Причины и следствие формирования высококонцентрированных рынков на примере хлебного рынка Новосибирска



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2012


Охорзина Ю.О.,
к. э. н., старший преподаватель,
ИМОЯК ТПУ


Пищевые предприятия играют существенную роль в экономике Новосибирской области. В ней предприятия, выпускающие продукты питания и напитки, уверенно лидируют по объёмам производства среди обрабатывающих отраслей – их доля превышает 34%. По данным областного комитета статистики, пищевая промышленность на протяжении последних лет демонстрирует устойчивый рост. Более того, новосибирские пищевики по многим позициям входят в число крупнейших производителей России. Так, область выпускает значительные объёмы маргариновой продукции, минеральной воды, консервов.


По объёмам инвестиций предприятия пищевой промышленности Новосибирской области годами входят в число лидирующих, ненамного уступая машиностроению. Наконец, у пищевой промышленности Новосибирска и области нет проблем с сырьём. На 70% она обеспечивает себя мясом, более чем на 80% – молоком.


Заметную роль на рынке производителей продуктов питания играют производители хлебобулочных и мучнистых кондитерских изделий [9].


Производство хлеба – важная составляющая в общем объёме выпуска продукции пищевой промышленности Новосибирской области. Однако с ростом благосостояния жителей города производство хлебобулочных изделий падает, что соответствует отрицательной динамике по России, отраженной на рис. 1 [6].


В 2009 г. предприятиями Новосибирской области было произведено 158,8 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, что на 6,1% меньше уровня производства 2008 г.


Более половины произведённой продукции выпечено в Новосибирске [8].


Однако есть на новосибирском хлебном рынке одна особенность: из года в год именно здесь поддерживаются высокие цены на хлеб. Традиционно последние годы хлеб в Новосибирске самый дорогой в Сибирском федеральном округе, причём его цена остаётся выше, чем в других регионах на 30%. Для сравнения: в сентябре 2010 г., согласно данным Росстата, розничная цена в пересчёте на 1 кг хлеба в Кемерово составила 12 руб., в Томске – 15,30 руб., в Омске – 14,66 руб., в Новосибирске – 17,39 руб., в Красноярске – 17,22 руб. [2]. Что позволяет удерживать такие высокие цены на хлеб?



Посмотрим более детально, кто производит основной объём хлебобулочных изделий. Из рис. 2 видно, что погоду на рынке делают крупные производители, причём почти 50% изделий выпускает один производитель, продвигающий на рынок продукцию под разными марками и на разных производственных площадках. Это хлебозаводы, принадлежащие «Сибирской Хлебной Корпорации», марки «Восход» и «Русич» [8].



Базовыми предприятиями хлебопекарной промышленности, определяющими общие тенденции развития производства хлеба и хлебобулочных изделий в Новосибирской области, являются крупные и средние хлебопекарные предприятия, на долю производства которых приходится более 85% общего объёма выпуска продукции в области.


Большую часть хлебобулочных изделий выпекают всего два крупных производителя, заводы «Сибирской Хлебной Корпорации» и ОАО «Новосибхлеб». Частных небольших пекарен в городе мало [5]. Фактически сложился монопольный рынок.


В 2002 г. рынок г. Новосибирска был поделён между тремя крупными производителями хлебобулочных изделий и пекарнями, которых на то время было около 50.


У трёх крупных предприятий, «Русич», «Новосибхлеб» и «Восход» новые собственники появились в результате скупки акций у работников предприятий.


В последние 10 лет лидером в производстве хлеба является ОАО «Восход», который  специализируется на выпуске хлеба 1-го и 2-го сортов, хлеба ржаного, выпечке кондитерских изделий и продукции серии «Продукты здоровья». В состав предприятия входят два завода, на предприятии заняты около 1200 человек, работающих в круглосуточном режиме.


ОАО «Новосибхлеб» было создано в мае 1993 г. на базе управления хлебопекарной промышленности облисполкома и Хлебокомбината им. Якушева. ОАО «Новосибхлеб» доминировал на рынке Новосибирска в 1997–1998 гг., занимая около 65% рынка, был признан монополистом и внесен в реестр монополистов. В состав предприятия входили шесть хлебозаводов, проектно-конструкторское бюро, технический центр, автохозяйство, фирменные магазины [5].


В 1990-е «Русич» и «Восход» были приватизированы, существовали относительно автономно и конкурировали на рынке. В 2003 г. ОАО «Русич» было приобретено в собственность владельца «Восхода» Терешкова. Поглощение вызвало двухлетнее судебное разбирательство, имевшее освещение в СМИ [3].


Перечисленные предприятия устойчиво формировали и формируют погоду на рынке хлебных изделий Новосибирска. Несмотря на все попытки конкурентов, некоторые из которых, например «Сахо», предпринимали существенные усилия по созданию конкурентных преимуществ, позиции основных игроков новосибирского рынка «Восхода» и «Новосибхлеба» остаются неизменными (детально представлено в табл. 1). Владелец «Сахо» ориентировался на формирование вертикально интегрированной структуры, охватывающей полный цикл, – от сельскохозяйственного производства до реализации готового хлеба. Однако несмотря на низкие цены, ему никак не удаётся увеличить выше 5% долю на новосибирском рынке. После нескольких лет усилий он начал развивать свой бизнес в других регионах.



Из табл. 1, составленной на основании исследовании «Сибирской Хлебной Корпорации», приведенной выше, видно, как меняются доли рынка тройки лидеров: после 2003 г. они заметно уменьшаются, но почти полностью отыгрывают позиции к 2010 г.


Что же произошло на рынке за последние 7 лет?


2003–2007 гг.
Существенное падение долей крупных производителей произошло осенью 2004 г., когда администрация Новосибирской области отказалась от продления истекшего 30 сентября 2004 г. соглашения с семью крупнейшими хлебопекарными предприятиями, по которому продавала им муку по льготной цене. В ответ с 1 октября все хлебопёки на 15% подняли цены на «социальный» хлеб 1-го и 2-го сортов, а на остальной хлеб и хлебобулочные изделия подняли цены ещё значительнее. Удержать рост цен на «социальный» хлеб удалось на уровне 15% благодаря соглашению хлебопеков с областными властями, которые рекомендовали заводам не взвинчивать цены на хлеб выше этой отметки. В то же время цены на другие сорта хлеба и хлебобулочные изделия выросли до 25%. Именно это решение администрации дало возможность существовать на рынке мелким пекарням [4, 10].


2007–2010 гг.
Ситуация развернулась в обратную сторону летом 2007 г., после принятия решения о закрытии розничных рынков в Новосибирске и ужесточении требований к управляющим рынками компаниям. Исторически сложилось так, что в Новосибирске в последние 7 лет сформировался высокий уровень присутствия в продуктовом секторе сетевых магазинов, занимающих, по различным оценкам, до 79% от общего объёма покупок FMCG. В кризис 2008–2010 гг. пищевые предприятия города превратились ещё и в беспроцентных кредиторов, на рынке остались только те, кто мог кредитовать сети. В кризис многие сетевые магазины стали ненадёжными партнёрами, в 2008–2009 гг. прошла серия громких судебных разбирательств между производителями и сетями-покупателями [7].


Понятно, что в качестве кредитора может выступить только предприятие, имеющее достаточные финансовые возможности для того, чтобы терпеть два-три месяца задержки в оплате, т. е. только крупные предприятия. Рынок опять стал малоконкурентным.


По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля – Хиршмана выходит, что рынок ХБИ Новосибирска стабильно относится к высоконцентрированным рынкам с низкой конкуренцией (2000 < HHI < 10000 [11]). Отсюда и высокие цены. Олигополизация рынка напрямую связана с действиями администрации города и области.


Высокая доля рынка крупных производителей в 2003 г. была вызвана тем, что администрация области поощряла именно крупных производителей, отпуская им муку по более низкой цене. Снижение уровня конкуренции в последний кризис произошло из-за высокой доли сетей в городе, что также есть следствие действия городских властей, которые в административном порядке проводили сокращение открытых рынков в 2007–2008 гг.


Литература
1. Берязева М. «Бородинский» в Новосибирске слишком дорог // Ведомости. – 2009. – № 66 (2336).
2. В Омске хлеб стоит в два раза дешевле, чем в Новосибирске // РИА ОмскИнформ. – 2010. – Сентябрь.
3. В монополизации хлебного рынка Новосибирска разберется Арбитражный суд. Режим доступа tayga.info/news/2004/11/29/~50186, свободный.
4. Морозова Е. Новосибирцы узнали цену хлебу после отмены льгот хлебопёкам // Коммерсантъ. – 2004. – № 184 (3023).
5. «Новая Газета» в Новосибирске: Дружная семья хлебопёков. Режим доступа tayga.info/details/2004/11/13/~89307
6. Российский статистический ежегодник. – М.: Федеральная служба госстатистики, 2009.
7. Руднев М., Дрокова Ю. Поставщики крупнейших новосибирских сетей не надеются получить долги мирным путём // Ведомости. – 2009. – № 19 (2289).
8. Справка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области за апрель 2010 г.
9. Шадрина О. Снежные японцы // Эксперт. – 2007. – № 10 (551).
10. Шкарубо Е. На сколько подорожает хлеб в Новосибирске?//Новосибирскметро. Режим доступа metronsk.ru/issues/3/60/
11. Юсупова А.Т. Теория отраслевых рынков. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005.

11.06.2019

Также по этой теме: