Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии туризма в республике Узбекистан



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2015


Сафаров Б.Ш.,
кандидат экономических наук,
доцент Самаркандского института экономики и сервиса


В статье с помощью методов математического моделирования исследуется роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии туризма в Республике Узбекистан.  Предложенная модель дает возможность прогнозирования информационно-коммуникационных технологий в развитии туризма в Узбекистанане в зависимости от воздействующих значимых факторов внешней среды. Предлагаются ориентиры развития рынка туризма в стране, обоснованные выводами проведенного анализа.


Введение
Индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики многих стран и регионов.


Туризм стимулирует развитие таких секторов экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство и др., способствует созданию рабочих мест, активизирует предпринимательскую деятельность. Республика Узбекистан обладает высоким туристическим потенциалом, но на мировом туристическом рынке в 2013 г. на долю Узбекистана приходилось лишь 0,055% международного туристического потока и 0,018% общего объема мировых поступлений от международного туризма. По оценкам Всемирной туристической организации, потенциальные возможности Узбекистана позволяют принимать до 5 млн иностранных туристов в год. Однако в настоящее время количество приезжающих в Узбекистан составляет 2 млн человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.


Необходимы изучение прогрессивного мирового опыта функционирования индустрии туризма, гостиничных цепей, маркетинговые исследования потребительских предпочтений, формирования туристического продукта и его продвижения на рынке.


Еще раз отметим, что туристическая деятельность является важным фактором благосостояния общества, поскольку в результате растет продолжительность жизни, сокращается заболеваемость, повышается культурный уровень населения. Решение этих задач требует использования современных средств и методов экономико-математического моделирования.


Обзор литературы
Представляется целесообразным дать обзор современного состояния в области моделирования развития туризма.


Одной из наиболее ранних и простых является модель размещения туристической системы, предложенная И.В. Зориным [1], основанная на применении метода Штейнера–Вебера, характеризующегося минимальными затратами времени на передвижение в рекреационной системе из заданных n центров спроса.


Е.А. Староселец и Б.И. Мельникас [2] предложили модель оптимального размещения баз загородного отдыха населения для крупного промышленного центра.


Е.С. Олейников в [3] рассматривает модели оптимального размещения туристической системы на разных иерархических уровнях, причем в качестве критерия эффективности берутся суммарные приведенные затраты.


М. Хилл и М. Шехтер [4] предлагают модель оптимального распределения ресурсов на выполнение проектов развития туристической системы. В работе выделен ряд критериев, по которым оценивается развитие рекреационной системы.


А. Пенц [5] использовал модель линейного программирования для оптимальной организации функционирования туристической системы.


Для ознакомления с другими моделями рекреационных систем читатели могут обратиться в книге С.П. Ладани [6], где использована модель линейного программирования для туризма. В работе вводится понятие рекреационной ценности, характеризующей возможность и качество проведения отдыха. Эта ценность различна для разных типов районов предложения, спроса и типа участка. Ставится задача максимизации суммарной рекреационной ценности при выполнении финансовых ограничений и ограничений, связанных с фиксированным предложением участков разного типа и спросом.


Представленный выше обзор моделей развития и размещения региональных рекреационных систем позволяет утверждать, что подавляющее большинство их базируется на математическом аппарате линейного программирования. Это можно оправдать в первую очередь тем, что существующее стандартное математическое обеспечение снимает принципиальные вычислительные трудности, которые могут возникнуть в процессе практического использования этих моделей. Вместе с тем всегда следует учитывать то обстоятельство, что линейные модели зачастую могут обеспечить лишь весьма приближенное отражение реальных процессов, которые являются дискретными и различаются нелинейным характером своего развития во времени.


Актуальность информационных технологий для туризма
В последние десятилетия туризм превратился в динамично развивающуюся отрасль экономики, требующую постоянных технологических инноваций. Особое значение среди них, в силу специфики туристического бизнеса, приобретают нововведения в области информационных технологий.


Важность применения информационных технологий в сфере туризма отражена в работах последних лет таких известных авторов, как В.А. Квартальнов, В.Д. Калачанов, Л.И. Кобко [7–8]. Определение экономической эффективности внедрения программного обеспечения – проблема, долгое время находящаяся в центре внимания многих ведущих специалистов в области информационных технологий [1–3]. Вместе с тем общепринятый подход к решению указанной проблемы до настоящего времени не выработан.


Автоматизация работы турфирм позволяет добиться сокращения технологических затрат времени за счет ускорения процессов обслуживания и обмена информацией как внутри самой турфирмы и ее подразделений, так и между турфирмой и ее контрагентами. В конечном счете это способствует экономии человеческих и финансовых ресурсов за счет сведения к минимуму ручного труда, а также увеличению объемов реализации турпродукта и максимизации прибыли, что является главной экономической целью любого предприятия.


Сложившийся в последние годы стихийный рынок туристических услуг Узбекистана в целом при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и местные объекты, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристические цепи.


Одна из причин подобного противоречия заключается в отсутствии надежной и достоверной информации о состоянии рынка и привычного для западного клиента сервиса, базирующегося на всех возможностях, обеспечиваемых современными средствами связи. Особенности реализации туристического продукта не позволяют говорить о полноценном рынке без соответствующего информационного обеспечения. Именно информационные потоки обеспечивают связи между производителями туристических услуг. Они идут не только в виде потоков данных, но и выступают также в форме услуг и платежей. Поэтому туризм, как международный, так и внутренний, – сфера растущего применения информационных технологий.


Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система информационных технологий развертывается не туристическими агентствами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми вместе.


Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей. Например, системы внутреннего управления гостиницей могут быть связаны с компьютерными глобальными сетями, которые обеспечивают, в свою очередь, основу для связи с гостиничными системами резервирования, которые уже в обратном направлении могут быть доступны туристическим агентствам через их компьютеры. Следовательно, здесь имеем дело с интегрированной системой информационных технологий, которая распространяется в туризме. Становится ясно, что в туристической индустрии распространяются не компьютеры, не телефоны и не видеотерминалы сами по себе – здесь функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий. Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны – ведь многие турпроизводители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга.


О возрастающем применении информационных технологий говорит тот факт, что туризм входит в пятерку, а по некоторым данным – уже в тройку областей с наибольшей реализацией товаров и услуг через Интернет. Преимущества использования данной Сети для субъектов туристического рынка Узбекистана очевидны: неограниченный доступ к информации, возможность экономить финансы при междугородных и международных переговорах, получать информацию о передовых технологиях, обмениваться мнениями с коллегами. Необходимо также отметить, что реклама в сети Интернет дешевле обычной, а в большинстве случаев эффективней, поскольку направлена на целевую аудиторию.


Используя информационные технологии, любая туристическая фирма может разрабатывать свои туры с помощью глобальной сети Интернет. Информация о конкретной фирме в Сети может быть представлена на веб-странице, сайте, визитке или на полномерном сайте.


В настоящее время информационные технологии рассматриваются как инновационный стратегический ресурс развития всей деловой активности, как способ повышения конкурентоспособности компании. Такой подход требует ответа на ряд нетехнологических вопросов: в чем выражается доход от внедрения информационных систем (ИС), как его измерить, какие организационные и кадровые преобразования следует предпринять для полноценной реализации проекта ИС?


Мир современного бизнеса изменился настолько существенно, что организации, созданные для работы в прежних стабильных условиях, не могут приспособиться к новому окружению, не совершенствуя принципы деятельности и структуру. Именно в этом контексте следует трактовать понятие «реинжениринг» бизнеса, которое определяется как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование делового процесса для достижения коренных улучшений в главных сегодня показателях деятельности, таких как стоимость, качество, услуги и быстрота» [8]. Информационные технологии открывают реальные возможности для реинжениринга и получения весомых конкурентных преимуществ.


Использование потенциала технологий для изменения бизнес-процессов компании и существенного опережения конкурентов не является единовременным событием. Требуются прагматичный взгляд и творческое мышление, чтобы разглядеть потенциальные возможности технологии, которая поначалу может казаться не имеющей очевидного применения в операциях компании; или увидеть, помимо очевидных, также инновационные сферы применения информационной технологии.


Если компании хотят добиваться успеха в эпоху постоянных технологических изменений, то им нужно рассматривать способность к использованию информационных технологий как одно из ключевых умений.


Применение информационных технологий требует серьезных инвестиций, которые необходимо использовать для достижения стратегических целей; умения оценивать и контролировать расходы, применять наработанные методы повышения эффективности их использования. Важно понять общую методологию, которая, по-особому преломляясь в каждом конкретном бизнесе, позволит извлечь из информационной технологии то уникальное, что она дает, – лидерство на мировых рынках. Технологическая гонка не всем под силу, поэтому предлагается множество способов повышения эффективности работы информационных систем: ориентация на конечных пользователей, самостоятельная разработка прикладного программного обеспечения, передача своих информационных ресурсов компаниям, специализирующимся на обработке информации, и т.п.


Стратегическая цель информационных технологий – способствовать менеджменту организации реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество. Выполнение этой задачи требует построения информационно-технологических систем, которые имеют следующие атрибуты:
– максимальная доступность – каждый человек может получить доступ к ИТ-ресурсам в любое время и из любого места;
– любой информационный объект должен быть доступен одновременно многим;
– маневренность приложений – необходим переход к сетевой архитектуре, что приведет к серьезным изменениям в организации и работе ИТ-отделов.


Индустрия туризма является одним из крупнейших потребителей телекоммуникационных технологий и располагает одним из наиболее высоких уровней компьютерной оснащенности в деловом мире. Частично это вытекает из природы информации, которая используется в индустрии путешествий. Во-первых, эта информация очень чувствительна ко времени, поскольку очень часто меняются различные даты – события, расписания и т.п. Во-вторых, информация о туристических продуктах должна быть своевременно доступна из различных точек земного шара. В-третьих, туристический продукт состоит из большого количества составляющих – транспорт, проживание, развлечения, – которые также требуют быстрой доставки информации для координирования их удовлетворительной поставки.


Для развития туризма в Узбекистане, повышения его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, реализации всех его социальных и экономических функций, превращения в подлинную индустрию необходимо существенное повышение эффективности деятельности и взаимодействия всех звеньев в цепи производства и доведения до потребителя туристического продукта. Одним из средств достижения указанной цели является информатизация рынка туристических услуг на базе телекоммуникационных и компьютерных систем, аналогичных используемым в западных странах.


Согласно отчету ООН «Состояние широкополосной связи 2015», Узбекистан занимает 130-е место по проникновению стационарного широкополосного Интернета среди 189 стран мира. По данным исследования Комиссии ООН по широкополосной связи для цифрового развития, проникновение фиксированного широкополосного Интернета в Узбекистане по итогам 2014 г. составило 1,3 абонента на 100 человек. Доля физических лиц, имеющих доступ к Интернету, составляет 43,6% по итогам 2014 г. (38,2% в 2013 г.). По этому показателю Узбекистан занимает 93-е место среди 191 страны мира и 48-е место среди 144 развивающихся стран.


По проникновению мобильного Интернета Узбекистан занял 109-е место по итогам 2014 г. Оно составило 23,9 абонента на 100 человек. В целом 10,5% населения – пользователи Интернета, что является 89-м показателем среди 133 развивающихся стран.


По оценкам экспертов, к концу 2015 г. к Сети будут подключены около 3,2 млрд человек, что составляет более 43,4% всего населения мира, по сравнению с 2,9 млрд человек годом ранее (почти 40,6% населения).


В развивающемся мире уровень проникновения Интернета к концу 2015 г. превысит 35,3%, но в наименее развитых странах, список которых составляется ООН, уровень проникновения составит 9,5%.


Предлагаемая модель
Для оценки влияния роста ИКТ на развитие туризма мы использовали следующую модель:



где  – объем предоставленных услуг туризма, измеренных как прибытие иностранных граждан;  – доступ к Интернету;  – развитие в экономике;  – доступ к коммуникациям и  – ошибка аппроксимации; t-индекс означает год. Все переменные преобразованы использованием логарифмического преобразования. Когда нарушается условие гомоскедастичности, кроме извлечения квадратного корня, часто применяется логарифмическое преобразование. Оно также позволяет превратить нелинейную модель в линейную.


В табл. 1 показан список переменных (факторов), используемых для оценки модели.



Данные, представленные в табл. 2, например доступ к коммуникациям, использованы согласно материалам Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.


Несколько индикаторов использовались в качестве развития информационных технологий и коммуникаций: фиксированный (телеграфированный) – широкополосные подписки на 100 жителей (LNBB) процент людей, использующих Интернет (LNICT); подключение телефона стационарной сети на 100 жителей (LNTEL).



Данные о численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения, а также индикаторы развития, такие как валовой внутренний продукт (ВВП), реальный рост ВВП, получены от Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. Они используются в качестве данных развития экономики Узбекистана. Период, охваченный данными, – 2000–2013 гг.


Данные табл. 3 показывают корреляцию между независимыми переменными.


Исходя из данных табл. 3, выявлена высокая корреляция между LNBB и LNICT, поэтому эти переменные не использовались одновременно в оценке модели. В то же время реальный рост ВВП высоко коррелируется с LNBB и LNICT, поэтому модели 1 и 2, представленные в табл. 4, не определили бы гипотезу правильно. Согласно этому модель 4 дала бы коэффициенты уклона из-за высокой корреляции между LNICT и LNTEL.



Следовательно, для прогноза мы выбрали наилучшую – модель 3 (табл. 4). Оценка была осуществлена с использованием обычного метода наименьших квадратов (OLS).



Кроме того, чтобы подтвердить результаты, мы выполнили оценку, используя значимость услуг туристического сектора с учетом влияния индекса потребительских цен (CPI), выраженного в миллионах узбекских сумов, на приобретение туристических услуг (табл. 5).



Результаты показывают, что чем выше число подключившихся к широкополосной сети, то больше вероятность высокого прибытия туристов. В данном случае коэффициент LNBB равен 0,202 с 1%-ным доверительным интервалом (табл. 4, модель 3). В этой модели мы используем рост строительного сектора в качестве индикатора развития, в то время как в модели 1 мы используем в качестве индикатора развития реальный рост валового внутреннего продукта. Модель 1 подтверждает, что коэффициент LNBB не изменяется с точки зрения показателя и размера, который является оценкой LNBB. С точки зрения денежного вклада развития ИКТ мы можем подтвердить, что коэффициент LNBB положительный и значительный и равен 0,316 с 1%-ным доверительным интервалом (табл. 5, модель 3). В данном эконометрическом анализе рост строительного сектора также используется в качестве индикатора развития.


Мы также видим, что число подключившихся к телефонной связи (подключение телефона к стационарной сети на 100 жителей) оказывает положительное влияние на получение доходов от услуг туризма.


Заключение
Проведенный анализ позволяет нам сделать заключение, что рост ИКТ оказывает положительное влияние на улучшение туристического сектора Узбекистана.


Преимущества использования коммуникативных сетей в процессе реализации и потребления туристического продукта участниками туристического рынка Узбекистана очевидны – это: неограниченный доступ к информации, возможность экономить финансы на междугородных и международных переговорах, получать информацию о передовых технологиях и обмениваться мнениями.


Также необходимо отметить, что реклама в сети Интернет более дешевая и в большинстве случаев более эффективная, поскольку направлена на целевую аудиторию. Используя информационные технологии, любая туристическая фирма может привлечь клиента, а также предложить и продать турпакет посредством глобальной сети. Информация о конкретной турфирме может быть размещена на собственной веб-страничке или в социальных сетях, на визитной карточке.


Таким образом, несмотря на огромную просветительскую деятельность страны, рынок туристических услуг Узбекистана по экономической эффективности значительно уступает мировому рынку туризма. Одна из причин этого состоит в отсутствии открытой и достоверной информации об условиях туристического рынка и обслуживания.


В условиях современной глобализации особенности реализации туристического продукта не позволяют говорить о полноценном рынке без соответствующей информационной поддержки.


Туристические фирмы, входящие в мировой рынок, при управлении туризмом сталкиваются с проблемами развития новых информационных технологий, которые являются необходимым условием международной интеграции. Отсутствие статистики и информации о многих туристических ресурсах Республики Узбекистан в полной мере тормозит планирование развития туризма. Проведенный нами анализ существующих информационных систем в туризме и изучение инноваций информационных технологий и коммуникаций дает возможность выработать рекомендации по управлению туризмом и использованию информационных систем.


Используемые источники
1. Зорин И.В. Теоретические основы рекреационной географии. – М.: Наука, 1975.
2. Староселец Е.А., Мельникас Б.И. Математическая модель оптимального размещения массового загородного отдыха населения крупных промышленных центров // Известия вузов. Строительство и архитектура. – 1978. – № 2.
3. Олейников Е.С. Оптимальные модели развития и размещения мест курортно-рекреационного обслуживания. – Кн. 3. Проблемы и методологические основы районной планировки. – Киев: НИИП градостроительства, 1978.
4. Hill M., Schechter M. Optimal goal achievement in the development of outdoor recreation facilities. – Urban and Regional Plan-nong (ed. Wilson A.G.). – London: Pion Press, 1971.
5. Penz A.J. Outdoor recreation areas: capacity and formulation of use policy. – Management Science, 1975, 22, № 2.
6. Management Science Applications To Leisure-Time Operations, Ladany, S.P. (ed.) (No 4 in the Studies in Management Science and Systems series edited by Dean, B.V.), NorthHolland/American Elsevier Publishing Co., Amsterdam/New York, 1975.
7. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
8. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: учеб. пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2004. – 376 с.

20.03.2023

Также по этой теме: