Кооперация регионов как фактор повышения конкурентоспособности близлежащих территорий



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2014


Волков С.К.,
к. э. н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории
Волгоградского государственного технического университета


В исследовании обосновывается актуальность развития межрегионального сотрудничества в условиях современной российской экономики. Предлагается модель развития кооперации близлежащих регионов. Делается вывод о целесообразности развития кооперации регионов для обеспечения их конкурентоспособности на международных рынках.



В условиях нарастающей геополитической неопределенности, глобализации рынков и возрастающей конкуренции за все виды ресурсов проблема устойчивого развития регионов выходит на первый план в вопросах обеспечения их конкурентоспособности. Пространственная структура российской экономики представляет собой уникальную систему межрегиональных контрастов социально-экономического развития, что, однако, при правильном организационно-экономическом подходе может стать конкурентным преимуществом российских территорий.


По мнению экспертов, в России сложилась переходная политика регионального развития, совмещающая черты кооперативного и конкурентного федерализма. С одной стороны, регионы страны конкурируют между собой за размещение на их территории прибыльных компаний и привлечение инвестиций. С другой стороны, ключевые полномочия и финансовые средства концентрируются в федеральном центре, в результате чего регионы конкурируют в основном за их перераспределение в свою пользу [3, c. 17].


Сложившаяся «институциональная» ловушка регионального развития негативным образом сказывается не только на конкурентоспособности региональных предпринимательских структур и региона в целом, но и на конкурентоспособности страны на мировой арене. Так, в отчете Всемирного экономического форума «Отчет о глобальной конкурентоспособности 2012–2013» Россия из 144 стран мира заняла 67-е место, продемонстрировав резкое снижение уровня  конкурентоспособности, переместившись на 16 позиций ниже по сравнению с 2008 годом. Естественно, в числе причин понижения отечественного рейтинга конкурентоспособности имеются макроэкономические и политические детерминанты, однако слабость позиций страны на мировых рынках определяется, кроме всего прочего, низким уровнем конкурентоспособности большинства российских субъектов Федерации (регионов).


Согласно оценке экспертов Института Брукингса, ежегодные потери России от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25–3% ВВП.


Они связаны с деструктивной автономизацией хозяйственных комплексов отдельных регионов, слабостью межрегиональных экономических связей и неэффективностью взаимодействия, высокой асимметрией доходов бюджетов субъектов РФ и растущей асинхронностью их развития в сочетании с избыточностью и дефицитом инфраструктурного обеспечения в региональном разрезе макроэкономического пространства и т.д. [3, c. 10].


Особую актуальность развитию межрегионального сотрудничества придает факт перехода принципов региональной политики от практики применения бюджетных трансфертов к практике концентрации различного рода ресурсов в «опорных регионах» с целью выравнивания уровней развития субъектов РФ. Принцип поддержки «регионов-локомотивов» и «полюсов роста» вынуждает менее конкурентоспособные регионы искать партнерства с более развитыми, что придает дополнительный импульс развитию.


Логика данного исследования основывается на идее о том, что кооперация близлежащих территорий (регионов) может стать фактором повышения их конкурентоспособности на внутренних и международных рынках вследствие объединения финансовых, человеческих, маркетинговых, научно-технологических, туристско-рекреационных и инновационных ресурсов. Чем интенсивнее территории будут использовать потенциал интеграционного взаимодействия, тем динамичнее будут происходить процессы адаптации региональных экономик к современным бизнес-стратегиям и, соответственно, возникнут новые возможности для самореализации конкурентных преимуществ регионов, что особенно актуально в контексте членства России в ВТО. Технологией реализации межрегионального сотрудничества (партнерства), на наш взгляд, должен выступить маркетинг территорий.


Ведущей причиной, порождающей интеграционные процессы, традиционно называют разделение труда. Еще А. Смит рассматривал разделение труда как всеобщую форму сотрудничества людей. Д. Рикардо исходил из тех же предпосылок, что и А. Смит, однако наряду с затратами живого труда он учитывал использование в процессе производства новых технологий, методов и факторов производства и т.д.


Данные положения весьма актуальны в современной структуре организации пространственной экономики, в которой регионы выступают носителями различных факторов производства на общем рынке разделения труда и производства.


Научно-технический прогресс и развитие информационных технологий способствуют не только дальнейшему углублению разделения труда, но и усилению интеграционных процессов, которые находят свое отражение в производственном кооперировании предприятий и торгово-экономическом сотрудничестве субъектов предпринимательства из различных регионов. Так, по мнению отечественных исследователей, «в настоящее время производство более половины мирового валового продукта по цепочке добавленной стоимости и его реализация имеют место в структуре не рыночных, а интеграционных связей» [1, c. 128].


Стремление территорий к самореализации и автономности вполне согласуется с участием в интеграционных проектах, поскольку при этом собственные конкурентные преимущества можно дополнить преимуществами и возможностями территорий-партнеров, усилив тем самым свои социально-экономические позиции на внешних рынках. Вместе с тем, как отмечают эксперты, для современной России, в которой целенаправленное регулирование еще преобладает над рыночным саморегулированием, определяющее значение для эффективной реализации потенциала экономической кооперации как на национальном, так и региональном (муниципальном) уровнях имеет качество институтов интеграции [2, c. 289].


Межрегиональное сотрудничество может последовательно принимать формы торгового соглашения, общего рынка и экономического союза. Обусловленные спецификой развития России обстоятельства, препятствующие эволюции форм кооперации, должны стать первоочередным пунктом переговоров между главами регионов. Совместные решения вопросов создания и развития инфраструктуры, обслуживающей товарные потоки и движение факторов производства, своим следствием будут иметь появление общей собственности участников процесса кооперации. Тем самым должна возникнуть материальная основа долгосрочного и эффективного сотрудничества регионов.


Маркетинговая парадигма территориального (регионального) развития ошибочно, на наш взгляд и взгляд некоторых исследователей [3, c. 26], базируется на принципе сугубо конкурентной ориентации регионального развития. Основная цель маркетинга территорий – создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития всех заинтересованных стейкхолдеров. При этом главной задачей маркетинга территорий, в новых условиях, становится не информирование о преимуществах региона, а реальное изменение модели развития территории.


На основе проведенного теоретического анализа межрегионального сотрудничества предлагается модель развития кооперации близлежащих регионов на основе маркетинга территорий (рис. 1).


Предлагаемая модель межрегионального сотрудничества предполагает два уровня управления: федеральный и региональный. На первом уровне осуществляется стратегическое планирование развития региональной политики. Основная цель федеральных властей, на наш взгляд, должна заключаться в разработке мотивационной модели межрегионального сотрудничества. Федеральный центр должен создать институциональные условия и мотивы для кооперации близлежащих территорий с целью достижения совместных стратегических задач развития и повышения своей конкурентоспособности, в первую очередь на международных рынках.


Реализация стратегии регионального развития на уровне макрорегиона должна осуществляться на основе концепции маркетинга территорий. Начальным этапом должен стать комплексный аудит макрорегиона на предмет выявления сильных и слабых сторон социально-экономического развития и определения возможностей для инфраструктурного развития в условиях кооперационной модели развития.


Итогом комплексного аудита регионов должен стать паспорт профилей регионов – стратегический маркетинговый документ с указанием и обоснованием уникальных ресурсов и условий для развития той или иной отрасли народного хозяйства в конкретном регионе с учетом реальных и потенциальных возможностей для дальнейшего роста. Все регионы характеризуются различным экономическим потенциалом, т.е. объемом и специфичностью имеющихся факторов производства, что определяет их возможности и ограничения в процессе межрегионального сотрудничества.


Профилирование регионов позволит выявить наиболее перспективные и эффективные направления для экономического кооперирования регионов.


После этапа профилирования регионов выбираются приоритетные направления для разработки совместных пилотных проектов. Реализация совместных пилотных проектов предполагает объединение имеющихся у регионов уникальных ресурсов для создания единого информационного поля о имеющихся возможностях. Для реализации совместных проектов необходимо формирование соответствующей институциональной среды, особенно важную роль должны играть инвестиционно-финансовые институты. Перспективным представляется создание на территории макрорегионов (федеральных округов) универсальных инвестиционных, страховых и специализированных банков для осуществления финансирования пилотных проектов, осуществляемое в рамках межрегиональных целевых программ. Уставный капитал может формироваться пропорционально уровню регионального ВВП каждого из регионов-участников. Богатый опыт функционирования межрегиональных финансовых институтов накоплен в Европе (структурные фонды ЕС). Развитие институциональной среды межрегионального сотрудничества должно способствовать формированию инфраструктуры макрорегиона.



Для эффективного межрегионального сотрудничества необходима постоянная и скоординированная коммуникационная модель. В силу того что межрегиональное сотрудничество предполагает взаимный обмен действиями между регионами, необходимо сформировать взаимовыгодную и практически удобную модель коммуникации между всеми стейкхолдерами межрегиональной кооперации. Необходим постоянный диалог между органами государственной власти и местным самоуправлением, политической и бизнес-элитой, неправительственными организациями, экспертным сообществом, населением и т.д. Баланс их интересов оказывает значительное воздействие на эффективность межрегионального сотрудничества.


Для обеспечения системности межрегионального сотрудничества целесообразны дифференцированный подход, использование современных методик маркетингового анализа и технологии маркетинга территорий, а также брендинга.


Кооперация регионов дает очевидный эффект «сложения» имеющихся ресурсов и факторов производства близлежащих территорий, суммирования экономических потенциалов ранее автономных участников регионального развития, что повышает качество сотрудничества за счет синергетического эффекта.


Таким образом, основу территориальной кооперации должно составить не перераспределение административного ресурса, а углубление сотрудничества всех регионов России. Создание, а тем более укрепление единого экономического пространства России – комплексная масштабная задача, которая требует не только участия федерального центра, но и активной интеграции регионов. Мы уверены, что специальной задачей стратегии территориального развития должна стать задача преодоления тенденций дивергенции и дезинтеграции экономического пространства страны.


Используемые источники
1. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2001.
2. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве / Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важенина И.С., Татаркин А.И. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011.
3. Фролов Д.П. Маркетинговая парадигма регионального развития: монография. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013.

07.09.2020

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста