Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2018
Опарина С.И.,
кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой
финансового менеджмента и финансового права Московского
городского университета Правительства Москвы, Россия, г. Москва
В мировой практике прослеживается тенденция к появлению новых видов контроля, модернизации его форм, методик и процедур. Расширяется практика делегирования контрольных функций от публичных властных органов к иным субъектам. Не утрачивают своей актуальности вопросы организации внутреннего финансового контроля в бюджетной сфере и его соответствие требованиям законодательства.
В статье рассматриваются особенности проверок организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита региональным органом исполнительной власти на примере города Москвы. Приводятся типовые ошибки, выявленные при проведении контрольных мероприятий органами государственного внутреннего контроля.
Финансовый контроль на современном этапе приближается к принципам и стандартам, установленным ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ. Принципы контроля закреплены как в международных документах, так и в нормативных правовых актах Российской Федерации. Для государственных и муниципальных учреждений основным документом в области регулирования и организации внутреннего финансового контроля (ВФК) является Бюджетный кодекс РФ, в котором закреплены виды, объекты и методы контроля.
Требования по организации внутреннего финансового контроля (далее – ВФК) в учреждениях города Москвы регулируются постановлениями Правительства Москвы, ведомственными приказами органов исполнительной власти города Москвы (табл. 1).
Правовые акты, рассмотренные в табл. 2, не должны противоречить федеральным нормативным актам, а должны детализировать порядок и организацию ВФК в учреждениях города Москвы.
В соответствии с положениями ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ:
– главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
– главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета;
– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Государственные контрольные органы должны проводить проверку организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок региональным органом исполнительной власти (например, Департамент или казенное учреждение).
На рис. 1 показаны нормативные правовые документы, регулирующие ВФК в казенном учреждении, на примере города Москвы.
В данной статье мы рассмотрим, как исполняется регламент по организации и осуществлению контроля в Департаменте. Департамент является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики; выполняет функции и полномочия учредителя государственного учреждения в соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы; осуществляет контроль за деятельностью подведомственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания; осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, оптимизации предоставления государственных услуг, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности их использования; выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности, главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, администратора доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА) определены Порядком осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП (далее – Порядок осуществления ВФК и ВФА, утвержденный ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП).
В целях реализации постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» Департаменту необходимо выпустить распоряжение об утверждении порядков, методики и внутренних стандартов осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Департамента (далее – распоряжение о внутренних стандартах).
А значит, должны быть утверждены:
– Порядок проведения Департаментом проверок при осуществлении внутреннего финансового аудита (далее – Порядок проведения ВФА);
– Внутренние стандарты ВФА:
– «Планирование, подготовка организация аудиторской проверки»;
– «Проведение внутреннего финансового аудита»;
– «Оформление результатов аудиторской проверки»;
– «Документирование аудиторских проверок»;
– «Контроль качества»;
– «Оценка риска»;
– «Методические рекомендации по анализу существенности выявленных искажений и оценки их влияния на достоверность годовой отчетности об исполнении бюджета объектом аудита»;
– «Определение объема выборки»;
– «Контроль реализации результатов аудиторских проверок»;
– Порядок осуществления Департаментом внутреннего финансового контроля (далее – Порядок осуществления ВФК);
– Внутренний стандарт внутреннего финансового контроля Департамента (далее – Внутренний стандарт ВФК).
Согласно п. 2.5 Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП, ответственность за организацию ВФК несет руководитель или заместитель руководителя главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) доходов бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы, курирующие структурные подразделения главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) доходов бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с распределением обязанностей.
В Департаменте контроль за выполнением Распоряжения о внутренних стандартах необходимо возложить на конкретное лицо. Ответственность за организацию и осуществление ВФК в структурном подразделении Департамента необходимо возложить на начальника соответствующего структурного подразделения.
В соответствии с Порядком осуществления ВФК и ВФА, утвержденным ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП, в Департаменте в Порядке осуществления ВФК и Внутренним стандартом ВФК надо предусмотреть, что:
– ВФК осуществляется в структурных подразделениях (управлениях, отделах) Департамента, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регулирующими бюджетные правоотношения, актами Департамента, положениями об указанных подразделениях;
– ВФК – непрерывный процесс, осуществляемый следующими должностными лицами: руководителем и (или) первыми заместителями руководителя, заместителями руководителя; начальниками и (или) заместителями начальников подразделения финансирования, учета и отчетности, подразделения планирования; начальниками отраслевых управлений (отделов), осуществляющими процедуру формирования и утверждения государственного задания для государственных учреждений, подведомственных Департаменту; другими должностными лицами указанных подразделений, назначенными в соответствии с приказом.
Полномочия по осуществлению ВФК лучше возложить на подразделение планирования и подразделение финансирования, учета и отчетности, в части процедуры формирования и утверждения государственных заданий в отношении подведомственных учреждений – на отраслевые управления.
Должностные лица Департамента, уполномоченные на проведение контрольных действий, должны осуществлять ВФК в соответствии с их должностными обязанностями в отношении внутренних бюджетных процедур: составление документов для рассмотрения проекта бюджета города Москвы; формирование и ведение реестров расходных обязательств; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи; составление, утверждение, ведение и исполнение бюджетных смет и свода бюджетных смет; формирование и утверждение государственных заданий для подведомственных государственных учреждений; принятие и исполнение бюджетных
обязательств; ведение бухгалтерского учета; составление и представление бюджетной и сводной отчетности; исполнение судебных актов; обеспечение соблюдения получателями условий предоставления субсидий и бюджетных инвестиций и т.д. (согласно Порядку осуществления ВФК). Субъекты ВФК – руководство, должностные лица структурных подразделений Департамента, осуществляющие процессы и операции ВФК в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Таким образом, для того чтобы обследовать организацию в Департаменте внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок, необходимо запросить положения о вышеуказанных структурных подразделениях, осуществляющих ВФК, утвержденные руководителем Департамента за последние 3 года.
При проверке иногда выявляется, что указанными положениями выполнение управлениями функций по формированию и утверждению государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений не предусмотрено. Выборочной проверкой должностных регламентов государственных гражданских служащих структурных подразделений Департамента, осуществляющих ВФК, можно выявить, что должностные регламенты утверждены руководителем Департамента без указания даты либо не актуализированы или не предусмотрены должностные обязанности по осуществлению ВФК.
Согласно п. 3.3 Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП, внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) доходов бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Служба внутреннего финансового аудита осуществляет ВФА на основе функциональной независимости и подчиняется непосредственно руководителю главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) доходов бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы. Это значит, что в Департаменте надо проверить, что ВФА осуществляется обособленным структурным подразделением Департамента на основе функциональной независимости. Подразделение ВФА подчиняется непосредственно и исключительно руководителю Департамента.
Распоряжением Департамента полномочия по осуществлению ВФА могут быть возложены на контрольно-ревизионный отдел.
В обследуемом периоде согласно представленным штатным расписаниям необходимо проанализировать штатную численность контрольных подразделений и соблюдение ими принципа функциональной независимости. Например, контрольно-ревизионный отдел мог являться структурным подразделением подразделения внутреннего контроля и подчиняться начальнику подразделения, а не руководителю Департамента.
Согласно Положению о контрольно-ревизионном отделе, утвержденному руководителем Департамента, на отдел может быть возложено выполнение следующих функций:
– планирование и проведение ВФА бюджетных процедур в подведомственных Департаменту государственных казенных учреждениях, а также в подразделениях Департамента, осуществляющих бюджетные процедуры;
– составление и представление отчетности о результатах ВФА;
– контроль за осуществлением ВФА в подведомственных Департаменту казенных учреждениях, а также в подразделениях Департамента, осуществляющих бюджетные процедуры;
– проведение в подведомственных Департаменту учреждениях и предприятиях проверок финансово-хозяйственной деятельности (государственные унитарные предприятия) и соблюдения получателями субвенций, субсидий условий, установленных при их предоставлении, и др.
Права должностных лиц службы ВФА при проведении аудиторских проверок запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля; посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка; привлекать независимых экспертов, предусмотренные Порядком осуществления ВФК и ВФА, утвержденным ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП, положением о контрольно-ревизионном отделе, должны быть определены.
Для оценки эффективности и результативности внутреннего финансового контроля необходимо провести сравнительный анализ положений Порядка осуществления ВФК и Внутреннего стандарта ВФК, утвержденных распоряжением Департамента, на предмет их соответствия положениям Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП.
Внутренние бюджетные процедуры, определенные Порядком осуществления ВФК, не должны противоречить установленным Порядком осуществления ВФК и ВФА, утвержденным ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП.
Методы, способы и формы осуществления ВФК, предусмотренные Порядком осуществления ВФК и нормами Внутреннего стандарта ВФК, должны соответствовать методам, способам и формам, предусмотренным пунктами Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП.
Периодичность представления информации о результатах ВФК, направляемой структурными подразделениями Департамента, ответственными за результаты выполнения бюджетных процедур, руководителю Департамента (заместителю руководителя Департамента), в Департаменте должна быть определена Порядком осуществления ВФК в соответствии с Порядком осуществления ВФК и ВФА, утвержденным ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП, и должна составлять не реже одного раза в квартал.
Согласно Порядку осуществления ВФК и ВФА, утвержденному ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП:
– при подготовке к проведению ВФК руководитель каждого структурного подразделения главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) доходов бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур, формирует перечень операций ВФК.
При проверке можно допустить, что в Департаменте Порядком осуществления ВФК и Внутренним стандартом ВФК может быть предусмотрено осуществление ВФК на основании планов ВФК, сформированных начальниками соответствующих структурных подразделений Департамента на очередной год в соответствии с утвержденной формой.
Перечень операций ВФК утверждается правовым актом главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) доходов бюджета города Москвы, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы до начала очередного финансового года.
На практике можно наблюдать, что в Департаменте Порядком осуществления ВФК, как правило, предусматривается утверждение сформированного плана ВФК руководителем Департамента, а Внутренним стандартом ВФК – руководителем Департамента (заместителем руководителя, курирующим соответствующее структурное подразделение).
Одним из нарушений Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП, является представление к обследованию планов ВФК структурных подразделений, осуществляющих контроль, не утвержденных правовым актом Департамента.
При проведении проверок наблюдается тот факт, что в Департаменте Порядок осуществления ВФК предусматривает указание в плане ВФК по каждой бюджетной процедуре данных о должностном лице, ответственном за выполнение бюджетной процедуры, периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах и способах контроля, периодичности контрольных действий. Но очень часто порядок оформления результатов ВФК в отношении отдельных операций планами ВФК не регламентирован.
В нарушение п. 2.14 Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП, в представленных планах ВФК в проверяемом периоде структурных подразделений Департамента, осуществляющих ВФК, отсутствуют данные о должностных лицах, ответственных за выполнение операций (процедур).
Анализ контрольных мероприятий показывает, что в Департаменте Порядком осуществления ВФК предусмотрено по итогам рассмотрения результатов ВФК принятие руководителем Департамента четырех решений: о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок; об отсутствии оснований для применения мер материальной и дисциплинарной ответственности; о внесении изменений в планы ВФК; о направлении информации об обстоятельствах и фактах, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения (уголовного преступления), и (или) документов, подтверждающих такие факты, в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обстоятельств и фактов.
И что же показывает практика проверок? Как правило, только одно из решений (применение материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведение служебных проверок) соответствует Порядку осуществления ВФК и ВФА, утвержденному ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП.
Решения, предусмотренные Порядком осуществления ВФК и ВФА, утвержденным ППМ от 27.08.2014 № 487-ПП, и направленные на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий; на изменение перечня операций ВФК; на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов; на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, ввода и получения информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента, определяющего порядок работы пользователей с информационными системами (ресурсами); на изменение внутренних стандартов; на уточнение прав должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистрах бюджетного учета; на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, Порядком осуществления ВФК очень часто не предусмотрены.
Согласно Перечню бюджетных процедур, подлежащих ВФК в структурных подразделениях Департамента, как правило, подразделение (отдел, управление) финансирования, учета и отчетности является ответственным за осуществление контроля по следующим процедурам (операциям): принятие и исполнение бюджетных обязательств; исполнение полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета; ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций; составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности, исполнение судебных актов по искам, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам государственных казенных учреждений. Одним из распространенных нарушений является отсутствие документов, подлежащих оформлению подразделением финансирования, учета и отчетности в соответствии с Порядком осуществления ВФК и Внутренним стандартом ВФК, например: планы ВФК, журналы ВФК, ежеквартальная информация и отчеты о результатах ВФК. Причиной, как правило, является ментальная убежденность, что сотрудниками подразделения контроль осуществлялся ежедневно в рамках выполнения их функций и полномочий на основании положения о подразделении, учетной политики и должностных регламентов. При осуществлении ВФК производятся следующие контрольные действия: проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур; авторизация операций (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур); сверка данных; сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностными лицами путем проведения проверки каждой выполняемой ими операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции. Таким образом, в нарушение Порядка осуществления ВФК и Внутреннего стандарта ВФК подразделение финансирования, учета и отчетности не соблюдает установленных требований в части оформления документов по результатам осуществления ВФК.
Таким образом, можно выделить следующие типовые нарушения при проверке ВФК.
1.1. Планы ВФК структурных подразделений, содержащие перечни бюджетных процедур, не утверждены правовым актом Департамента в нарушение Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП.
1.2. В планах ВФК в нарушение Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП:
– по подразделениям (управлениям) отсутствуют сведения о должностных лицах, ответственных за выполнение бюджетных операций (процедур);
– порядок оформления результатов ВФК в отношении отдельных операций не регламентирован;
– включены операции, не относящиеся к бюджетным процедурам.
1.3. Порядок осуществления ВФК, утвержденный распоряжением Департамента, не предусматривает принятие руководителем решений, направленных на совершенствование бюджетных процедур, в нарушение п. 2.17 Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП.
1.4. В Перечень бюджетных процедур, подлежащих ВФК в структурных подразделениях Департамента, не внесены изменения, связанные с организационно-штатными мероприятиями.
1.5. Должностными регламентами государственных служащих управлений Департамента, осуществляющих ВФК, назначенных (переведенных) на должности в проверяемый период, не предусмотрены должностные обязанности по осуществлению ВФК.
1.6. В нарушение Порядка осуществления ВФК, утвержденного распоряжением Департамента:
– подразделением финансирования, учета и отчетности не оформлялись документы по результатам осуществления ВФК;
– управлениями журналы ВФК оформлялись с нарушениями Порядка;
– информация о результатах ВФК руководителю (заместителю руководителя) не направлялась или направлялась с нарушением установленного Порядком срока.
Практика проверок ВФА показывает, что не всеми органами исполнительной власти должным образом организован внутренний финансовый аудит. Наблюдается, что планы аудиторских проверок не выполнены; планы аудиторских проверок не утверждены руководителем Департамента в нарушение п. 3.7 Порядка осуществления ВФК и ВФА, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП.
Литература
1. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г. в г. Лиме (Республика Перу) [Электронный ресурс]. URL: issai.org
2. Мексиканская декларация независимости, принятая XXI Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 2007 г. в г. Мехико
[Электронный ресурс]. URL: ksp.mos.ru/ru/docs/declaration/mexico_principles/
3. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ; Астрель, 2009. – 64 c.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Ось-89, 2008. – 208 c.
5. Постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. № 30-ПП «О Порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений города Москвы» / Московский портал [Электронный ресурс]. URL: moscow-portal.info/2011/02/15/a27520.htm
6. Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2014 г. № 487-ПП «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» / Московский портал [Электронный ресурс]. URL: moscow-portal.info/2014/08/27/a2430.htm
7. Приказ Минфина России от 7 сентября 2016 г. № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» / Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. URL: minfin.ru/ru/document/?id_4=115961
8. Приказ Главного контрольного управления города Москвы от 12 мая 2015 г. № 50
«Об утверждении Методических рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» / Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. URL: moscow-portal.info/2014/10/27/a1658.htm
9. Опарина С.И., Литвенко И.Ю. Аудит в сфере государственных закупок // Финансовый менеджмент. – 2017. – № 5. – С. 36–42.
10. Опарина С.И. Регламент проведения контрольных мероприятий региональным органом государственного внутреннего финансово-бюджетного контроля // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 2. – С. 51–56.
11. Сафонов А.Л., Попков С.Ю. Вопросы эффективности функционирования системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации // Социально-политические науки. – 2016. – № 2. – С. 50–54.