса по сельскохозяйственной продукции и продовольствию (рис. 3).
В целях создания отраслевой системной поддержки и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции и обеспечения соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов целевых зарубежных рынков принят федеральный приоритетный проект «Экспорт продукции АПК».
Согласно паспорту проекта к началу 2025 г. объем экспорта продукции АПК планируется в размере 45 млрд долл. за счет создания новой товарной массы, экспортоориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) [5].
На достижение целей планируется выделить в 2018–2024 гг. 406,8 млрд руб. Начиная с 2019 г. ежегодная поддержка аграрного сектора превысит 300 млрд руб., из которых минимум 13% пойдет на поддержку поставок за рубеж [1].
Минсельхоз России обновил Государственную программу развития сельского хозяйства, продлив ее до 2025 г., общий объем финансирования Государственной программы из федерального бюджета с 2013 по 2025 г. составит 3,42 трлн руб., из региональных бюджетов – 477 млрд руб. и из внебюджетных источников – 300 млрд руб. [6].
С 2018 г. Государственная программа АПК как пилотная государственная программа Российской Федерации реализуется с применением принципов проектного управления. Соответствующие изменения были внесены постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2017 г. № 1544 [7]. Пилотной Государственной программой определены цели, представленные в табл. 2.
С 1 января 2018 г. федеральные целевые программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» интегрируются в Государственную программу в качестве ее подпрограмм.
В 2018 г. из резервного фонда Правительства РФ Минсельхозу России были выделены бюджетные ассигнования в сумме 254 141,2 млн руб., фактически мероприятия Государственной программы АПК профинансированы в объеме 249 504,3 млн руб., что составило 98,2% к бюджетной росписи (табл. 3).
В 2019 г. поддержка аграриев составит 303,6 млрд руб., что на 62 млрд руб. больше установленного планового показателя объема финансирования в 2018 г. При этом Минсельхозом России внесены изменения в порядок выделения субсидий, в частности скорректированы подходы:
– к возмещению части прямых понесенных затрат при реализации проектов;
– субсидированию агрострахования;
– несвязанной поддержке в растениеводстве;
– формату «единой» субсидии.
В обновленной Государственной программе развития АПК появились и новые федеральные проекты:
– создание системы поддержки фермерства;
– развитие сельской кооперации;
– цифровизация сельского хозяйства (поддержка на 2019 г. не предусмотрена).
По заявлению Минсельхоза России, 2019 г. должен стать переходным в совершенствовании системы господдержки аграрного бизнеса. С 2020 г. планируется объединить «единую» субсидию, несвязанную погектарную поддержку и выплаты на повышение продуктивности в молочном животноводстве (на товарное молоко) и разделить их на две части:
– компенсирующую – для поддержания уже достигнутых результатов в отрасли;
– стимулирующую – для дальнейшего точечного развития производства той или иной продукции.
Предварительно предполагается, что изначально соотношение компенсирующей и стимулирующей частей субсидии будет на уровне 50/50%, затем – 30/70% [8].
Обновленные принципы и подходы системы господдержки в части субсидирования аграрного производства решают проблему оперативного доведения субсидий до аграриев.
Основные нововведения, действующие с 2017 г., следующие:
– единая региональная субсидия;
– механизм льготного кредитования.
Основная цель единой региональной субсидии – содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК. Соглашение о предоставлении субсидии заключается между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и Минсельхозом России ежегодно. В нем закрепляются целевые показатели результативности мероприятий региональной программы, на поддержку которых запрашивается субсидия [9].
Субъекты РФ для достижения указанных показателей самостоятельно определяют направления и объемы расходования средств с учетом Правил предоставления и распределения субсидий, утверждаемых Правительством РФ [10].
Новый подход отменяет действующее ранее постатейное субсидирование каждой отдельной отрасли АПК, оставляя 7 направлений поддержки вместо 54:
– кредитование и страхование;
– малые формы хозяйствования;
– элитное семеноводство и племенное дело;
– садоводство;
– овцеводство;
– оленеводство;
– другие традиционные для регионов направления сельского хозяйства.
С 1 января 2017 г. сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, переработку и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции, могут получить в одном из уполномоченных Минсельхозом России банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5%. Возмещение кредитной организации недополученных доходов происходит напрямую из федерального бюджета в размере ключевой ставки Банка России [9].
За два года реализации Государственной программы уполномоченными банками было заключено по льготному краткосрочному кредитованию 18,8 тыс. договоров (720,9 млрд руб.) и 6,4 тыс. договоров по льготным инвестиционным кредитам (1432 млрд руб.) (табл. 4).
В 2017 г. из 14,5 млрд руб., выделенных из федерального бюджета на субсидирование льготного кредитования организаций АПК, фактически потрачено 9,1 млрд руб., средства освоены всего лишь на 62,7%. К основным причинам, указанным в Национальном докладе, относят [11]:
– отказ заемщиков заключать кредитные договоры в связи с изменением планов инвестиционной деятельности;
– наличие дублирующих заявок на получение льготного кредита несколькими банками одновременно;
– перерасчет объема субсидии по уже одобренным льготным кредитам в результате снижения ключевой ставки мегарегулятором с 10% в начале 2017 г. до 7,75%.
В 2018 г. объем субсидий на поддержку льготного кредитования составил 49,7 млрд руб. (21,3 млрд руб. в 2017 г.), из них на субсидирование инвестиционных льготных кредитов – 29,1 млрд руб. (5,9 млрд руб.), краткосрочных льготных кредитов – 20,6 млрд руб. (15,4 млрд руб.) [12].
В табл. 5 представлены итоги выполнения целевых показателей Государственной программы по льготному кредитованию сельхозтоваропроизводителей.
Наиболее активное участие в реализации механизма льготного кредитования принимали АО «Россельхозбанк», объем кредитных средств которого по заключенным договорам составил 377,2 млрд руб., ПАО «Сбербанк» – 390,0 млрд руб., Банк ГПБ (АО) – 284,64 млрд руб., АО «Альфа-банк» – 240,13 млрд руб. и Банк ВТБ (ПАО) – 119,32 млрд руб. (рис. 4) [7].
Новый механизм кредитования аграрного производителя находится в центре внимания органов власти всех уровней и самих сельхозтоваропроизводителей. Постепенно в процессе его реализации выявляются слабые стороны и принимаются меры по их совершенствованию.
В плане льготного кредитования, утвержденном Минсельхозом России 17 января 2019 г., общий объем субсидий на 2019 г. составляет 73,2 млрд руб., в том числе субсидии по краткосрочным кредитам – 29,6 млрд руб., или 40,4%, и 43,6 млрд руб., или 59,6%, предполагается выделить на льготные инвестиционные кредиты (рис. 5 и 6).
По данным Минсельхоза России, остаток субсидий на 10 июля 2019 г. составил по краткосрочным льготным кредитам 2,02 млрд руб., по льготным инвестиционным кредитам – 1,07 млрд руб.
В рамках поддержки инвестиционного кредитования АПК осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, большая часть субсидируемых инвестиционных кредитов направлена на развитие свиноводства (18,6%), птицеводства (15,1%) и на техническую и технологическую модернизацию (13,1%) [11].
Действующий механизм возмещения процентной ставки по инвестиционным кредитам с 2018 г. переведен с субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на иные межбюджетные трансферты, что позволяет не учитывать предельные уровни софинансирования по субъектам РФ и тем самым реализовывать указанную меру господдержки более эффективно, давая субъектам РФ возможность самостоятельно определять размер финансирования исходя из бюджетной обеспеченности конкретной территории.
За 2018 г. было просубсидировано 14 489 инвестиционных кредитов, на 1 января 2019 г. остаток ссудной задолженности составил 547,7 млрд руб. Наиболее активную политику в области инвестиционного кредитования АПК занимает ПАО «Сбербанк» – 35,1%; АО «Россельхозбанк» по указанному виду кредитования находится на втором месте – 31,1%, на долю АО «Газпромбанк» приходится 6,8% [7].
Одной из мер финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей является реализация программы финансового оздоровления в рамках Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». По состоянию на 1 января 2019 г. в программе финансового оздоровления приняли участие 13 315 сельскохозяйственных товаропроизводителей, общая сумма реструктуризированной просроченной задолженности составила 88,8 млрд руб., в том числе по налогам и сборам в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов – 27,3 млрд руб., задолженность по пеням и штрафам – 45,3 млрд руб., из которой списано 34 млрд руб. [3].
Показателем эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий является не только увеличение производства сельскохозяйственной продукции, но и улучшение финансовых результатов аграриев. За период 2013–2018 гг. прибыль до налогообложения с учетом субсидий варьировалась от 103,1 млрд до 314,0 млрд руб., доходность сельскохозяйственного производства с учетом субсидий составила 7,3–12,5% (табл. 6).
Реализация мероприятий по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей способствовала увеличению производства основных видов сельскохозяйственной продукции, что позволило достичь пороговых значений доктрины продовольственной безопасности и в ряде случаев их перевыполнить, а также обеспечила отечественных аграриев доступными кредитными ресурсами и содействовала привлечению дополнительных инвестиций в аграрный сектор. И все же для дальнейшего наращивания объемов производства отрасли, повышения ее инвестиционной привлекательности, сокращения затрат и роста конкурентоспособности необходима гарантированность действующих механизмов государственной поддержки.
Литература
1. Итоги-2018. Сельское хозяйство получило новый толчок для роста [Электронный ресурс]. URL: vedomosti.ru/business/articles/2018/12/27/790586-dlya (дата обращения: 06.06.2019).
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020 (дата обращения: 06.06.2019).
3. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru/upload/iblock/61d/61d430039b8863186a4fbb1f60fab1c6.pdf (дата обращения: 16.07.2019).
4. [Электронный ресурс]. URL: agroinvestor.ru/analytics/news/31155selkhozproizvodstvo-sokratilos-na-0-6-v-2018-godu/ (дата обращения: 05.06.2019).
5. [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru/upload/iblock/c2a/c2a05c48403632531fc69dc891db4a97.pdf (дата обращения: 05.06.2019).
6. [Электронный ресурс]. URL: agroinvestor.ru/analytics/news/30390-minselkhozpredstavilnovuyu-versiyu-agroprogrammy/ (дата обращения: 06.06.2019).
7. Итоговый доклад о результатах деятельности Минсельхоза России за 2018 год (проект) [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru/upload/iblock/10c/10c6695082afd0ac0ea4b6e41fa3f6d9.pdf
8. [Электронный ресурс]. URL: agroinvestor.ru/analytics/article/31483gospodderzhka-menyaet-napravlenie/ (дата обращения: 11.07.2019).
9. [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru/activity/state-support/measures/unified-subsidy/ (дата обращения: 11.07.2019).
10. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru/upload/iblock/744/7440be9ba8cb26dc9550f30cb62df1f9.pdf (дата обращения: 05.06.2019).
11. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс]. URL: rosinformagrotech.ru/data/elektronnye-kopii-izdanij/zhivotnovodstvo/send/66-normativnye-dokumenty-spravochnikikatalogi/1251-natsionalnyj-doklad-o-kho (дата обращения: 16.07.2019).
12. [Электронный ресурс]. URL: council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/89034/ (дата обращения: 12.07.2019).
13. Сельское хозяйство России [Электронный ресурс]. URL: rosinformagrotech.ru/data/elektronnye-kopii-izdanij/normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi-i-dr/send/66-normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi/1044-selskoe-khozyajstvo-rossii