Работодатель и контролирующие органы. Взаимодействие и помощь или противостояние?



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2013


Н.В. Пластинина,
эксперт журнала
«Кадры предприятия»

Работодатель имеет дело не только с деловыми партнерами предприятия, трудовым коллективом, но и с внешними контролирующими и просто властными органами. Работодатель и указанные органы не существуют в двух параллельных мирах. Они пересекаются, и не раз, в течение всей производственной деятельности предприятия. Всегда ли это связано с проверочными мероприятиями? Всегда ли можно ожидать от данных органов подвоха и негативных для работодателя последствий? Возможно ли сотрудничество с ними? Или хотя бы мирное сосуществование? А может быть, от них можно ожидать и помощи? На эти и иные вопросы постараемся найти ответ в предлагаемой статье.

Центр занятости населения
Статьей 7.1-1. Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения) установлены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения. В числе полномочий можно отметить:
- принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения;
- разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
- регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
- оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг, в том числе:
– содействие работодателям в подборе необходимых работников;
– организация проведения оплачиваемых общественных работ;
– организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
– выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ;
- формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения;
- принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.

Таким образом, взаимодействие органов занятости населения с работодателями осуществляется:
- в поиске специалистов для работодателя на основании поданной им заявки (пункт 7.1.-1 Закона о занятости населения), - в организации общественных работ у работодателей и направлении на них безработных (пункт 8 статьи 71.1.-1 Закона о занятости населения);
- в консультативной помощи работодателям, в том числе в области рынка труда.

Общественные работы иногда имеют выгодное значение для работодателей, поскольку указанная работа фактически оплачивается (через систему возмещения) за счет государства. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (далее – постановление Правительства РФ № 875) именно на органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ.

Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. С лицами, желающими участвовать в общественных работах,  работодатель заключает срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

В указанный период безработным гражданам может оказываться материальная поддержка. Так, основанием для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, (пункт 18 постановления Правительства РФ № 875).

По правилам пункта 21 постановления Правительства РФ № 875 финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. По решению органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Как правило, для регулирования данного вопроса утверждается специальная программа.

Контролирующие функции органов занятости по отношению к работодателям состоят:
- в контроле по установлению квоты для приема инвалидов (статья 25 Закона о занятости населения; статья 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; закон субъекта РФ);
- сборе информации и контроле за предоставлением работодателями информации об установлении у работодателя режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также приостановки производства (пункт 2 статьи 25 Закона о занятости);
- сборе отчетности и контроле за предоставлением ежемесячной отчетности работодателями о сведениях о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по  профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Непредоставление вышеназванной информации и отчетности в орган занятости населения может повлечь административную ответственность по статье 19.7 КоАП РФ.

Как известно, полномочия по контролю логично переплетаются с полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях. Так, пунктами 86–87 статьи 28.3 КоАП РФ на должностных лиц нижеуказанных органов возложены функции по составлению протоколов о следующих административных правонарушениях:
1) на должностных лиц федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, – об административных правонарушениях, предусмотренных:
– частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, а именно за неуведомление… органа занятости о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Санкция за данное нарушение – административный штраф на должностных лиц – от 35 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
– частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; санкция – на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до3 лет;
на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
– статьей 19.7 КоАП РФ; (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде; санкция –  предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей;
2) на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения, – об административных правонарушениях, предусмотренных;
– статьями 5.42 КоАП РФ (нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости; санкция на должностных лиц нарушителя – от 2000 руб. до 3000 руб.);
– 19.7 КоАП РФ.

Вывод: органы занятости населения практически в равной степени призваны и помочь сторонам трудовых отношений, в том числе работодателю, но и наделены функциями по контролю, выявлению и фиксации административных правонарушений в области обеспечения занятости и предоставления предусмотренной законом информации и отчетности.

Продолжение статьи читайте в №1/2013

26.12.2016

Также по этой теме:


Яндекс.Метрика