Продуктовая политика


Стремление предприятий промышленности снизить неопределенность и риски, связанные с ведением бизнеса и зависящие от воздействия внешних факторов, находит свое выражение в расширении продуктового ряда, ориентации на большее число потребителей с разнообразными предпочтениями. Однако данный подход вызывает, как правило, увеличение числа поставщиков и подрядчиков компании и соответствующий рост трансакционных издержек. Решение проблемы лежит в области нахождения оптимального соотношения рисков и издержек для конкретного предприятия.

В данной статье дается определение термину «премиум». Описываются характеристики категории продуктов класса «премиум» и дается портрет потребителя таких продуктов.

Эволюция концепции маркетинга привела к тoму, чтo пoтребитель стал играть активную рoль не тoлькo в прoцессе пoтребления, нo и в разрабoтке прoдукта, формировании рекламнoй кoнцепции, стратегии прoдвижения. Границы между компаниями и их клиентами стираются. Сегодняшние компании включают потребителей в свои корпоративные сети, таким образом создавая среду для разработки передовых продуктов. Oсoбеннo явнo эта тенденция выражена в сфере В2В, где для сoздания и усoвершенствoвания нoвых прoдуктoв предприятия привлекают свoих клиентoв и партнерoв. В числo предприятий, сoтрудничающих с клиентами на этапе разрабoтки нoвых продуктов, входят такие компании, как Intel, 3M, Dell, Linux, Yahoo, Wikipedia. Так, например, в 2007 г. компания Intel запустила партнерскую сеть Open Port, представляющую собой плод интеграции корпоративного сайта и социальной сети.

Вопросы производственной эффективности работы предприятий в настоящее время являются весьма актуальными. Важное направление, которое затрагивает данная проблема, – это сокращение отходов производства. Сокращение отходов производства предприятий является одной из задач развития экономики России в будущем, так как это придает дополнительные конкурентные преимущества отечественным предприятиям. В условиях сокращения природных ресурсов предприятия, имеющие долгосрочные планы развития, должны учитывать эти особенности. Особенно это касается производственных предприятий, которые используют в своей деятельности природные ресурсы: землю, воду, недра. Такие предприятия должны осознавать ответственность за использование ресурсов. Совершенствование экологического и налогового законодательства России приведет к тому, что предприятия станут заботиться о сокращении отходов (причем это будет не просто забота о повышении производительности труда, которая существует и сегодня, сколько забота о сокращении расходов по штрафам, налогам за пользование природными ресурсами). 

Некоторые российские специалисты, выделяя ориентацию на потребителя (маркетинговая модель управления) как перспективную стратегию развития компании, вместе с тем указывают на то, что управление брендом в новых условиях становится ядром стратегического управления компании, интегрируя вокруг себя основные стратегии. Организационно это выражается в том, что менеджеры высшего звена делают строительство бренда частью своих стратегических планов.
Западные компании разрабатывают видение (концепцию) и миссию марки вместо видения и миссии корпорации. Такая тенденция к возрастающей роли бренда в управлении компании в первую очередь связана с тем, что сегодня многие компании ставят своей первостепенной целью не увеличение прибыли, а увеличение стоимости акционерного капитала, и бренд рассматривается как главный нематериальный актив компании.
 

В начале статьи автор считает целесообразным сформулировать свой подход к дефинициям и соотношению понятий “услуга”, “продукт” и “товар”. Услуга – определенное свойство объекта или субъекта, проявляющееся в результате взаимодействия с другими объектами и/или субъектами. Продукт – результат деятельности в виде наделенного услугами объекта или субъекта. Товар – продукт, наделенный дополнительными услугами, повышающими эффективность обмена. Исходя из этих дефиниций, перечисленные понятия образуют концентрическую триаду, в центре которой, ее ядром является потенциальная услуга прежде всего для потребителя, а внешней оболочкой является товар как более общее, поглощающее понятия “услуга” и “продукт”. Этот подход вполне корреспондируется с определениями понятий “услуга” и “продукт”, отраженными в международном стандарте, которым прежде всего должны руководствоваться специалисты при использовании терминов и определений и при их переводе на другой язык. Подход автора по соотношению этих трех понятий также соответствует доводам, что сохраняет генезис семантики понятий “услуга”, “продукт” и “товар” со времен А.Смита и К.Маркса. И мы обязаны сохранять генезис, следить за исключением возможности подмены семантики и дефиниций понятий в русском языке, особенно при переводе с других языков.

Расширение масштабов конкуренции, стремление производителей и продавцов привлечь к производимым и продаваемым товарам потенциальных потребителей и необходимость удержания существующих покупателей и клиентов значительно активизировало использование в предпринимательской деятельности товарных знаков, торговых марок и так называемых брэндов. С точки зрения преподнесения аудитории и то, и другое и третье понятие является своего рода символом, способным, для начала привлечь внимание существующих и потенциальных потребителей. Выбор потребителем товаров не всегда является рациональным, т.е. основанным на характеристиках самого товара, а определяется его ассоциативным восприятием именно символа через который строятся представления о товаре. Проведенные исследования показывают, что около 85 % принимаемых решений основывается на визуальной информации. В связи с чем основной функцией символа является индивидуализация товара и возможность его выделения (отличия) от других аналогичных товаров, донесение до потребителей информации, что именно этот товар является лучше других аналогичных товаров. Это то общее, что содержится в трех приведенных терминах. К сожалению, опреленная общность этих терминов и применение их во всех случаях приводит во-многих случаях к путанице, смещению существа каждого их приведенных понятий, в чем, опять же к сожалению, активно помогает пресса, давая свои определения, а в ряде случаев называя все это нематериальным активом. Это волнует специалистов, особенно юристов, поскольку это не только усложняет работу, но и оказывает определенное влияние на уровень общения как внутри самих коллективов организаций, так и с клиентами. Этот вопрос обсуждался участниками Первой Международной конференции "Государство и интеллектуальная собственность. Товарные знаки в экономике и праве", проходившей в Москве в октябре 2001г. Мнение участников однозначно определило необходимость упорядочения терминологии.

Отделы продаж больших предприятий и/или торговых домов, не ограничивающиеся продвижением узкого ассортимента продуктов, как и любые другие сложные системы, на пути своего поступательного развития рано или поздно начинают испытывать на себе объективное давление накапливающихся в них количественных изменений. Эти изменения связаны и с нарастанием оборотов, и с увеличением числа клиентов, и с многократным возрастанием объемов многоплановой информации о продвигаемых продуктах. Количество последних перестает укладываться в сознании лиц, принимающих решения (генеральный директор, начальники управлений и отделов), и по этой причине решения этих должностных лиц становятся все менее обоснованными. Отдельные не очень значимые направления (продукты) перестают регулярно оцениваться даже на предмет выявления их  экономической эффективности, не говоря уже о маркетинговых нюансах продвижения. Проблему можно сформулировать следующим образом — перегруженность лиц, принимающих решения, огромным объемом количественной информации.

В начале статьи автор считает целесообразным сформулировать свой подход к дефинициям и соотношению понятий “услуга”, “продукт” и “товар

В настоящее время предприятия, действующие в конкурентной среде, при изменчивых внешних воздействиях все большее значение придают проведению маркетинговых исследований своих товаров. Немаловажным является и то обстоятельство, что информация, приобретаемая в процессе таких исследований, используется при многовариантном анализе и обосновании управленческих решений по номенклатуре выпускаемых изделий, их количеству, ценам, потребительским свойствам и т. п. При недооценке значения результатов деятельности маркетинговой системы на предприятии становятся невостребованными его производственные мощности, интеллектуальный и кадровый потенциал. Динамика воздействия рыночного спроса на производимые товары должна отслеживаться службой маркетинга на всех этапах их жизненного цикла и учитываться в системах, отвечающих за качество и количество выпускаемых изделий, их цену, внедрение инноваций, освоение новых видов продукции.

Предложение новых, разнообразных и высокотехнологичных продуктов разными производителями растет, конкуренция между ними усиливается. Реакция на изменения и новинки одного производителя со стороны других происходит достаточно быстро. С ростом же стандартизации особую роль приобретает упаковка продуктов, выступающая носителем специфических особенностей и, нередко, единственным источником информации о продукте.


Яндекс.Метрика