Торговые предприятия – перспективный вид деятельности в сфере услуг Узбекистана



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2014


Хусанов Б.К.,
старший научный сотрудник Ташкентского финансового института,
Республика Узбекистан


В национальной экономике Узбекистана одно из ключевых значений имеют торговые предприятия. Рассматриваются тенденции и перспективы развития торговых услуг в Узбекистане, вопросы внедрения в данную сферу деятельности современных управленческих структур.


Как показывает практика в условиях структурных преобразований национальной экономики важное значение придается дальнейшему развитию торговых предприятий в сфере услуг. Такое внимание к торговым предприятиям определяется значением этой сферы в национальной экономике Узбекистана, которым обеспечены во внутреннем рынке равноправные условия по созданию конкурентной среды. Торговые предприятия, являвшиеся одним из объектов малого бизнеса, могут моментально реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также играть важную роль в обеспечении национального экономического роста и повышения конкурентоспособности страны на внешнем рынке.


Важнейшим этапом в развитии сферы услуг, включая торговые предприятия, стало принятие и реализация «Программы развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012–2016 годы». В настоящее время наблюдается положительная тенденция в развитии торговых услуг в Узбекистане. Так доля торговых услуг составляет сегодня более 52 % ВВП страны. При этом наиболее высокими темпами растут высокотехнологичные и рыночные виды услуг, такие как услуги связи и информатизации – на 24,5%, по компьютерному программированию – на 18%, финансово-банковские услуги – на 17,6%». В то же время, как показывает практика, пришло время разработки законодательного механизма по развитию данного вида услуг, что является предметом озабоченности специалистов и практиков.


Решение этой проблемы видится не только в предоставлении государственной поддержки развитию торговых отношений, но и в активном инновационном развитии торговых предприятий в сфере услуг на основе современного менеджмента.


Республика Узбекистан располагает солидным потенциалом как для развития внутреннего торговых отношений, так и для импорта товаров за рубеж.


В республике осуществляют свою деятельность более 57 тысяч торговых предприятий. Анализ современного состояния торговли в сфере услуг показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост доли торговых услуг в национальной экономике страны.


Быстрорастущий спрос населения на потребительские товары внутри страны вызвал увеличение строительства новых торговых обьектов в столице республики и в областях. При этом основное строительство по развитию торговых предприятий в торговых сфере услуг производится в регионах Узбекистана.


Развитие малого бизнеса, включая торговые предприятия, определяется экономической политикой страны. Государство обеспечивает условия для развития данного вида услуг. Особое значение имеет зашита интересов предпринимателей, уменьшение налоговых нагрузок и налоговые льготы, улучшение банковских финансово-кредитных услуг, исключение незаконного вмешательства во внутренние дела торговых предприятий, обеспечивать конкурентоспособную среду для бизнеса.


Государство устанавливает благоприятные инвестиционные условия, разработано антимонопольное законодательство и расширяются условия для внешнеэкономической деятельности. Наряду с правовой и организационной поддержкой торговых предприятий особое место занимает финансово-экономическая активность, направленная на предоставление финансовых услуг торговым предприятиям.


Важной задачей, стоящей перед торговыми предприятиями сферы услуг, является усиление конкурентных позиций. Для деятельности торгового предприятия в сфере услуг приобретает большое значение привлечение инвестиций, модернизация торгового отношения. Для этого требуется практическое применение методов и приемов проведения управленческих исследований, а также использование инновационных технологий, обеспечивающих решение поставленных задач повышения конкурентоспособности и дальнейшего развития. Разработка эффективного управления торговых предприятий представляет собой систематические мероприятия по совершенствованию менеджмента торговых предприятий, контроль качества товара, управление персоналом, управление финансами и получение оперативной информации для обобщения полученных данных, а также анализа и отражения данных в форме, необходимой для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед торговыми предприятиями.


Что касается таких направлений как инфраструктура торгового предприятия, тут видна положительная тенденция по развитию благоприятных условий для предоставления торговых услуг. Инфраструктура торговых предприятий республики ориентирована на уровень мировых стандартов. Очевидным является и то, что торговый потенциал в некоторых регионах страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного торгового услуги на территории республики требует более активного проведения государственного регулирование по качественному развитию торговых предприятий.


В настоящее время, когда во многих зарубежных государствах предвещаются финансовые трудности, в экономике нужно будет принять и реализовать антикризисной программы страны. В этом случае, именно модернизация национальной экономики, в том числе торговых предприятий, является важным условием формирования конкурентоспособной экономики. Модернизация национальной сферы услуг создает основу для повышения конкурентоспособности услуг, производимых отечественными торговыми предприятиями в различных секторах экономики на краткосрочный и среднесрочный период. В процессе реализации улучшения экономического климата возникает необходимость перехода к качественно новой фазе развития экономики, основанной на эффективном использовании инновационно – инвестиционного потенциала страны.


В условиях современной глобализации и жесткой конкуренции между торговыми предприятиях, проводимая правительством Узбекистана политика в области развития, либерализации и привлечения дополнительных иностранных инвестиций в сферу услуг, направлена на использование заложенного потенциала страны, сделав её одной из самых привлекательных отраслей экономики.


В настоящее время, оказание торговых услуг превратилось в одну из перспективных сфер экономики независимого Узбекистан. Особое значение торговых услуг и необходимость повышение её роли определяются рядом обстоятельств:


1. Развитие торговых предприятий в сферы услуг способствует увеличению национального дохода, увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.


Увеличатся инвестиция в развитие человека.


2. Развитие торговых предприятий способствует решению проблем безработицы и занятости населения, созданию новых рабочих мест. В условиях формирования рыночной экономики и нарастающей конкуренции между торговыми предприятиями различных форм собственности, рациональное использование ограниченных ресурсов является главной задачей, решение которой можно добиться только при высоком уровне производительности труда.


3. От развития торговых предприятий в сфере услуг зависит величина доходов персонала, следовательно, уровень материального благосостояния той части населения, которая трудится в этой сфере. Торговые предприятия стремятся охватить наиболее эффективные и высокодоходные части рынка услуг. В настоящее время в республике приватизированы 99.8 % торговых предприятии. Исходя из этого наряду с заработной платой, важным источником дохода занятых в торговых предприятиях в сфере услуг является предпринимательский доход.


4. Развитость торговых предприятий в сфере услуг является определяющим фактором обеспечения достойного качества жизни населения. Весьма благоприятное воздействие на жизнедеятельность человека оказывают новые виды информационного и сервисного обслуживания, оказание транспортных услуг для покупателей, предоставление скидок, распродажа, Интернет-магазины и другие виды сервиса.


В настоящее время многие торговые предприятия не располагают достаточными финансовыми ресурсами для расширения своей деятельности и это тормозит развитие, открытие новых торговых объектов. В таких случаях экономическую поддержку оказывает банковская система. Услуги банков, в частности предоставление кредитов для расширения и развития предприятий, оказывают существенный вклад в устойчивое и эффективное развитие торговых предприятий. Финансовая поддержка торговых предприятий обеспечивает гарантию финансовой устойчивости, а с другой стороны, расширяет поле деятельности предприятия.


Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что для успешного решения задач развития торговых предприятий в сфере услуг и повышения их роли в социально-экономической жизни страны, необходимо уделить серьёзное внимание, в первую очередь, расширению экономических возможностей торговых предприятий, разработать дополнительные законодательные механизмы, обеспечить благоприятный инвестиционный климат, совершенствовать формы хозяйствования в этой сфере.


Однако все экономические и социальные проблемы торговых предприятий сферы услуг невозможно решать только на базе развития предпринимательской деятельности. Немаловажную роль имеет расширение инфраструктуры торговых предприятий, высокий доход населения, благоприятный экономический и инвестиционный климат, что является локомотивом развития торговых предприятий в сфере услуг.


Поэтому представляется, что формирование отраслевой структуры и объема торговых услуг населению не должно быть отдано полностью рыночной стихии.


Наряду с частной, в торговых предприятиях важную роль должны играть государственное регулирование в форме развития конкурентоспособного рынка для всех хозяйствующих субъектов. Дополнительная разработка законодательного механизма будет являться дополнительным импульсом для всестороннего развития торговых предприятий в сфере услуг, которые в конечном итоге будут служить задачам развития экономики Узбекистана.


Используемые источники
1. Егоров В.М. Организация торговли. – СПб: Питер, 2004.
2. Набиев. Экономические преобразование и сфера услуг. Т» 1994 .
3. Портер M. Конкуренция.- – M.: Вильямс, 2006.
4. Соловьев Б.А. Маркетинг. Учебное пособие. – М; ИНФРА-М, 2008.
5. Узбекистан в цифрах. – T., 2008.

12.07.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста